Закрыть
Вся правда о русском балете
21.04.2016

Вся правда о русском балете

Автор: Татьяна Столяр, SNC
Фото: Getty  
читайте также
В чате с… той, кто знает о сладкой жизни все – с Марией Шумаковой 8 поводов накрасить губы этой осенью Стинг в цифрах: 6 часов секса, 50 минут шахмат и 300 миллионов (не рублей) Семейные рождественские традиции звезд Просто выспалась: Тейлор Свифт К Рождеству готовы: звездные дети встречают любимый праздник Яблоко от яблони: чьи дети похожи на своих звездных родителей? 6 поводов влюбиться в Гаспара Ульеля (если вы еще не) Интервью с социальной сетью Facebook, которую построил Марк Цукерберг Мужчина недели: Майкл Фассбендер 8 клипов от участников фестиваля Present Perfect 6 кинофестивалей, которые не должны пройти мимо вас Как вы хотите умереть: актеры «Игры престолов» о возможной смерти своих персонажей 5 последних транзакций звезды: Наташа Дригант Ролевые игры: макияж круче, чем в русской классике Ассистент: Элла Дороничева Кто точно не придет на вечеринку к Джастину Биберу? Рецепт идеальных зимних каникул от Кейт Хадсон 5 лучших ролей Джоша Хэллоуэя Мужчина недели: Павел Воля
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Ну, по-первых, это красиво... Во-вторых, там – в балетном мире – все сложно.

Обсудить статью

Посмотрев новую модную западную документалку про Большой театр – «Большой Вавилон», – мы решили дать собственную картину того, что происходит в русском балете на срезе нашего времени.

«Большой Вавилон, 2016»

Несколько лет назад, когда над Большим сгущались тучи, в театре появились загадочные люди с камерами и американским акцентом. «Кто это?» – переполошились артисты. Телевизионный гигант HBO, ответственный не только за «Игру престолов», но и за десяток громких документалок, получил карт-бланш на съемки фильма о главном театре страны – без инцеста и крови, но с интервью премьер-министра, жареным инсайдом, слезными откровениями и претенциозным названием «Большой Вавилон». Однако вместо срыва покровов месяц назад вышла притча в духе военной драмы «Искупление» – два часа экранного времени Сергей Филин расплачивается за неверное, как сам говорит, решение променять Станиславский на Большой. На премьере в Центре документального кино отметилась культурная часть светской Москвы – и никого из значимых балетных. SNC не удивился: экспертные комментарии о тяжкой жизни Большого дает главарь местной банды клакеров – так, если что, называются люди, которые за вознаграждение хлопают одним танцовщикам и громко кашляют во время пируэтов других.

Сергей Филин

Бывший художественный руководитель Большого театра и фигурант самого громкого скандала в истории постсоветского балета.

Бывший художественный руководитель Большого театра и фигурант самого громкого скандала в истории постсоветского балета.

Блестяще оттанцевав на сцене Большого до пенсии (а пенсия у балетных наступает в 36 лет), Сергей Юрьевич крутанул фуэте и прыгнул в кресло худрука Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Там Филин неплохо сработался с тогдашним директором Владимиром Уриным, но, получив от родного Большого предложение возглавить труппу, покинул Стасик. Карьерный путь в 250 метров по Большой Дмитровке Сергей Юрьевич проделал с отрядом солистов – Образцовой, Кретовой, Смирновой – и кордебалетом в придачу. Конечно, ни уже имевшиеся в Большом солисты, ни те, кто остался в Стасике, таким распасам рады не были. Не говоря уж о том, что и бывший начальник Урин вскоре стал директором Большого. В труппе наметился раскол. Закончилось криминалом: злоумышленник плеснул Филину в лицо кислотой у ворот его дома по Троицкой улице. С тех пор Филин ходит в темных очках, а солист Павел Дмитриченко, обвиненный в организации покушения, сидит.

Владимир Урин

Генеральный директор Большого театра.

Генеральный директор Большого театра.

Задача нынешнего гендиректора Большого – поддерживать «главное российское оружие» (слова премьера Медведева) в состоянии боеготовности. Заступил на важный пост три года назад, в смутные времена – Филин в больнице, труппа в смятении, пресса в ажиотаже. Из строгого Владимира Георгиевича вышел дельный кризис-менеджер – скандалы в Большом поутихли. И пусть авгиевы конюшни главной российской сцены еще разгребать и разгребать, пока в этом деле Урин заслуживает искреннего «Браво!»: даже самые отъявленные скандалисты его, кажется, уважают. Что дальше? Балетное сообщество замерло в ожидании – на пост худрука вот-вот заступит Махар Вазиев, обладатель непростого характера и впечатляющего послужного списка: тринадцать лет завтруппы в Мариинке и семь в Ла Скала – это вам не питерский танцкружок Матильды Шнуровой. От того, станцуется ли дуэт Вазиев и Урин, зависит будущее российского балета.

Титаны русского балета

Юрий Григорович

Экс-худрук Большого и автор чуть ли не всех классических постановок нашего главного театра. В балете – как Лагерфельд в модной индустрии: легенда, которую ругать не принято. Творчество Григоровича зашкаливает по градусу пышности и монументальности – не всякий выдержит. Но на «Щелкунчика» в театр не попасть – особенно под Новый год. И оно, поверьте, того стоит.

Михаил Барышников

Главному секс-символу советского балета прощают все – даже вирусный ролик Rag & Bone, где он танцует нечто очень странное, не перепостил в «Фейсбуке» только ленивый. А на спектакль с сильным названием «Бродский/Барышников», где наше все вальяжно ходило по сцене, декламируя – что бы вы думали! – стихи Бродского, сорвалось в Ригу пол светской Москвы. И ведь нахваливали.

Балет и свет

Ювелир Петр Аксенов.

Ювелир Петр Аксенов.

В высококультурной царской России балерины слыли за it-girls: прима Императорского балета Матильда Кшесинская владела чуть ли не самой большой коллекцией бриллиантов в стране, была с Николаем Вторым на «ты» (и называла его Ники), а тусовалась так, что современники ахали: «У нее в венах течет не кровь, а шампанское».

С наступлением советской власти фан сошел на нет: балетным позволяли максимум протокольные беседы с деятелями братских коммунистических республик. А в перестройку всем стало не до балета – хотя да, бывали дни, когда «Лебединое» шло по телевизору нон-стоп, если вы понимаете, о чем мы.

В наши снобские времена обладателей достатка выше среднего снова потянуло на культурку – чекин из партера ГАБТа стал таким же мастом, как бантик из круизной коллекции Gucci на груди, а билеты в первый ряд первого яруса – подарок не  менее статусный, чем миллезимный магнум «Родерера». В очереди в буфет на премьерах соседствуют олигарх Роман Абрамович, светская дама Надя Оболенцева и политик Алексей Кудрин.

Серьги «Сильфида», Axenoff Jewellery.

Серьги «Сильфида», Axenoff Jewellery.

Да и примы с премьерами все охотнее выбираются в свет. Но не все просто, если верить проводнику между элитарным искусством и миром тяжелого люкса ювелиру Петру Аксенову: «Люди хотят культурной прививки – сначала все торчали летом в Форте-деи-Марми, потом стали повально худеть, теперь вот нужно себя как-то развлекать. И все эти владельцы бутиков, рестораторы, организаторы ивентов, как только у них появляется возможность, с огромной радостью зовут балетных на вечеринки. А самим балетным это помогает расслабиться, сменить обстановку. Они не приходят, как у нас принято, на других посмотреть и себя показать, у них это получается как-то совершенно естественно. После самых званых вечеров они просто говорят: «Было интересно, было вкусно». И не оценивают, кто там был одет в Терехова, а кто в кутюр от Ульяны Сергеенко: просто этого всего не знают. А еще артисты балета привыкли за все платить и не умеют пользоваться благами светского общества – здесь бесплатно уложат, тут накормят, тут одарят. Наоборот, они очень честные и приятные клиенты. Многие постоянно покупают мои украшения, и для них странно попросить что-то в обмен на пост-благодарность в «Инстаграме». Я с радостью наряжаю их в серьги и диадемы собственного производства – Axenoff Jewellery. Понятно, что не каждый балетный в состоянии достать из кармана 150 тысяч рублей и купить что-то ценное, но звездным и уважаемым друзьям могу дать и в рассрочку».

Современные звезды

Сергей Полунин

Премьер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Премьер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Главное для обладателя тату, вид которых впечатлил бы и Деда Хасана (Джокер на плече, двуглавый орел на одной кисти и «Наташа» большими буквами на другой), – свобода. В поисках свободы уроженец Киева сбежал из лондонского Ковент-Гардена, где был чуть ли не самым юным премьером в истории: британцы танцевать на сторону не пускали, сниматься в рекламе не давали. Полунина тут же утащил под крыло зав. труппы Театра Станиславского Игорь Зеленский. В России бунтаря ждал all inclusive: хочешь в телепроект «Большой балет» – пожалуйста, хочешь срывать спектакли – на здоровье. Балетоманы до сих пор трясутся, вспоминая, сколько отвалили денег за «Дон Кихота», в котором Полунин так и не появился. Почему, Сережа? «Без комментариев». И Рунету этот тортик по-киевски полюбился так, что не способные отличить Волочкову от Григоровича уже второй год лайкают клип группы Hozier, где он танцует: 14 миллионов просмотров – неслабо, да?

Ольга Смирнова

Балерина Большого театра.

Балерина Большого театра.

Самое одухотворенное лицо российского балета открыл Сергей Филин: еще не окончив Вагановское (или, как его называют за строгость нравов, Ваганьковское) училище, Смирнова получила место в Большом. Повезло с педагогом – легендарная Людмила Ковалева, воспитавшая и Диану Вишневу, выпускает не учениц, а уже готовых прим. От Смирновой Петербургом веет за полпартера: аристократические манеры, фирменная вагановская надменность, манера исполнения «с холодком». Характер – железный. В Большом Смирновой дали танцевать Татьяну в первом составе одноименного балета, из-за чего звезда Светлана Захарова возмутилась и вовсе отказалась танцевать ту же партию во втором составе. Но статную петербурженку гнев великой не смутил – она вышла на сцену и была чудо как хороша. Добавьте к этому Benois de la Dance (балетный «Оскар») – и получите самую многообещающую приму-балерину из категории «до двадцати пяти».

Наталья Осипова

Прима-балерина Лондонского королевского балета и приглашенная звезда Михайловского и Большого театров.

Прима-балерина Лондонского королевского балета и приглашенная звезда Михайловского и Большого театров.

По даме сердца Сергея Полунина еще в  училище было понятно: у станка – звезда. Ее амбиций пугались даже старейшины Московской государственной академии хореографии – по работоспособности и мазохизму юная Наташа могла дать фору Рафу Симонсу в самые авральные времена Christian Dior. Страдания окупились: первая большая роль  – и сразу «Жизель». Дальше – мимо кордебалета, прямиком в пламенные Китри (это «Дон Кихот»). А во время гастролей в Лондоне – где именно критики, а не балетмейстеры и тусовка решают, казнить или миловать, – газеты пестрели хвалебными одами Осиповой. В  личной жизни у Наташи партии не хуже, чем в профессиональной: звездному Сергею Полунину предшествовал не менее звездный Иван Васильев. Кстати, танцует Наташа и с бывшим, и с настоящим одинаково страстно.

Балетная критика

Обозревательницу «Коммерсанта» Татьяну Кузнецову боятся даже артисты, а уж у них-то, вечных жертв закулисных интриг, психика закаленная. Незадачливую балерину Татьяна Анатольевна легко может обозвать кривоногой, а ветерану Большого балетмейстру Юрию Григоровичу так и вовсе достается в каждом тексте: «выживший из ума маразматик», который ставит «мертворожденные спектакли». Но как бы госпожу Кузнецову ни заносило, читать балетной общественности больше некого. Справедливости ради, знания у нее вовсе не теоретические: дама из балетной семьи сама прошла путь от училища до большой сцены. А если человек, двадцать лет танцевавший, в том числе у великого хореографа Игоря Моисеева, говорит, что sissonne исполнено неправильно, то скорее всего так оно и есть.

Балетные школы

Вагановское

Логово академистов: если у вас в душе бурлят страсти, туда соваться не стоит. Вагановских девочек видно сразу: позы четкие, ноги работают точно по позициям, мышцы стальные, лицо отстраненное, как у моделей на показах Канье Уэста. Посмотрите на Ольгу Смирнову.

Николай Цискаридзе

Выпускник Московской академии хореографии с 2014 года правит Вагановкой. Назначению предшествовал гранд-скандал: кресло ректора за почти триста лет существования училища ни разу не занимал москвич, а предшественницу Цискаридзе Веру Дорофееву отправили в бессрочный отпуск при мутных обстоятельствах. Мятежный длинноногий грузин, то друг, то враг светских дам и вообще-то гений клялся ничего не менять. Но, переступив порог святая святых, тут же об этом позабыл – и даже арабеск, одну из главных балетных поз, приказал танцевать по-другому. Удачной ли вышла рокировка? Общественность пока не поняла.

Московская академия хореографии

Все по Станиславскому: «Главное – чтобы верили!» Холодная отрешенность не канает – темперамент должен чувствоваться даже с балкона. В почете необузданные танцы и бешеная техника – чем быстрее крутишься, тем лучше. Классический пример – Наташа Осипова.

Неприкосновенные. То есть самые уважаемые российские артисты

Светлана Захарова

Прима-балерина московского Большого театра и миланского Ла Скала. Народная артистка РФ.

Прима-балерина московского Большого театра и миланского Ла Скала. Народная артистка РФ.

В балетной генетической лотерее прима Большого и Ла Скала сорвала джек-пот: высокий подъем стопы, выворотность, пропорции – длинные ноги, длинная шея, маленькая голова. Словом, идеальные для большой сцены параметры. Обычно при таких данных балерины быстро расслабляются: когда у тебя подъем, как у Захаровой, лишний раз стопу тянуть не будешь. А она – тянет. И Одетта из нее такая, что зрители рыдают.

Иван Васильев

Премьер Михайловского театра, приглашенная звезда Большого театра. Заслуженный артист РФ.

Премьер Михайловского театра, приглашенная звезда Большого театра. Заслуженный артист РФ.

Уже в восемнадцать прыгал так, что было ясно: полетит высоко. Коронован самим Сергеем Даниляном (см. нашу колонку «Продюсеры») – в мегапопулярном танц-шоу «Короли танца». От Спартака Васильева захватывает дух, а ради его сольника «Балет №1» в Барвихе светские Фригии готовы часами стоять в мерзких рублевских пробках. Особенно любим дамами за сорок – на форумах балетоманов «за Ванечку» эти устроят кровавую баню кому угодно.

Ульяна Лопаткина

Прима-балерина Мариинского театра. Народная артистка РФ.

Прима-балерина Мариинского театра. Народная артистка РФ.

Вся ее жизнь – служение петербургскому балету: окончила Вагановку, танцует в  Мариинке и чуть не стала худруком alma mater (да-да, у училища, как и у театра, есть худрук, и нынеший ректор Цискаридзе рекомендовал Лопаткину на эту должность изо всех сил). Единственная женщина в русском балете, которой сходит с рук хулиганская короткая стрижка сочного цвета апельсин. За пределы Питера выезжает крайне редко, билеты достать невозможно в принципе.

Опубликовано в SNC №86, апрель, 2016. Продолжение следует.

Любите балет?
Как носить кроп-топы в 30 лет (с юбками и даже плавками)
8 часов назад
Как носить кроп-топы в 30 лет (с юбками и даже плавками)
Наконец, наступила жара, и вам захотелось раздеться, но вы обнаружили, что выражение beach body – это не про вас, да и не хочется подражать юным нимфам в вашем хайповом возрасте. Кроп-топы, открывающие пупок, живот и почти все ребра могут позволить себе Хадиды и Дженнеры, но вам нужно что-то приближенное к реальности. И мы для вас нашли пару вариантов.
Где поесть бургеры в Москве? Часть II
10 часов назад
Где поесть бургеры в Москве? Часть II
Однажды мы уже рассказывали вам, где в Москве можно съесть вкусный бургер. Но в день гамбургера самое время вернуться к этой теме! К тому же, новых мест со времен выхода первой части бургерной саги появилось немало.
6 вещей, которые ненавидит Джонатан Риз Майерс
11 часов назад
6 вещей, которые ненавидит Джонатан Риз Майерс
Джонатан Риз Майерс отмечает день рождения, и вот список того, чего ему не нужно желать. Потому что все это он просто ненавидит!
Как открыть свой отель или хотя бы выбрать правильный для отпуска?
12 часов назад
Как открыть свой отель или хотя бы выбрать правильный для отпуска?
Отвечает Дмитрий Макаров, управляющий партнер компании DnD Management ведущий телепрограммы «На ножах. Отель» телеканала «Пятница!» – он за 3 дня (на работе) способен превратить гадюшник в приличную гостиницу, а для отдыха наверняка выбирает проверенные варианты. Не будем же рисковать, потому что у нас с вами времени делать из гадкого утенка конфетку точно нет.
Почему со мной никто не знакомится в сети? Отвечает эксперт
12 часов назад
Почему со мной никто не знакомится в сети? Отвечает эксперт
Вы наконец-то решились и завели анкету на сайте знакомств. Но ящик входящих пуст, мужчины в бой не рвутся, только лайкают фото и молчат. Почему так происходит? Объясняет лайф-коуч Татьяна Лихограева.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 24-30 июля
На этой неделе (26 июля) Меркурий переходит в знак Девы, где он необычайно силен. Но перед этим он сделает благоприятный аспект из Льва к Урану (24-25 июля). В эти дни вы сможете найти самые невероятные решения трудноразрешимых ситуаций. Вам поступит нужная информация, быстро и легко. Любые поездки и контакты не только раскроют в вас потенциал к творчеству, но пройдут оживленно, интересно и обязательно запомнятся. Если вы ведете блог или личный сайт, воспользуйтесь этими днями для размещения статьи или видео: вы сможете набрать большое количество просмотров.