Балет в России - больше, чем балет.

Если вы вдруг об этом забудете, он тут же напомнит - то «делом о кислоте», то уходом директора Большого, то безумными планами Мариинского театра, то еще более безумным вторжением отставного московского солиста в кресло ректора Ваганской академии.Разобраться, кто, кому и почему, поможет наш мини-путеводитель по главным ньюсмейкерам сезона.


БОЛЬШОЙ СВОЕОБРАЗИЕ БОЛЬШОГО БАЛЕТА ОПРЕДЕЛЯЮТ НЕ СОЛИСТЫ (хотя среди них имеются международные звезды), не постановки (хотя афиша выглядит весьма привлекательно) и даже не директор, хотя недавно отставленный Анатолий Иксанов был среди лучших за всю историю Большого. Нравы, обычаи, бред этого театра таковы, как есть, благодаря близости к престолу: российские власти предержащие охотно окунают руки (а подчас и ноги) в Лебединое озеро. И обитатели балетного заповедника вовсю этим пользуются, так что любая интрига скоро перерастает в битву высокопоставленных покровителей (см. пункт «Цискаридзе»). Как они при этом успевают танцевать, и порой даже неплохо - загадка.


ДУАТО КОГДА МАРИИНСКИЙ БАЛЕТ ВДРУГ УШЕЛ В ШТОПОР (окей, произошло это совсем не вдруг, см. пункт «Петербург»), именно Михайловский балет, и именно пригласив на должность худрука великого испанского хореографа Надо Дутая, вернул Петербург в ленты новостей. Дуато гений. Питерские холода несколько подморозили его музу, хореограф несколько окоченел от почтения к русской балетной классике. И по сумме причин предпочел из Петербурга смыться: теперь он прописан в Берлине. Увы, лучшими работами Дуато в России остались его прежние балеты, привезенные сюда в чемодане; Михайловский, к слову, станцевал их эталонно. Но посмотрим, возьмет ли Дуато реванш декабрьским «Щелкунчиком».


ВАГАНОВСКОЕ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА В ФЕЙСБУКЕ КРАСНОРЕЧИВО НАЗЫВАЕТСЯ «АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА В ОСАДЕ». История достойна Салтыкова-Щедрина.Николай Цискаридзе, объятый страхом приближающейся пенсии, заметался и понял, что его не хочет никто - ни Большой, ни Мариинка. Вмешались высокие покровители, и Николаю расчистили кресло ректора в петербургской Академии балета, в народе известной как Вагановское училище (по имени великого педагога Агриппины Вагановой). Бурные - и совершенно справедливые - протесты в Петербурге действия возымели. А потому сказку под названием «Медведь на воеводстве» можно считать официально открытой.


ПЕТЕРБУРГ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ЗАДАВАЛ ТОН БЛАГОДАРЯ ОСЛЕПИТЕЛЬНЫМ УСПЕХАМ БАЛЕТНОЙ ТРУППЫ МАРИИНКИ. К сожалению, здание на Театральной площади Мариинский балет делит с оперой, а у нее есть Валерий Гергиев, который, кажется, знает о балете только то, что тот- «топает». Впрочем, контакт с реальностью у маэстро Гергиева, похоже, утрачен давно т начисто: лучшее тому доказательство - его вполне шариковские планы собрать под одной шапкой Зубовский институт, консерваторию, Мариинку и Вагановское. В итоге из Мариинки уволили эффективного Захара Вазиева, и сейчас там невнятное болото. По счастью, Михайловский театр снова вытянул Петербург в ньюсмейкеры: дебюты ослепительной супружеской пары Васильев-Осипова, премьеры Начо Дуато - одним словом, браво.


РАТМАНСКИЙ ЛУЧШИЙ РОССИЙСКИЙ ХОРЕОГРАФ УВЕРЕННО ДЕРЖИТСЯ В ПЯТЕРКЕ самых востребованных во всем мире вообще: сегодня у Алексея Ратманского премьера в Нью-Йорке, завтра в Копенгагене, потом в Милане. И лишь иногда, очень иногда он появляется в России, что само по себе красноречиво.











ЦИСКАРИДЗЕ ЭТОТ МОСКОВСКИЙ СОЛИСТ ДАЖЕ В КОЛИЧЕСТВЕ ОДНОЙ ЩЕПОТКИ УМУДРЯЕТСЯ ОТРАВИТЬ ВСЁ, КУДА ПОПАДАЕТ. Злоязычный, обидчивый, не слишком, похоже, умный: где он, там склоки и скандалы. И вот теперь его бросили на питерскую балетную школу, которая твердо стояла на ногах последние двести пятьдесят лет. И это так плохо, что уже даже интересно.