Закрыть

Памяти Олега Табакова: как устроен главный драматический театр страны – МХТ

Автор:
Фото: Getty  

Сегодня на 83 году жизни скончался Народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова Олег Табаков. К 120-летию МХТ журнал SNC подготовил материал о том, что происходит в главном драматическом театре страны. Мы планировали выпустить этот текст позже, но, в связи с трагическими событиями, публикуем сейчас.

Историческая справка

Как возник МХТ

На закате XIX века жили в Москве два театральных энтузиаста – Константин Алексеев (более известный как Станиславский) и Владимир Немирович-Данченко. Первый ставил спектакли в Обществе любителей искусства и литературы, второй обучал драматическому искусству в Филармоническом училище. Оба были не удовлетворены репертуаром имеющихся в Москве пяти имперских театров, но крайне довольны сценическими работами друг друга. 

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко


Первый шаг к знакомству сделал Немирович-Данченко, пригласив Алексеева на кофе в моднейший по тем временам ресторан «Славянский базар». Встретившись, театралы сцепились языками аж на восемнадцать часов. К утру был готов план нового московского театра, составлены списки труппы и отобраны драматурги. Поначалу справлялись своими силами, играли в театре «Эрмитаж», но к пятому сезону почувствовали острую нехватку зрительских мест и спонсорских денег – на помощь пришел ценитель искусства с самым толстым кошельком в стране, Савва Морозов. 

Савва Морозов

Савва Морозов


Именно он подарил здание в Камергерском, нашел бесплатного (!) дизайнера Федора Шехтеля (цвета, фирменный стиль и дизайн МХТ – дело рук этого выдающегося архитектора эпохи модерн) и обеспечил театру безбедную жизнь.

План-схема

В МХТ до сих пор гендерное деление на мужское и женское крыло. На втором этаже гримируются и одеваются Максим Матвеев, Константин Хабенский, Павел Табаков, Михаил Пореченков и Андрей Бурковский. На третьем прихорашиваются Паулина Андреева, Евгения Добровольская, Ирина Мирош­ниченко и Кристина Бабушкина.

Буфет для артистов, 4-й этаж

МХТ

МХТ


Кормят просто, сердито и относительно аутентично – как при отцах-основателях. На первое – щи из капусты за шестьдесят рублей, на второе – горбуша под маринадом за сто пятнадцать. Не вылезают из столовой даже те, кто привык к блюдам Тютенкова и Ламберти, – SNC наблюдал, как Светлана Устинова, Софья Эрнст и Юлия Снигирь, занятые в грядущих «Трех сестрах» Константина Богомолова (хит!), за оливье обсуждали, какой блендер выбрать для приготовления смузи.

Портретное фойе, 2-й этаж

Зал славы МХТ. Зрители коротают тут время до спектакля, вглядываясь в пожелтевшие фотографии причастных к театру, и селфятся с бюстом Саввы Морозова. Здесь же выпускники Школы-студии МХАТ получают дипломы из рук ректора. А еще здесь устраивают капустники. 

Цифры

Игорь Верник и Паулина Андреева

Игорь Верник и Паулина Андреева


120 спектаклей– столько отыграли в прошлом году труженики Артем Волобуев, Игорь Верник, Светлана Колпакова и Артем Быстров.

300 раз дали детскую постановку Евгения Писарева «Конек-горбунок» за десять лет. Хит-2.

4 ч 45 мин – хронометраж фантасмагорической эпопеи Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая». Зрители уходят из театра далеко за полночь.

600 человек – работает в МХТ

96 человек – труппа театра

62 спектакля идет сейчас в МХТ

22 народных артиста

26 заслуженных

21 актер стажируется в театре

108 участников задействованы в спектакле Александра Молочникова «Светлый путь. 19.17».

Иерархия

Олег Павлович Табаков

Олег Табаков

Олег Табаков


Народный артист СССР, художественный руководитель и директор театра. В его ведении все, что связано с художественной составляющей: репертуар, труппа – основа основ. Ни одна постановка не состоится без одобрительной кошачьей улыбки всенародного любимца. Макеты декораций тоже утверждает Табаков. А еще занимается финансами и административными вопросами. Царь, бог, худрук, безмерно обожаемый всеми без исключения актерами, что для театра редкость.

Юрий Анатольевич Кравец

Первый заместитель, директор не только МХТ, но и Московской театральной школы Олега Табакова. Взваливает на себя ношу худрука в его отсутствие. Успевает играть в спектаклях: помните судью в дурацком парике, допрашивающего Ренату Литвинову в «Свидетеле обвинения»? Это все он. А еще ставит спектакли, например, сейчас корпит над «Стаканом воды».

Наталья Александровна Виноградова

Заместитель директора по работе со зрителем. Принимает гостей, решает конфликты во время продажи билетов (без конфликтолога в театре не обойтись, особенно перед шумными премьерами – вы понимаете, о чем мы, если пытались попасть на хит «Северный ветер»).

Игорь Яковлевич Золотовицкий

Игорь Золотовицкий

Игорь Золотовицкий


Артист, ректор Школы-студии МХАТ, один из заместителей худрука, балагур. Пьяный Карл в «Пьяных» Ивана Вырыпаева. «Прелесть Школы-студии МХАТ в том, что у нас штучное обучение, каждый год на все направления набираем всего 60 человек. Нынешние студенты-актеры сразу приходят раскрепощенными, не то что мы были. Оно и понятно, выросли в свободной стране».

Анатолий Миронович Смелянский

Профессор, историк и настоящая легенда театра, бывший ректор Школы-студии. Отвечает в основном за тексты – перечитывает кучу пьес, чтобы предложить к постановке одну. Скромного и совсем чеховского профессора в МХТ обожают и уважают.

Марина Брусникина, Константин Богомолов

Константин Богомолов

Константин Богомолов


Консильеры, то есть советники Табакова по части режиссуры. Когда сами не ставят – следят за выпусками других спектаклей.

Николай Симонов

Николай Симонов

Николай Симонов


Главный художник. Отвечает как за оформление сцены – декорации, костюмы, – так и за фирменный стиль (у МХТ, кстати, из продвинутых по части дизайна – чайка и витиеватый шрифт на приятном глазу фисташковом фоне), афиши.

Ольга Хенкина

Влиятельный человек и правая рука Табакова. Поскольку сам Олег Павлович не метит в режиссеры, то постановщиков приглашают. В этом Табакову и помогает Хенкина. Она руководит репертуарным управлением, и в ее подчинении труппа.

Скандалы 

На самом деле шумихи вокруг спектаклей не так много, как могло бы быть. Камни летят в самых медийных и смелых режиссеров – Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова. Первым досталось Кириллу Семеновичу: пять лет назад комиссия Госдумы по нравственности надумала проверить обкатанную постановку «Человек-подушка» на предмет педофилии. Заинтересовал сюжет: главный герой пишет рассказы об убийствах детей, и самые кровавые сюжеты начинают воплощаться в реальности. Режиссера вызвали в Следственный комитет на допрос, но этим дело ограничилось.

Константина Богомолова в Следственный комитет ни разу не вызывали, но и он настрадался. «Идеальный муж» с полуголой распятой актрисой на сцене (сейчас поза изменена) ранил православных активистов в самое сердце. Самый неравнодушный – Дмитрий Энтео – подбил соратников подложить к входу МХТ голову свиньи. Аргументировал так: «богохульники подложили свинью русскому народу, поглумившись над нашими святынями, – это ответ». Субпродуктами дело не ограничилось: Энтео и Ко выбежали на сцену в разгар первого акта и призвали актеров покаяться. Те ослушались: в сценарии не заявлено. Прошло пять лет – на «Идеального мужа» до сих пор не достать билетов. 

Закулисные вопросы

А с модой что?

МХТ

МХТ


У МХТ огромный пошивочный цех на зависть любому российскому бренду. Здесь изготовят все – от простого поло для спектакля «Светлый путь. 19.17» до платья из «Гордости и предупреждения» с сотней пришитых вручную искусственных астр. Уже 44 года в цеху служит художником-модельером интеллигентная дама в кожаных штанах – Елена Петровна Афанасьева. Она признается: артистов обшивать нелегко. Далеко не все соглашаются выйти на сцену в ироничных или откровенных нарядах, придуманных режиссером. Елене Петровне приходится включать психолога, утирать слезы примам и разруливать конфликты с постановщиком. Рената Литвинова, например, хотела играть в «Вишневом саде» в собственном классическом платье, с красной помадой и холодной голливудской волной. Елена Петровна популярно объяснила, что у Раневской немного иной стиль. Литвинова вздохнула: «Как же у вас тут скучно», но подчинилась. Отыгралась десять лет спустя на собственной постановке «Северный ветер». Костюмы доверила Гоше Рубчинскому и художнице Наде Балабановой. Афанасьева не в обиде: «Мы познакомили Гошу с театральной эстетикой, а он нас – с ультрамолодежной модой».

А с гримом ? 

Ежедневно актрис МХТ молодят, старят или прихорашивают двенадцать пар женских рук. В гримировальном цеху матриархат. Вот уже 47 лет здесь трудится миниатюрная художница по гриму Ирена Борисовна Сухарева. В детстве она бегала в театр на спектакли дедушки-актера, а на третьем курсе уже вовсю красила его коллег. Одной из первых доверила свое лицо стажеру легенда советской сцены Алла Константиновна Тарасова. Ирена с трепетом вспоминает, как впервые прикоснулась к легендарной Раневской из постановки «Вишневый сад» 1958 года. «Раньше был настоящий грим: мы часами меняли форму черепа, подтягивали носы, полные губы сужали – воссоздавали художественный образ. И все при помощи одной-единственной коробочки. А сейчас гример – скорее визажист. Косметики сколько хочешь, но она особо и не требуется. Накладные ресницы и те клеим по большим праздникам. Но я не жалуюсь – с такими глыбами за жизнь поработала, на стольких гастролях побывала».

 А со спецэффектами?

Есть в МХТ свой Кулибин – Александр Александрович Елисеенков. Сорок лет назад его, механика сцены, приметил тогдашний худрук МХАТа Олег Ефремов. И позвал сконструировать подвижный круг для прорывного спектакля об Ильиче «Так победим!». С тех пор Александр Александрович исполняет любые режиссерские причуды. Снабжает актеров волшебными перстнями, при нажатии на которые хлещет бутафорская кровь. Особенно пристрастился к ним Константин Богомолов, в спектаклях которого традиционно много убийств. А Владимир Машков не мог нарадоваться на очаровательную собачку-робота в «№ 13D»: тоже дело рук Елисеенкова. А любители сказок – на умилительного механизированного коника в «Коньке-горбунке». Лаборатория Елисеенкова похожа на лавку чудес: кругом ящики с двойным дном, неотражающие зеркала, фейерверки, механические существа.

Чья рука кормит МХТ?

Памяти Олега Табакова: как устроен главный драматический театр страны – МХТ


Государственная. Все режиссерские фантазии осуществляются за деньги Минкульта. Театр – дело невыгодное и в основном постановки не окупаются, исключения – дорогущие, начиненные спецэффектами «Мастер и Маргарита» и «№ 13D», отбившие расходы всего за пару лет. Никаких сердобольных меценатов и форбсов – попечительским советом, как у Большого, МХТ похвастать не может. Зато есть надежные друзья – Сбербанк и ВТБ. Они спонсируют масштабные мероприятия типа 80-летия Олега Табакова, когда весь Камергерский переулок завесили растяжками с названиями его спектаклей.

Театр — дом?

Вовсе нет. Он для актера как для менеджера офис. Дарья Мороз кивает: «Говорить о театре как о доме родном – перебор. В МХТ огромная труппа, мы редко пересекаемся. Тут важно сохранять человеческие отношения, а целоваться в десны и безмерно друг друга любить – невозможно. Оно и к лучшему: каждый занят делом, нет времени на дрязги и самолюбование. По большому счету любой творческий коллектив – террариум единомышленников, это нормально». Многофункциональный режиссер и актер (ставит все – от юбилеев и спектак­лей-блокбастеров) Михаил Рахлин уверяет: «МХТ – огромный холдинг, но с дружественной атмосферой. Особенно это видно во время капустников, которые я ставлю. Например, в этом году мы сделали ремейк «Игры престолов» с Игорем Золотовицким в роли Джона Сноу». 

Хит-парад самых популярных спектаклей

Памяти Олега Табакова: как устроен главный драматический театр страны – МХТ


«№ 13D» – искрометная комедия положений актера-режиссера Владимира Машкова с лучезарным Игорем Верником, Паулиной Андреевой в неглиже и ожившим трупом в главной роли.

«Пролетный гусь» – рассуждения за жизнь от Марины Брусникиной по прозе Виктора Астафьева. «Боюсь стать Колей» – в ее же постановке – современная реин-карнация «Москва–Петушки» (похоже,но не по книге), зарисовки России-матушки с полки плацкартного вагона.

«19.14» – дебютный спектакль золотого мхатовского мальчика Александра Молочникова. Пацифистский спектакль с элементами сатиры в жанре кабаре.

Преемственность поколений

Несмотря на солидный возраст, МХТ – спасибо смелым режиссерам и кассовым актерам – место модное: чекин с премьеры Александра Молочникова соберет больше лайков, чем селфи с концерта Светланы Лободы. Тем занятнее наблюдать за сосуществованием актеров старой закалки с молодой порослью. Заслуженный старожил Нина Ивановна Гуляева (трудовая книжка в МХТ с 1954 года) не поддерживает новомодных театральных реформ. «У русского театра есть традиции, пренебрегать ими – кощунство. Я играю на сцене МХТ 68 лет и не помню спектакля, на котором зритель не плакал бы со мной в унисон. Я знаю, как задеть за живое; быть на одной волне с публикой – это кайф. Русский театр – про рефлексию, высокие чувства и философские размышления о том, кто я и для чего живу.

А сейчас ставят одну бытовуху. Это не то что невежество, это бесовщина. Когда трогают классику, аж вздрагиваю: да какое право имеешь ты, ничтожество, прикасаться к гению Чехова или Тургенева?» Впрочем, есть желающие поспорить. Народная артистка России Марина Зудина, супруга Олега Табакова, признается: «Не люблю архаичность. Время меняется, темы меняются, язык меняется – невозможно соблюдать традиции по сто лет. Любая канонизация убивает. Театр – это развитие. Если режиссер талантливо переосмыслил классику – мне нравится. Хотите классику как она есть – читайте книжки. Бессмысленно переносить текст автора на сцену слово в слово».

МХАТовская молодежь о театре

Павел Табаков

Павел Табаков


Актер Павел Табаков: «В первую очередь я служу в «Табакерке», но большую часть времени провожу в МХТ, и не только по работе – это огромная часть моей жизни. После окончания Школы Табакова мне поступали предложения от нескольких театров, но я разумно выбрал тот, который меня вырастил и обучил. У нас нет деления на касты, работники относятся друг к другу с максимальным уважением».

Артем Быстров

Артем Быстров


Актер Артем Быстров: «Не бывает адекватных режиссеров, такова уж специфика профессии. Вот взять Сашу Молочникова – суперпробивной, талантливый, да, временами деспотичный, но как еще управлять составом в семьдесят человек? Но вообще в МХТ мирная и дружественная атмосфера. Мы празднуем юбилеи, вот Ирине Петровне Мирошниченко недавно отгрохали юбилей. МХТ – это семья».

Как вам материал?

Всех хочу посмотреть: 7 критериев, которыми ты должен обладать, чтобы понравиться успешной девушке
16 часов назад
Всех хочу посмотреть: 7 критериев, которыми ты должен обладать, чтобы понравиться успешной девушке
В интернете множество статей каких женщин выбирают успешные мужчины, а какие же мужчины привлекают уже состоявшихся женщин? Редакция SNC решила разобраться в этом вопросе и рассказала несколько критериев, которыми руководствуются успешные женщины перед тем, как выбрать своего избранника.
Удобно и стильно: с чем носить мартинсы
26 февраля 2020
Удобно и стильно: с чем носить мартинсы
Dr. Martens - одна из самых узнаваемых обувных марок. Мартинсы популярны засчет своей универсальности, простоты и, конечно же, хорошего качества. Редакция SNC рассказывает в новой подборке как и с чем сочетать ботинки Dr. Martens.
Легенды о бане, сауне и хамам: в чем их польза и вред
25 февраля 2020
Легенды о бане, сауне и хамам: в чем их польза и вред

В Москве снова наступают холода, а это значит, что пора согреваться. Как никогда актуальны бани, сауны и хамамы. Но во всех ли случаях они полезны, возможно, есть и вред? Редакция SNC разобралась в этом вопросе, читайте ниже!

Что-то новенькое? : основные бьюти-тренды 2020 года
24 февраля 2020
Что-то новенькое? : основные бьюти-тренды 2020 года

Старое уходит, новое приходит. Кажется, что за стремительно меняющейся модой невозможно уследить. Редакция SNC составила список основных бьюти-трендов 2020 года, которых стоит придерживаться. Берите на заметку!

Успешные и свободные: самые завидные холостяки России
23 февраля 2020
Успешные и свободные: самые завидные холостяки России
Они богаты и умны, харизматичны и успешны, и все еще свободны. Редакция SNC составила список самых завидных и обаятельных российских холостяков, и да, они еще остались!
Гороскоп
()
Общий прогноз 24 февраля - 1 марта
Начался новый Лунный месяц, а планеты, отвечающие за действия и реализацию находятся в сильных, креативных знаках. Время действовать! Прошлая неделя была посвящена более тонким и интуитивным переживаниям, самое время претворять свои задумки в жизнь. Пока Меркурий ретрограден, не стоит начинать ничего глобально нового, но узнавать, расширят контакты и искать пути реализации свои мечты самое время!
В конце недели Венера переместится в знак Овна и принесёт в отношения больше ярких эмоций, страсти, общих тем для разговора. Может увеличиться тяга к спорам, постарайтесь сглаживать острые углы, там где это необходимо. Зато это хорошее время, чтобы многое обсудить, например, что для вас табу в отношениях.

А чтобы неделя прошла максимально эффективно, ориентируйся на Лунный календарь ниже.