Закрыть
Вся правда о русском балете
21.04.2016

Вся правда о русском балете

Автор: Татьяна Столяр, SNC
Фото: Getty  
читайте также
Продюсер мюзикла «Черномор» Алексей Пеганов о селедке под шубой, книгах и работе Хайди Клум в цифрах Бьорк: хиппи, сумасшедшие фанаты и ненавистная Бейонсе Леди Гага и 5 главных элементов ее шоу Том Круз в цифрах Просто выспалась: Ума Турман Именинник недели: Херлуф Бидструп Просто выспалась: Селена Гомес Мужской разговор: Notorious B.I.G VS 2pac Илья Лагутенко и Юлия Пересильд о любимых городах и хороших книгах 10 новых звездных пар 2016 года Мужчина недели: Гэри Олдман Кто точно не придет на вечеринку к Джастину Биберу? Как звезды готовятся ко Дню благодарения? Скай Эдвардс и Росс Годфри о старой доброй публике, новом проекте и о том, почему они больше не Morcheeba Рита Челмакова о премии Муз-ТВ 7 (модных) причин, почему Элтон Джон круче Леди Гаги 10 по-настоящему умных моделей Самые ужасные звездные отцы Да пребудет с тобой сила: 10 фактов о Кэрри Фишер
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Ну, по-первых, это красиво... Во-вторых, там – в балетном мире – все сложно.

Обсудить статью

Посмотрев новую модную западную документалку про Большой театр – «Большой Вавилон», – мы решили дать собственную картину того, что происходит в русском балете на срезе нашего времени.

«Большой Вавилон, 2016»

Несколько лет назад, когда над Большим сгущались тучи, в театре появились загадочные люди с камерами и американским акцентом. «Кто это?» – переполошились артисты. Телевизионный гигант HBO, ответственный не только за «Игру престолов», но и за десяток громких документалок, получил карт-бланш на съемки фильма о главном театре страны – без инцеста и крови, но с интервью премьер-министра, жареным инсайдом, слезными откровениями и претенциозным названием «Большой Вавилон». Однако вместо срыва покровов месяц назад вышла притча в духе военной драмы «Искупление» – два часа экранного времени Сергей Филин расплачивается за неверное, как сам говорит, решение променять Станиславский на Большой. На премьере в Центре документального кино отметилась культурная часть светской Москвы – и никого из значимых балетных. SNC не удивился: экспертные комментарии о тяжкой жизни Большого дает главарь местной банды клакеров – так, если что, называются люди, которые за вознаграждение хлопают одним танцовщикам и громко кашляют во время пируэтов других.

Сергей Филин

Бывший художественный руководитель Большого театра и фигурант самого громкого скандала в истории постсоветского балета.

Бывший художественный руководитель Большого театра и фигурант самого громкого скандала в истории постсоветского балета.

Блестяще оттанцевав на сцене Большого до пенсии (а пенсия у балетных наступает в 36 лет), Сергей Юрьевич крутанул фуэте и прыгнул в кресло худрука Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Там Филин неплохо сработался с тогдашним директором Владимиром Уриным, но, получив от родного Большого предложение возглавить труппу, покинул Стасик. Карьерный путь в 250 метров по Большой Дмитровке Сергей Юрьевич проделал с отрядом солистов – Образцовой, Кретовой, Смирновой – и кордебалетом в придачу. Конечно, ни уже имевшиеся в Большом солисты, ни те, кто остался в Стасике, таким распасам рады не были. Не говоря уж о том, что и бывший начальник Урин вскоре стал директором Большого. В труппе наметился раскол. Закончилось криминалом: злоумышленник плеснул Филину в лицо кислотой у ворот его дома по Троицкой улице. С тех пор Филин ходит в темных очках, а солист Павел Дмитриченко, обвиненный в организации покушения, сидит.

Владимир Урин

Генеральный директор Большого театра.

Генеральный директор Большого театра.

Задача нынешнего гендиректора Большого – поддерживать «главное российское оружие» (слова премьера Медведева) в состоянии боеготовности. Заступил на важный пост три года назад, в смутные времена – Филин в больнице, труппа в смятении, пресса в ажиотаже. Из строгого Владимира Георгиевича вышел дельный кризис-менеджер – скандалы в Большом поутихли. И пусть авгиевы конюшни главной российской сцены еще разгребать и разгребать, пока в этом деле Урин заслуживает искреннего «Браво!»: даже самые отъявленные скандалисты его, кажется, уважают. Что дальше? Балетное сообщество замерло в ожидании – на пост худрука вот-вот заступит Махар Вазиев, обладатель непростого характера и впечатляющего послужного списка: тринадцать лет завтруппы в Мариинке и семь в Ла Скала – это вам не питерский танцкружок Матильды Шнуровой. От того, станцуется ли дуэт Вазиев и Урин, зависит будущее российского балета.

Титаны русского балета

Юрий Григорович

Экс-худрук Большого и автор чуть ли не всех классических постановок нашего главного театра. В балете – как Лагерфельд в модной индустрии: легенда, которую ругать не принято. Творчество Григоровича зашкаливает по градусу пышности и монументальности – не всякий выдержит. Но на «Щелкунчика» в театр не попасть – особенно под Новый год. И оно, поверьте, того стоит.

Михаил Барышников

Главному секс-символу советского балета прощают все – даже вирусный ролик Rag & Bone, где он танцует нечто очень странное, не перепостил в «Фейсбуке» только ленивый. А на спектакль с сильным названием «Бродский/Барышников», где наше все вальяжно ходило по сцене, декламируя – что бы вы думали! – стихи Бродского, сорвалось в Ригу пол светской Москвы. И ведь нахваливали.

Балет и свет

Ювелир Петр Аксенов.

Ювелир Петр Аксенов.

В высококультурной царской России балерины слыли за it-girls: прима Императорского балета Матильда Кшесинская владела чуть ли не самой большой коллекцией бриллиантов в стране, была с Николаем Вторым на «ты» (и называла его Ники), а тусовалась так, что современники ахали: «У нее в венах течет не кровь, а шампанское».

С наступлением советской власти фан сошел на нет: балетным позволяли максимум протокольные беседы с деятелями братских коммунистических республик. А в перестройку всем стало не до балета – хотя да, бывали дни, когда «Лебединое» шло по телевизору нон-стоп, если вы понимаете, о чем мы.

В наши снобские времена обладателей достатка выше среднего снова потянуло на культурку – чекин из партера ГАБТа стал таким же мастом, как бантик из круизной коллекции Gucci на груди, а билеты в первый ряд первого яруса – подарок не  менее статусный, чем миллезимный магнум «Родерера». В очереди в буфет на премьерах соседствуют олигарх Роман Абрамович, светская дама Надя Оболенцева и политик Алексей Кудрин.

Серьги «Сильфида», Axenoff Jewellery.

Серьги «Сильфида», Axenoff Jewellery.

Да и примы с премьерами все охотнее выбираются в свет. Но не все просто, если верить проводнику между элитарным искусством и миром тяжелого люкса ювелиру Петру Аксенову: «Люди хотят культурной прививки – сначала все торчали летом в Форте-деи-Марми, потом стали повально худеть, теперь вот нужно себя как-то развлекать. И все эти владельцы бутиков, рестораторы, организаторы ивентов, как только у них появляется возможность, с огромной радостью зовут балетных на вечеринки. А самим балетным это помогает расслабиться, сменить обстановку. Они не приходят, как у нас принято, на других посмотреть и себя показать, у них это получается как-то совершенно естественно. После самых званых вечеров они просто говорят: «Было интересно, было вкусно». И не оценивают, кто там был одет в Терехова, а кто в кутюр от Ульяны Сергеенко: просто этого всего не знают. А еще артисты балета привыкли за все платить и не умеют пользоваться благами светского общества – здесь бесплатно уложат, тут накормят, тут одарят. Наоборот, они очень честные и приятные клиенты. Многие постоянно покупают мои украшения, и для них странно попросить что-то в обмен на пост-благодарность в «Инстаграме». Я с радостью наряжаю их в серьги и диадемы собственного производства – Axenoff Jewellery. Понятно, что не каждый балетный в состоянии достать из кармана 150 тысяч рублей и купить что-то ценное, но звездным и уважаемым друзьям могу дать и в рассрочку».

Современные звезды

Сергей Полунин

Премьер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Премьер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Главное для обладателя тату, вид которых впечатлил бы и Деда Хасана (Джокер на плече, двуглавый орел на одной кисти и «Наташа» большими буквами на другой), – свобода. В поисках свободы уроженец Киева сбежал из лондонского Ковент-Гардена, где был чуть ли не самым юным премьером в истории: британцы танцевать на сторону не пускали, сниматься в рекламе не давали. Полунина тут же утащил под крыло зав. труппы Театра Станиславского Игорь Зеленский. В России бунтаря ждал all inclusive: хочешь в телепроект «Большой балет» – пожалуйста, хочешь срывать спектакли – на здоровье. Балетоманы до сих пор трясутся, вспоминая, сколько отвалили денег за «Дон Кихота», в котором Полунин так и не появился. Почему, Сережа? «Без комментариев». И Рунету этот тортик по-киевски полюбился так, что не способные отличить Волочкову от Григоровича уже второй год лайкают клип группы Hozier, где он танцует: 14 миллионов просмотров – неслабо, да?

Ольга Смирнова

Балерина Большого театра.

Балерина Большого театра.

Самое одухотворенное лицо российского балета открыл Сергей Филин: еще не окончив Вагановское (или, как его называют за строгость нравов, Ваганьковское) училище, Смирнова получила место в Большом. Повезло с педагогом – легендарная Людмила Ковалева, воспитавшая и Диану Вишневу, выпускает не учениц, а уже готовых прим. От Смирновой Петербургом веет за полпартера: аристократические манеры, фирменная вагановская надменность, манера исполнения «с холодком». Характер – железный. В Большом Смирновой дали танцевать Татьяну в первом составе одноименного балета, из-за чего звезда Светлана Захарова возмутилась и вовсе отказалась танцевать ту же партию во втором составе. Но статную петербурженку гнев великой не смутил – она вышла на сцену и была чудо как хороша. Добавьте к этому Benois de la Dance (балетный «Оскар») – и получите самую многообещающую приму-балерину из категории «до двадцати пяти».

Наталья Осипова

Прима-балерина Лондонского королевского балета и приглашенная звезда Михайловского и Большого театров.

Прима-балерина Лондонского королевского балета и приглашенная звезда Михайловского и Большого театров.

По даме сердца Сергея Полунина еще в  училище было понятно: у станка – звезда. Ее амбиций пугались даже старейшины Московской государственной академии хореографии – по работоспособности и мазохизму юная Наташа могла дать фору Рафу Симонсу в самые авральные времена Christian Dior. Страдания окупились: первая большая роль  – и сразу «Жизель». Дальше – мимо кордебалета, прямиком в пламенные Китри (это «Дон Кихот»). А во время гастролей в Лондоне – где именно критики, а не балетмейстеры и тусовка решают, казнить или миловать, – газеты пестрели хвалебными одами Осиповой. В  личной жизни у Наташи партии не хуже, чем в профессиональной: звездному Сергею Полунину предшествовал не менее звездный Иван Васильев. Кстати, танцует Наташа и с бывшим, и с настоящим одинаково страстно.

Балетная критика

Обозревательницу «Коммерсанта» Татьяну Кузнецову боятся даже артисты, а уж у них-то, вечных жертв закулисных интриг, психика закаленная. Незадачливую балерину Татьяна Анатольевна легко может обозвать кривоногой, а ветерану Большого балетмейстру Юрию Григоровичу так и вовсе достается в каждом тексте: «выживший из ума маразматик», который ставит «мертворожденные спектакли». Но как бы госпожу Кузнецову ни заносило, читать балетной общественности больше некого. Справедливости ради, знания у нее вовсе не теоретические: дама из балетной семьи сама прошла путь от училища до большой сцены. А если человек, двадцать лет танцевавший, в том числе у великого хореографа Игоря Моисеева, говорит, что sissonne исполнено неправильно, то скорее всего так оно и есть.

Балетные школы

Вагановское

Логово академистов: если у вас в душе бурлят страсти, туда соваться не стоит. Вагановских девочек видно сразу: позы четкие, ноги работают точно по позициям, мышцы стальные, лицо отстраненное, как у моделей на показах Канье Уэста. Посмотрите на Ольгу Смирнову.

Николай Цискаридзе

Выпускник Московской академии хореографии с 2014 года правит Вагановкой. Назначению предшествовал гранд-скандал: кресло ректора за почти триста лет существования училища ни разу не занимал москвич, а предшественницу Цискаридзе Веру Дорофееву отправили в бессрочный отпуск при мутных обстоятельствах. Мятежный длинноногий грузин, то друг, то враг светских дам и вообще-то гений клялся ничего не менять. Но, переступив порог святая святых, тут же об этом позабыл – и даже арабеск, одну из главных балетных поз, приказал танцевать по-другому. Удачной ли вышла рокировка? Общественность пока не поняла.

Московская академия хореографии

Все по Станиславскому: «Главное – чтобы верили!» Холодная отрешенность не канает – темперамент должен чувствоваться даже с балкона. В почете необузданные танцы и бешеная техника – чем быстрее крутишься, тем лучше. Классический пример – Наташа Осипова.

Неприкосновенные. То есть самые уважаемые российские артисты

Светлана Захарова

Прима-балерина московского Большого театра и миланского Ла Скала. Народная артистка РФ.

Прима-балерина московского Большого театра и миланского Ла Скала. Народная артистка РФ.

В балетной генетической лотерее прима Большого и Ла Скала сорвала джек-пот: высокий подъем стопы, выворотность, пропорции – длинные ноги, длинная шея, маленькая голова. Словом, идеальные для большой сцены параметры. Обычно при таких данных балерины быстро расслабляются: когда у тебя подъем, как у Захаровой, лишний раз стопу тянуть не будешь. А она – тянет. И Одетта из нее такая, что зрители рыдают.

Иван Васильев

Премьер Михайловского театра, приглашенная звезда Большого театра. Заслуженный артист РФ.

Премьер Михайловского театра, приглашенная звезда Большого театра. Заслуженный артист РФ.

Уже в восемнадцать прыгал так, что было ясно: полетит высоко. Коронован самим Сергеем Даниляном (см. нашу колонку «Продюсеры») – в мегапопулярном танц-шоу «Короли танца». От Спартака Васильева захватывает дух, а ради его сольника «Балет №1» в Барвихе светские Фригии готовы часами стоять в мерзких рублевских пробках. Особенно любим дамами за сорок – на форумах балетоманов «за Ванечку» эти устроят кровавую баню кому угодно.

Ульяна Лопаткина

Прима-балерина Мариинского театра. Народная артистка РФ.

Прима-балерина Мариинского театра. Народная артистка РФ.

Вся ее жизнь – служение петербургскому балету: окончила Вагановку, танцует в  Мариинке и чуть не стала худруком alma mater (да-да, у училища, как и у театра, есть худрук, и нынеший ректор Цискаридзе рекомендовал Лопаткину на эту должность изо всех сил). Единственная женщина в русском балете, которой сходит с рук хулиганская короткая стрижка сочного цвета апельсин. За пределы Питера выезжает крайне редко, билеты достать невозможно в принципе.

Опубликовано в SNC №86, апрель, 2016. Продолжение следует.

Любите балет?
Чем заняться в первые выходные апреля?
3 часа назад
Чем заняться в первые выходные апреля?
Если вы не планируете просидеть дома все первое, а заодно и второе апреля (из-за того, что никому не верите), выбирайте мероприятие по вкусу. Благо, их планируется много!
Ликбез: все средства, которые вам нужны для ухода за волосами
4 часа назад
Ликбез: все средства, которые вам нужны для ухода за волосами
Оказалось, что в hair-индустрии неизученного значительно меньше, чем в той же декоративке. Тем не менее, мы нашли, чему удивиться: пре-шампуню, эмульсии и куску мыла для волос.  
12 фактов о Селин Дион, которые вы могли не знать
5 часов назад
12 фактов о Селин Дион, которые вы могли не знать
Сегодня свой день рождения отмечает Селин Дион. Певица не эпатирует фанатов странным имиджем, ни с кем не ссорится и не ругается матом со сцены. В общем, она вся такая положительная, что нам остается только завидовать.
14 веских причин съесть банан прямо сейчас
7 часов назад
14 веских причин съесть банан прямо сейчас
И это помимо того, что они просто вкусные!
Наследие русалочки: 6 полезных свойств средств с водорослями
8 часов назад
Наследие русалочки: 6 полезных свойств средств с водорослями
В мире насчитывается более 22 тысяч видов водорослей (но на самом деле не все из них еще изучены до конца), а у вас нет ни одной баночки с этими полезностями? Пора внимательно читать этикетку и выбирать что-то для своей кожи. 
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 27 марта–2 апреля
В этом месяце Луна не одарит вас 30-м лунным днем отдыха, а сразу перейдет в новый лунный цикл. Времени на передышку не будет.