Чему стоит поучиться у Барби всем карьеристкам

Известная кукла бренда Mattel у большинства ассоциируется с яркой внешностью и недалеким умом. На самом деле, у нее есть чему поучиться. Откуда взялись эти стереотипы и почему Барби на самом деле - релевантная модель реализованной девушки?


Барби – не просто мечта всех девочек, она – отражение эпохи. Модель задумывалась как кукла для девочек от 3 до 14 лет, а подняла важные вопросы женской идентичности. С начала популярности бренда она помогла многим девушкам поверить в себя, увидеть, что возможна другая жизнь.



Женщина абсолютно самодостаточна

Эта кукла не учит девочек материнству и тому, как нужно быть хорошей женой. Она показывает образ совершенно самодостаточной женщины. Той, которая живет собственную жизнь, ходит на шопинг, гуляет с подругами, открывает для себя любимые хобби. У нее есть собственный большой дом, огромный разнообразный гардероб, украшения. Эта женщина сама по себе.


Конечно, такой образ сразу входит в жесткую конфронтацию с традиционными российскими реалиями и ценностями. У нас принято, что представительница прекрасного пола – лишь часть семейной системы, здесь она нужна и полезна, ей обязательно нужен муж, дети. То есть она – лишь приложение, а сама по себе не существует, даже контекста для ее самостоятельного существования нет.


Пример с Барби показывает совершенно иную женщину – яркую, привлекательную, абсолютно автономную, которая выстраивает свою жизнь так, как ей хочется, и получает от этого удовольствие. И это первый момент, на который стоит обратить внимание российским женщинам, поскольку девочки в России до сих пор чаще всего воспитываются по-другому.



Отношения могут быть приложением, а не самоценностью

Позиционирование Барби – кукла с разнообразными атрибутами. К ней могут прилагаться: красивый розовый двухэтажный дом, кабриолет, аксессуары, богатый гардероб и так далее. И Кен также входит в число «атрибутов». Он просто приложение, второстепенная фигура во вселенной Барби. У нее есть свой личный бренд, ее личное имя – крутое, классное, звучащее. А Кен менее известен и приобретается только по желанию, как дополнение.


Это отличный посыл, если отнестись к нему верно. Отношения – не главное. Не стоит стремиться «во чтобы то ни стало» связать себя с мужчиной раньше, чем ты получишь кайф и радость от жизни сама! Нужно сначала понять, к чему стремишься, чего хочешь, где будешь реализовываться. Главное – твоя счастливая, благоустроенная жизнь, и потом уже к ней может прилагаться мужчина. Ты не стремишься переложить ответственность на партнера, решить свои запросы с помощью него, а реализовываешься самостоятельно!


Второй посыл из атрибутики Барби не менее важный. Ты можешь сама выбирать наличие отношений – они могут как присутствовать в твоей жизни, так и нет: решать тебе. Захочешь делить свои ресурсы, свою жизнь с другим человеком – отлично, а не захочешь – не надо. Ведь можно ни в кого и не влюбиться. Влюбленность – это импульс, событие, которое от тебя не зависит. А вот где ты будешь жить и как, что ты будешь есть, во что одеваться – прямое следствие твоих поступков и целей, об этом стоит подумать.



Женщина может быть богатой

Важный момент, на который Барби открывает глаза – женщина может быть богатой сама по себе. Не благодаря родителям или мужу. К кукле прилагается пул материальных благ, подтверждающих ее финансовую состоятельность: огромный красивый особняк, дорогая машина, большой гардероб, украшения, мебель. При этом посыл, что она все получила через мужчину, отсутствует! В 80-х годах это даже использовали в социальной рекламной кампании под слоганом – «Мы, девушки, можем абсолютно все, да, Барби?». То есть обычная кукла показывала и показывает миллионам женщин, что она организовала все это богатство в своей жизни сама, а Кен – лишь приложение.


У нас же с детства вбивается в голову, что жизненный успех девушки кроется в замужестве, семье, мужчине. Сама по себе она ничего толком не может. А пример Барби открывает другую жизнь, где женщина способна добиться успеха самостоятельно, быть реально богатой без помощи сильного пола.



Женщине можно иметь яркую, насыщенную и красивую жизнь

Барби никогда не позиционировалась, как просто кукла. Она всегда представлялась в каких-то обстоятельствах, в какой-то деятельности. Глядя на нее, ясно видишь, что женщина может иметь самостоятельную, наполненную интересными событиями жизнь. Более того, проживать ее в свое удовольствие! Не так, как твердит общество: строго в детях и домашних заботах. А так, как ей представляется в своих самых смелых мечтах.


Барби показывает альтернативную вселенную и это важно. Что чаще всего наблюдают наши девушки? Что происходит рядом? Загнанные, уставшие женщины отдают все силы сначала на "основной" работе до 18.00 и далее до полуночи на неоплачиваемой: домашние обязанности и уроки никто не отменял. А Барби с детства показывает нам: можно жить не по шаблону, можно заниматься тем, что нравится - при этом хорошо зарабатывать, можно быть замужем - а можно не быть (и от этого твоя ценность как женщины не становится меньше), можно иметь детей - а можно не иметь. Каждая выбирает сама, как ей строить свою жизнь.



Что на первом месте?

Это важный пункт, который помогает девушке стать успешной и реализованной. Барби учит тому, что на первом месте у тебя – ты. Нужно думать о своем удовольствии, благополучии, о том, чтобы окружать себя красивыми вещами, которые действительно нравятся. И время тратить следует только на то, что близко душе.


В российской же культуре привычно трудиться до изнеможения, часто на нескольких нелюбимых работах, страдать, ставить цели и достигать их. Но никто не думает о процессе, в котором, собственно, и проходит большая часть жизни. Небольшой всплеск радости и гордости – достигли цели – и опять бег по кругу.


Барби – это яркий пример, что каждый день можно наполнять еще и чем-то приятным. Что процесс достижения может быть не менее прекрасным, чем сам результат. Нужно организовать свою жизнь так, чтобы она дарила много радости, приятных эмоций и энергии.


В итоге Барби – это женщина, которая любит эстетику: что-то красивое, притягательное, гармоничное – стильная одежда, собачка, автомобиль, ухоженная внешность. Мужчина приходит в ее жизнь, когда она захочет, и уходит тоже по ее желанию. Барби инвестирует в себя, она самодостаточная, реализованная. Ищет пути развития в разных сферах, занимается тем, что ей интересно и вдохновляет, строит карьеру. У нее нет требования, что должен быть мужчина, который все это даст. Девушка сама, как взрослый человек, способна это все обеспечить. И ни на кого не перебрасывает ответственность за свою жизнь, благополучие и счастье.


Барби часто ругают за навязанные «стандарты красоты», завышенные и опасные. Но бренд давно переработал линейки и теперь кукла предстает с совершенно разной внешностью. Можно сказать, что сегодня быть Барби не означает быть симпатичной стройной «пустышкой». Речь идет про самодостаточную, реализованную женщину, с достижениями, которыми похвастаться могут не все.



Автор: Дарья Гоголева – эксперт по построению успешной и безопасной карьеры у женщин, юрист, выступающий против ущемления прав женщин в карьерной среде и домашнего насилия, феминистка, блогер.