Все любят порассуждать о судьбе еврейского народа...

В этих разговорах,как нигде, страдает матчасть. Историк Александр

Львов объясняет, почему не надо бояться сионистов,

откуда происходит ассоциируемая сейчас с Мадонной

каббала и во что верят нью-йоркские хасиды.


КАШРУТ— СОВОКУПНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПИЩУ КАК ПРИГОДНУЮ (кошерную) ИЛИ ЗАПРЕЩЕННУЮ ДЛЯ ЕВРЕЕВ. В их основе лежит библейское разделение животных на «чистых» и «нечистых», широко понимаемый запрет «не вари козленка в молоке его матери», установленные в Талмуде правила забоя скота и птицы (шхита), запрет на виноградное вино, изготовленное не евреями, и др. Кашрут часто пытаются объяснить «полезностью» предписанной им диеты, однако медицинские представления о полезной и вредной пище меняются, а законы кашрута остаются неизменными. В наши дни производители кошерных продуктов снабжают свои товары специальным знаком, удостоверяющим их кошерность, – экшером.










СИОНИЗМ— ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПРИВЕДШЕЕ К СОЗДАНИЮ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ. Хотя большинство его лидеров вдохновлялось светским пониманием еврейства как суверенной нации, успеху сионистского проекта способствовала его укорененность в библейских пророчествах о «возвращении в Сион». После создания в 1948 г. Еврейского государства большинство евреев все же продолжает жить за его пределами. Сегодня сионистская идеология переживает кризис, что не мешает сторонникам конспирологических теорий считать сионизм, отождествляемый ими с «жидомасонским заговором», главной силой современности.

КАТАСТРОФА— ПЕРЕВОД ИВРИТСКОГО ТЕРМИНА «ШОА», ОБОЗНАЧАЮЩЕГО ТО, ЧТО В ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ НАЗЫВАЕТСЯ «ХОЛОКОСТ» — МЕТОДИЧНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ . Термин «холокост», вошедший в английский язык из латинской Библии, где он означает «жертву всесожжения», многие считают некорректным, поскольку он придает геноциду некий сакральный смысл. Тем не менее избежать сакрализации памяти о Катастрофе, ставшей одним из столпов еврейской идентичности и сионистской идеи, не удается. Масла в огонь подливают «отрицатели холокоста», число которых возрастает пропорционально усилиям увековечить память о нем.

ТАЛМУД— ПЛОД КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА СОТЕН ЕВРЕЙСКИХ МУДРЕЦОВ I—VII ВВ., СОБРАНИЕ ИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ДИСКУССИЙ МЕЖДУ НИМИ. Это не только много толстых книг, но и специфический метод изучения (именно так переводится с иврита слово «талмуд»)текстов, нацеленный на выявление всех возможных связей между предшествующей традицией и современностью. Талмуд принято изучать вдвоем, чтобы было с кем поспорить; такое изучение остается и поныне главной частью традиционного еврейского образования. Мудрецы часто строят свои аргументы в дискуссиях на игре слов и особенностях языка, поэтому переводы способны отразить лишь отдельные черты талмудических текстов.

КАББАЛА— МИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ В ИУДАИЗМЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОСТИЖЕНИЕ СКРЫТЫХ СМЫСЛОВ ТОРЫ. В богатой литературе каббалы центральное место занимает книга Зогар (XIII в.), связывающая библейские сюжеты с процессами, происходящими в высшей духовной реальности. Описание этих процессов представлено в антропоморфных, часто — эротических образах. В эпоху Возрождения некоторые идеи каббалы были усвоены и развивались христианскими философами, мистиками, оккультистами. Новый выброс еврейской мистики за пределы иудаизма связан с деятельностью Михаэля Лайтмана, израильтянина советского происхождения, создавшего «Международную академию каббалы» и призывающего всех желающих изучать ее как «науку», не имеющую отношения к религии.













ХАБАД-ЛЮБАВИЧ— НАПРАВЛЕНИЕ В ХАСИДИЗМЕ, СТАВШЕЕ СЕГОДНЯ ОДНОЙ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ЕВРЕЙСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Характерной особенностью всех хасидских движений является почитание своего лидера, ребе (учителя), как «главы поколения» и потенциального мессии. Второй ребе Хабада в 1813 г. поселился в местечке Любавичи Могилевской губернии, и, хотя с 1940-х гг. резиденция ребе находится в Нью-Йорке, их называют Любавичскими. Американский период в истории движения характеризуется его необычайной внешней активностью, стремлением к популяризации и внедрению в массовую культуру, достигшими особого размаха к началу 1990-х гг. Одновременно усиливались и мессианские настроения части любавичских хасидов, провозгласивших последнего ребе мессией, а после его смерти в 1994 г. отказавшихся признать этот факт.