Закрыть
Вся правда о русском балете, часть 2
24.04.2016

Вся правда о русском балете, часть 2

Автор: Татьяна Столяр, SNC
Фото: архивы пресс-служб  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Самое любопытное – про тех, кто уехал и работает за рубежом. Потому что русский балет – традиционный и беспощадный: любит высоких, длинноногих и красивых по ГОСТу. А вот на Западе разнообразие в почете; главное – много и упорно работать.

Обсудить статью

Посмотрев «Большой Вавилон» – новую модную западную документалку про Большой театр, редакция SNC решила дать собственную картину того, что творится сейчас с русским балетом.

Первую часть обзора читайте здесь.

Хореографы

Перед вами тройка передовиков, которые толкают русский балет вперед. Следите – главные премьеры Большого выпускают именно эти люди.

Алексей Ратманский

Бывший худрук Большого театра и уже семь лет как постоянный хореограф ABT. Зажигает звезды: Наташа Осипова под его руководством из многообещающей солистки одним махом перелетела в примы – стоило только поставить ее в хитовый балет «Времена года». По инсайдерской информации, сейчас готовит еще одну премьеру в Большом – театралки, интересуйтесь в кассах!

Раду Поклитару

Главный популяризатор Шекспира в Большом (и, если что, хореограф церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи – помните балет «Первый бал Наташи Ростовой»?) жалует драму. Чего только стоит недавний «Гамлет», которого он поставил вместе с маститым британским режиссером Декланом Доннелланом. Да-да, тот самый, где под конец на сцену выбегает ОМОН. Кстати, станцевавшего партию принца датского Дениса Савина хореограф-молдованин открыл еще в 2003 году – и доверил ему партию Ромео в «Ромео и Джульетте».

Юрий Посохов

Резидент балета Сан-Франциско регулярно, по спецприглашению, наведывается в Большой. Экспериментов не боится: в прошлом сезоне позвал креативить сообща – ни много ни мало – Кирилла Серебренникова. Их «Героя нашего времени» критики и театралы приняли на ура. Балетные Посохова любят не меньше: станцевал у него козырную партию – и карьера поперла. «Я познакомился с ним в 2007 году, когда в Москве ставили «Классическую симфонию» Прокофьева, – рассказывает солист Большого театра Игорь Цвирко. – Попробовался, Юрий Михаилович, кажется, остался доволен, и меня поставили в состав. Многие «Симфонию» помнят еще по балетным училищам – обязательный пункт учебной программы, но спектакль Посохова был совершенно другим. Стильный, современный и при этом на традиционной основе и музыкальный, что редкость. А в «Герое» мне посчастливилось станцевать Печорина из «Бэлы». Репетиции шли тяжело – до премьеры оставалось всего ничего, но у нас возник контакт «хореограф-артист», и мы оба прислушивались к мнению друг друга. Исполнять хореографию Посохова очень интересно. И работать с настолько востребованным хореографом – огромная удача».

Спектакль «Герой нашего времени»

Спектакль «Герой нашего времени»

Главный фестиваль РФ

Kremlin Gala

Фестиваль под патронажем Владимира Винокура – который, кстати, не только эстрадный артист, но и знатный поклонник танцев. На два часа сцена Кремлевского дворца съездов превращается в место силы мирового масштаба. В этом году фестиваль собирается в седьмой раз, а ожидаются, как и обычно, все козырные тузы от Наташи Осиповой до Роберто Болле. «В этом году мы уже в седьмой раз проводим Kremlin Gala «Звезды балета XXI века», – сообщает продюсер фестиваля Михаил Шейнин. – За годы сложилась определенная концепция мероприятия, главной целью является знакомство зрителей с искусством балета, с самыми яркими его гранями. Мы уделяем большое внимание подбору репертуара – этим занимается команда профессионалов во главе с режиссером Сергеем Филиным, и на каждом нашем гала-концерте стараемся показать номера, которые зритель еще не видел. С каждым годом сделать это все сложнее, но задача только усиливает азарт придумать что-то новое. Собрать множество звезд на одной сцене непросто, но возможно. Самое сложное – объединить этих звезд в одну общую концепцию, представить интересную, гармоничную, но в то же время разнообразную программу. Это то, над чем мы постоянно работаем. Задача продюсера – предвосхищать желание зрителя, именно этим занимается команда Kremlin Gala».

Кто продвигает балерин?

История раскрутки прим с премьерами в России началась и закончилась Сергеем Дягилевым – кроме легендарного импресарио никто и не думал о том, что Нижинского с Павловой нужно как-то пиарить. В советское время до пиара тоже никому не было дела – чуждые западные ценности! А вот Запад тем временем научился превращать талант в звонкую монету. Там же, в капиталистической Америке, набили руку и главные менеджеры современного российского балета – Сергей Данилян и Константин Селиневич.

Сергей Данилян 

«Импресарио от бога!» – восхищаются балетные. Продюсер, окончивший ГИТИС и начинавший администратором в театре, уже который год живет в Америке, но охотно продвигает русских артистов. Улыбчивый Данилян – человек, который в девяностые вывез на мировые гастроли целый выводок звезд от Лопаткиной до совсем юной Захаровой. А еще он первый, кто додумался собрать весь «балетный интернационал» (и наших, и ваших) в одном шоу. За билеты на его «Королей танца» идет бойня почище, чем за толстовки Vetements. Оно и понятно: когда еще увидишь, как в одном номере Дэвид Холберг сменяет Марсело Гомеса, а Иван Васильев – Фридмана Фогеля. «Карьерой Дианы более 15 лет занимался Сергей Данилян, и я рад что он продолжает помогать ей, – считает муж Дианы Вишнёвой Константин Селиневич. – Сергей – человек образованный, понимающий искусство, честный по отношению к артистам, всегда с ясной стратегией и заранее обдуманными планами. С ним приятно и легко работать».

Константин Селиневич

Супруг Вишневой – еще и ее менеджер. Селиневич тринадцать лет прожил в Штатах, где управлял делами хоккеиста Александра Овечкина, – и, судя по многомиллионным контрактам с Nike и Gilette, крайне успешно. «У меня не было планов заниматься балетом, но судьба сложилась так, что мы встретились с Дианой, – рассказывает он SNC. – Решили: мы вместе, значит, я помогаю во всем. Имея более чем десятилетний опыт работы в сфере спортивного менеджмента, я понимал, что у него с балетным менеджментом много общего. Артисты балета – в какой-то степени атлеты, но со своей спецификой. Другой вопрос в том, что прилично зарабатывать им тяжелее. Я считаю, что эти «челленджи» мы успешно преодолеваем. С балериной уровня Дианы Вишнёвой работать легче, чем с другим артистом. Она умная, современная и красивая женщина – и это играет огромную роль. Недостатка в предложениях нет». «У меня не всегда есть время на интервью и съемки, – признается Диана. – Но для поддержки благотворительного фонда и фестиваля Context я найду возможность изменить расписание. Безусловно, говорить о своих проектах важно – это привлекает зрителей. А они, в свою очередь, рассказывают о том, что увидели, в соцсетях. Так и получается, что даже самый первый «Контекст» вовсю обсуждали на балетных форумах и в сообществах. Чувствуется, что людям интересно. Нам постоянно пишут: «Когда же следующий фестиваль? Какие труппы вы покажете в этом году? Как принять участие в конкурсе начинающих хореографов?»


Русское зарубежье

Русский балет – традиционный и беспощадный: любит высоких, длинноногих и красивых по ГОСТу. А вот на Западе разнообразие в почете; главное – много и упорно работать, не забывая о вере в себя. Поэтому за лебедей и Жизелей там часто рубят солидные гонорары русские артисты, которые в родных Больших и Мариинках оказались не у дел – не вписались в формат.

Мария Кочеткова

Не повезло с ростом! Миниатюрная прима ABT (Американский театр балета) и Балета Сан-Франциско иллюзий по поводу своего будущего в России не испытывала: либо партия Канарейки, либо Красной Шапочки в «Спящей красавице». Поэтому Маша отправилась на балетные конкурсы – там-то и выиграла грант на учебу в лондонской Королевской школе, она же Ковент-Гарден. В британской столице Кочетковой предложили остаться, но балерина понимала: и там невысоким светит максимум фрейлина в той же «Спящей» и кордебалет. И Кочеткова прыгнула длиннющий, через полмира, жете в либеральный Сан-Франциско, где при поддержке директора театра Хельги Томассона, давшего ей полную свободу, станцевала и «Лебединое», и «Евгения Онегина». По пробивной русской сохнет вся Америка. А Маша тем временем не забывает о корнях – регулярно наведывается в Москву (ее видели даже в подземке) и исправно выгуливает наряды от своего друга Андрея Артемова.

Полина Семионова

Прямиком с выпускного Московской академии хореографии будущая любимая балерина Германии отправилась в Берлин – пригласил директор тамошнего Государственного балета Владимир Малахов. Для японцев Семионова тоже няшка: за тем, как она задирает ногу в рекламе штанов Uniqlo, затаив дыхание, наблюдают миллионы. Изредка приглашенная солистка ABT и миланского La Scala заезжает на родину. Дружески чмокнуть главного балетного секс-символа планеты, автора безукоризненных антраша, обладателя запечатленной на обложке Vanity Fair волшебной попы Роберто Болле на фестивале Kremlin Gala у Полины всегда найдется свободная минутка.

Даниил Симкин

Мальчик из хорошей балетной семьи. Симкин-старший быстро сообразил, что чаду на родине ловить нечего, и с малых лет стал возить по международным балетным конкурсам. Настойчивость и воля к победе, как говорят в Америке, have paid off : теперь блондин Симкин – премьер Aмериканского театра балета.

Макияж

Елена Крыгина

Визажист Елена Крыгина.

Визажист Елена Крыгина.

В Большом есть целый гримерный цех, но туда обращаются лишь по серьезной нужде: самостоятельно изобразить Квазимодо или козью морду для «Полуденного отдыха фавна» все-таки сложновато. Балерины красятся сами и, по словам инсайдеров, в основном M.A.C – держится лучше. Личным визажистом могут похвастаться немногие; например, Диану Вишневу красит исключительно звезда YouTube Елена Крыгина. «По канону принято много времени уделять коррекции лица. Но нельзя сказать, что все страдают безумным контурингом – его тут не меньше и не больше, чем на ТВ. Раньше было адски модно выбеливать лицо – я это не очень люблю, так что иногда у меня Диана даже выглядит слегка загорелой. И на фестивале Context мы не выбеливали лицо, как принято в «Лебедином озере». Мой любимый спектакль – «Кармен» («Кармен-сюита». – Прим. SNC), с него началось наше сотрудничество. Получилась такая далекая от стандартов Кармен: обычно брови вразлет, черные, на пол-лица глаза, красные губы. А у нас она сдержанная, очень элегантная. Да, глаза черные, да, все ярко, но... прилично ярко. В балете предпочитают матовые текстуры, но мы с Дианой игнорируем все правила. Для меня самое страшное, если Диана с ее чудеснейшей внешностью будет выглядеть какой-то фарфоровой куклой».

Экипировка

Grishko

 Экс-дипломат Николай Гришко одевает и обувает весь русский балет еще с конца восьмидесятых. На российском рынке он абсолютный монополист: шьет одежду Кремлевскому балету, поставляет пуанты во все профильные школы страны, а раз в полгода выпускает коллаборацию со звездой. Из последних – Concept Collection с Дианой Вишневой и гранд-дамой питерского кутюра Татьяной Парфеновой.

Gaynor Minden

Американские обувщики пришли в Россию восемь лет назад – и перевернули рынок пуантов. Все дело в живучести: там, где у обычных пуантов гипсовая вставка, у «Гейнор Минден» пластмасса. А если у вас подъем, как у Светланы Захаровой, обычных гипсовых туфелек за спектакль приходится менять по три пары. Непрактично! Стасик экономию уже просек – там теперь танцуют только в «Гейнор Минден».

Опубликовано в SNC №86, апрель, 2016.

Отдали бы свою дочь в балетную школу?
Как я проведу этим летом: 7 фильмов-идей на три месяца
4 часа назад
Как я проведу этим летом: 7 фильмов-идей на три месяца
В это сложно поверить (особенно, если выйти на улицу в зимнем пальто), но через несколько дней начнется лето! Идеи, как его провести, ищите в кино.
5 вопросов к огуречному крему от Artistry
6 часов назад
5 вопросов к огуречному крему от Artistry
Огурец – вещь в хозяйстве полезная, как ни крути. Так что огуречная новинка от Artistry, да еще и в зеленой упаковке внушает доверие как минимум своим внешним видом. А вот о внутреннем мире увлажняющего крема из новой коллекции Essentials стоит поговорить отдельно. 
Почему стратегия «угождать мужчинам» не работает, а женщине важно быть эгоисткой?
7 часов назад
Почему стратегия «угождать мужчинам» не работает, а женщине важно быть эгоисткой?
«Если мужчина увидит, какая я хорошая и как забочусь о нем, он меня точно не бросит...» Но все получается с точностью до наоборот. Лайф-коуч Татьяна Лихограева объясняет, почему бессмысленно подстраиваться под мужчин, а гораздо полезнее и приятнее – взращивать в себе здоровый эгоизм (мы так и думали!).
11 звездных цитат про феминизм
7 часов назад
11 звездных цитат про феминизм
Приятно, что про феминизм говорят не только женщины, но и знаменитые мужчины!
Все нюансы dark fashion для девушек: где найти и чем похвастаться
8 часов назад
Все нюансы dark fashion для девушек: где найти и чем похвастаться
Возможно, вы обращали внимание, что на втором этаже одного известного универмага (по адресу Петровка, дом 2) как на дрожжах растет «уголок» с вещами преимущественно темных оттенков. Наверняка, вы недоуменно бросали на это безобразие свой взгляд и шли прямиком в корнер Dolce&Gabbana за подарком на день рождения своему мужу. Но потом, непонятно почему, червь сомнений понемногу начинал грызть ваши внутренности…
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 22–28 мая
На этой неделе вы столкнетесь с проявлением одного из самых эмоциональных аспектов – квадрата Венеры и Плутона. Влияние этого аспекта можно охарактеризовать одной фразой: «Больше знаешь – крепче мстишь».