Закрыть
Божена Рынска о том, как скандал вокруг Патриарших прудов поднял главные проблемы современной России
22.09.2016

Божена Рынска о том, как скандал вокруг Патриарших прудов поднял главные проблемы современной России

Автор: Божена Рынска, SNC
Фото: Фрагменты картин Питера Брейгеля Старшего  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Вот уже и осень наступила, а летний скандал на Патриках все еще будоражит умы. Божена Рынска рассказывает, как оно было, с кем и за что боролись, и зачем полиции нужен прибор под названием шумомер.

Обсудить статью
читайте также
У вас все дома, или как Божена Рынска покупала квартиру Божена Рынска о липовом браке Божена Рынска о любителях поесть и выпить на халяву Божена Рынска о том самом скандале на Патриках Божена Рынска о рождении сплетен: Бондарчуки, геи, Цейтлина и другие Божена Рынска об ужасах женского алкоголизма Кина не будет: Божена Рынска про летние кинофестивали Божена Рынска о том, как и где украсть миллион Божена Рынска о хейтерах и прочих маньяках Эволюция модных мест Москвы в картинках от SNC Хештег недели: #патриаршиедлявсех Божена Рынска о богатых мужчинах и их женщинах Божена Рынска о правилах ремонта Божена Рынска о том, что случается со светским человеком, когда тусовка его сливает Пора валить? Божена Рынска о том, куда и зачем переезжают москвичи Божена Рынска о том, почему на пустышках больше не женятся Божена Рынска о борьбе за свои права Божена Рынска: наш десант на Лазурный Берег 8 мест, где можно хорошо провести время (помимо Патриков)

Все лето горел, не затухая, скандал на Патриарших прудах. Жильцы Патриков восстали против тусовки, бурлящей под их окнами, против музыки до утра, против гуляк из баров, использующих ближайшие парадные, дворы и кусты как туалет.

Жильцы повесили растяжки «Собянин, мы хотим тишины». Добились встречи с мэром. По ее итогам несколько ресторанов якобы ограничили время работы – до одиннадцати часов вечера. За скандалом и его последствиями следили СМИ. Следили и участвовали, как могли. А могли они подать все это как классовый конфликт богатых и бедных, как конфликт чумазого с барином, элиты с саранчой.

Риторика та же, что и при подаче митингов на Болотной и при создании образа креативного класса в целом. СМИ нарочно и лживо создали образ креакла как зажравшегося и вечно недовольного кренделя с айфоном. Все статьи о Патриарших были писаны в стиле – вот они, баре, накупили дорогих квартир, простому человеку уже и нос в район сунуть нельзя, не то что пописать под кустиком. 

Жители Патриарших тоже внесли посильный вклад в поддержание своего гнусного образа, подложили сами себе свинью. Кто-то ляпнул про Бирюлево, кто-то – про саранчу, и понеслось. Вершиной идиотизма стала статья публициста Елены Котовой, упрямо твердящей, что на Патриках идет борьба людей, возомнивших себя элитой, с остальным народом, тоже стремящимся «жить красиво». Добавила огня и статья, посыл которой можно свести к следующему: у кого нет четырех миллионов на золотую милю, пусть идет в жопу. Тишина – это не законное право, а привилегия Евгении Васильевой и Рамзана Кадырова с их Молочным переулком и Мосфильмовской улицей. А кто двадцать лет живет на Патриках, пусть сидит и не фитюкает.

Да, жители Патриарших прудов – это не creme de la creme, не миллиардеры: квартиры тут стоят в основном до миллиона. Но что-то не припомню я раздела в Конституции, где было бы написано «у кого хаты до миллиона, на тех действие закона о тишине не распространяется». Нет такой сноски и в сборнике законов города Москвы. А вот закон о тишине – есть. Звучит он примерно так. «В ночное время – до тридцати децибел, гульбаньте шепотом и на цыпочках. В дневное время – пятьдесят пять децибел максимум, с 13:00 до 15:00 каждый день – перерыв на детский сон. В 19:00 заканчиваем штробить. В воскресенье вообще мертвая тишина. Мухи чтоб не летали». И вдруг с какого-то бодуна Патрики оказались сомнительным оази­сом, где этот закон не действует. Потому что кучка бездельников решила, что раз им тут нравится гульбанить до утра, то это теперь их Трайбек и Сохо, а в Сохо положено ссать на мостовую.

Собственно, оазисов, где не действует какой-нибудь закон, в России хватает: никакой это не феномен. Вон Кущевка (Кущевская, станица на севере Краснодарского края, которую контролировала ОПГ «Цапковские». – Прим. SNC) ни одному закону сколько лет не подчинялась! Но русские больны виктимностью, терпилы они, по-русски говоря, и попрание своих конституционных прав всегда схавают. А Патрики не схавали. И стали бороться. И именно способностью к самоорганизации взбесили как нищебродов – это че, бедному человеку теперь и в подъезде не нассы? – так и богачей – это как, я, с моим «харлеем», и не могу в субботу оттопыриться от души?

Но если бедным соблюдения своих прав не дождаться, а бороться за них они не приучены, то у богатых другая картина. Им их драгоценные права очень дороги! Только они считают права – привилегией, которая покупается. И никто на пресловутой золотой миле не стал бы организовывать народные дружины, вешать растяжки, собирать митинги. Там бы просто включили ресурс – СК, Прокуратуру. Полез бы условный ресторатор Оганезов в бутылку апероля на переговорах о тишине – назавтра и его самого бы посадили, и ресторан бы прихлопнула налоговая. Будет знать, как шуметь по ночам и морду кирпичом делать. А если бы ресторан мешал лицу бусурманской национальности, то и машину бы сожгли, и ухо отрезали. 

Но русские больны виктимностью, терпилы мы, по-русски говоря, и попрание своих конституционных прав всегда схавают. 

Но на Патриках живут не миллиардеры, а скромные миллионщики, а большинство и до этой суммы недотягивает – интеллигенция облюбовала Патрики с незапамятных времен. Тут тебе и первые кооперативы (Льноторг, например), и дом физиков-ядерщиков, и первое самоорганизовавшееся ТСЖ «Волоцкие дома», где жила Гурченко и живет Догилева. Борьба за тишину – не первый опыт Патриарших по противостоянию экспансии. В свое время один олигарх разинул рот на «Волоцкие дома», так жильцы быстро отвадили проглота и его могущественный холдинг. Вышли с вилами, а затем быстренько организовали собственный ТСЖ.

Короче, бицухи на покупку Следственного комитета у нас, у upper middle class, нету, но и терпильствовать – не желаем. Мы достаточно уважаем себя, чтобы заставлять с нами считаться. Миллиардеры, понятное дело, злятся. Это что за лошки тут требования выкатывают? А как же наша система государства в государстве? Мы ее покупали, а тут кто-то еще одно государство, параллельное, организовал? Может, у них есть чувство собственного достоинства? Вот насмешили!

То, что жители золотой мили покупают, жители Патриарших создают себе сами. Мы сами облагораживаем собственные подъезды, если угодно – входные группы. Сами разбиваем скверы и сажаем сирень. Вазоны, цветы, подъезды – все самостоятельно. Весь отпуск в Монако я провела в созвонах и нервотрепке. Мне бы на пляж Меридьена, солнце вышло до обеда, а со двора в Москве пропал экскаватор. Начали шлифовать ступени. А еще люстра для входной группы из Нью-Йорка едет... Но тут уже остальные жильцы подхватили, занялись козырьком и люстрой, спасибо – отставили мне кусочек отдыха.

Так за что же ругать людей, так весомо и зримо пытающихся улучшить жизнь вокруг себя? Вроде бы не за что. Их благодарить надо, хвалить, ставить в пример – ну в крайнем случае завидовать. Но тут вступает в бой классическая ложная антитеза, ложное противопоставление. «Ты быдло из Бирюлево или аристократ с Патриков?» – так звучит экзистенциальный выбор, предоставленный человечеству разнообразными СМИ. Ложь и передергивание причем достаточно подлое, тянущее на разжигание розни. Жители Патриарших не противопоставляют себя ни бедным, ни богатым, ни приезжим из Набережных Челнов, ни владельцам особняков на Мосфильмовской. Они противопоставляют тишину и чистоту грязи и шуму, только и всего. Чисто и тихо может быть в любом районе, если того захочет весь район. И Бирюлево в том числе.

Фрагмент картины Питера Брейгеля-младшего «Кермесса в день святого Георгия», 1628

Фрагмент картины Питера Брейгеля-младшего «Кермесса в день святого Георгия», 1628

Но могут ли жители Бирюлево объединиться для борьбы за свои права на комфорт и тишину? Посмотрим правде в глаза – вряд ли. Слишком разношерстная публика там живет, со слишком разными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо и с невысокой гражданской активностью. Как мне кажется. Конечно, я могу ошибаться – я не занималась вплотную вопросами политических взглядов и образования бирюлевцев, но я буду только рада, если они тоже добьются встречи с Собяниным, если потребуют закрыть шумящие ночные притоны, если закроют дворы и не будут никому разрешать гадить.

Пока это начали делать жители Патриарших. Не потому, что они богаче других, – нет, не богаче. Не потому, что они аристократы в двадцатом колене, – о нет, совсем не так! Не потому, что они сто лет живут на Патриках и топорщат пальцы от этого факта – многие переехали сюда не так давно и ничего не топорщат, просто хотят жить, как привык жить этот район десятилетиями, – иначе почему они приобрели квартиру именно здесь, а не на Тверской?

Публика, живущая здесь давно или недавно, – это сформировавшийся (наконец сформировавшийся, к счастью для нашей страны) upper middle class, оплот порядка и прогресса в любой стране. Средний класс отличает от прочих постоянное стремление к улучшению качества жизни. И еще – уровень образованности, что дает некие ориентиры в плане того, что именно есть высокое качество жизни.

«Ты быдло из Бирюлево или аристократ с Патриков?» – так звучит экзистенциальный выбор, предоставленный человечеству разнообразными СМИ.

Именно сочетание этого стремления и этих ориентиров влияет на социальную и гражданскую активность среднего класса – именно они ходят на митинги, улучшают свои подъезды и дворы, именно они сажают сирень и борются за экологию. И при этом, заметьте, они не делают ноги из страны, они не «поравалители», они – улучшатели жизни в конкретном районе и подъезде. Так что кого не устраивает? Почему надо противопоставлять этих замечательных людей, подвижников, часто за свои деньги создающих что-то хорошее для окружающих, неким опасным бирюлевцам, приезжим из других районов? А потому что они опасны.

Сначала они захотят улучшить подъезд, потом – двор, потом – район, город, а там и сами понимаете, до чего все дойдет. Вы понимаете – и они понимают. Понимают, что Патрики, по сути, стали колыбелью революции. Скажете, что революции делает народ? Даже в самых темных доморощенных институтах, для которых Земля все еще стоит на черепахе, это мнение признано нежизнеспособным. Революции делает меньшинство, стремящееся к изменениям. И эти люди – да, опасны. И поэтому власть применяет к ним ту же риторику, что и к Болотной, и креативному классу. А именно нам уже знакомое: вот баре, накупили дорогих квартир, простому человеку уж и в подъезд не нассать. Заметьте, это не они, не власть – баре, они – простые люди, тут понимать надо. Баре – это мы, живущие в интеллигентном районе и желающие законными путями поддерживать в нем чистоту и порядок. Это мы – угнетатели маленьких людей. Классический конфликт угнетателей с угнетенными. Именно эта риторика использовалась во время народных восстаний, инициированных всякими народовольцами.

И нас противопоставляют несчастным бирюлевцам. Да эти бирюлевцы приедут на Патрики, увидят Свету Бондарчук, выбегающую в тапочках за сливками к кофе, подумают – да здесь круто! – подзаработают денег и сами станут жителями Патриарших прудов. Каждый бирюлевец, приехавший сюда погулять (на поужинать пока денег нет) – потенциальный житель нашего района. И этот жилец будет ох как ухаживать за своим подъездом. Бирюлевские wannabe не писают в кустах и не дерутся у пивных. Гульбанят и гадят совсем не бирюлевцы, запомните это, черт подери! Это делают те, кому имя – быдло, а быдло бывает любым – бедным и богатым, местным и приезжим, с особняком в центре и койкой в общаге. Окраинное быдло не ездит на Патрики посмотреть, как тут хорошо. Оно проводит выходные в торговых центрах у МКАД и потому не писает на Патриках. Конкретно этих людей здесь нет – ни днем, ни ночью. Гадят здесь не они. Гадят залетные мальчики-девочки с Фрунзенской и Хамовников. Золотая и позолоченная молодежь, мажорня, которой кажется, что у нее есть право, потому что она решила, что Патрики теперь – это типа Сохо. А с чего, собственно, ей решать, а не жителям района?

Жители района решили по-другому, и будет так, как решили мы. Мы здесь власть. Это мы приводим этот район в порядок. Мы добьемся, закроем, засудим, обольем водой, выгоним. Или будете вести себя по закону, или пожалеете, что связались. Народ у нас боевой – тот самый upper middle. Та его половина, которая защищает свои права, а не та, что не считается с другими и является самым настоящим быдлом, несмотря на модную профессию и хипстерский прикид.

Потому что быдло – это же не про зарплату. А про отношение к среде обитания и другим. Есть и богатое быдло, и мидл-быдло. Стоит крепко запомнить, что когда мы говорим «быдло», мы не подразумеваем место жительства и уровень доходов. Мы подразумеваем наплевательство на все, кроме своего «хочу». Знаменитое «а мне нравится» русских купцов – вот он, лозунг быдла. Ему нравится писать в кустах и орать ночью – ну и все, раздайся грязь, подметка лезет!

И вот с этим быдлом идет борьба – а не богатых с бедными или местных с приезжими. Посмотрите сами телеподборки – вы видите в этой пьющей и орущей молодежи у сосисочной Ess-Thetic бедных ребят, доползших на метро прикоснуться к красивой жизни? Так чего тогда трындеть в пользу бедных бирюлевцев, а? Ведь это делается специально. Стравить, столкнуть лбами, заставить массы всколыхнуться и затоптать неугодных, опасных, посмевших побороться за свои права, гарантированные Конституцией, – какая недостойная цель! Ну и, как водится, к недостойной цели ведут недостойные средства типа вот этого нагнетания вокруг маленьких простых людей из Бирюлева, на защиту которых всегда готовы встать как «простой народ», так и «прогрессивная интеллигенция». Ну и власть, разумеется.

Невзирая на поток информационного дерьма, профессионально охаивающего, натравливающего и науськивающего, Патрики настаивают на своих правах. Настаивают и отстаивают их. Привет, осень – и вот краткие итоги нашего противостояния быдлячеству, вони и грязи.

Да, мы не смогли отбить информационную атаку. Подставились с этой историей про «бирюлевскую саранчу», тогда как надо было всячески одобрять микрорайонных гостей и чморить золотую молодежь. Это и с точки зрения пиара, и с точки зрения правды было бы правильно. 

Вторая ошибка – соглашение с рестораторами стало понятийным. Их вызвали в мэрию и ПОПРОСИЛИ. Держите меня семеро – их попросили! Нежно, вежливо, не соизволите ли вы, дорогие, соблюдать закон о тишине, мэр лично просит, будьте дусями. А в Европе это выглядит так. Мои друзья делали массовое гуляние в Берлине. Официальное. С десятками тысяч гостей. Должны были уложиться до 23:00, но Кобзон такой Кобзон, как пошел песни петь... Не уложились. Приехала бригада порядка. Специальные полицейские, отвечающие за мелкий порядок – тишину, чистоту. Зондеркоманду попросили дать еще полчасика. «Нет, – ответила полиция, – закон есть закон», и самостоятельно отключила генератор. 

Итак, мы не закрепили договоренности. Переговорщиками мы оказались никудышными и слишком эмоциональными. Патриаршие могли бы добиться соблюдения закона о тишине, а добились всего лишь мягкого укора. Собянин пожурил рестораторов, они временно притихли, но скоро загудят с новой силой – договоренности, еще раз подчеркну, не закреплены. 

Почему не выполняется закон о тишине? Все очень просто. Потому что у полиции нету шумомеров. Есть такой прибор. Он меряет уровень шума, как понятно из названия. Прибором владеет только Санэпидемнадзор. При повышении уровня шума надо вызывать эту организацию и доказывать, что шум повышен. Но Сан­эпидемнадзор по ночам на вызовы не ездит. И контроль за соблюдением закона о тишине организован так бездарно, что шуметь может каждый, кто захочет, когда захочет и как захочет. Пока что при помощи Санэпидемнадзора и его шумомера можно навести порядок, только если рядом с вашим домом постоянный источник шума – стройка, вытяжка. Но прикрыть локальный ночной гульбарий по закону очень трудно. 

Для того чтобы наши законные права не попирались, надо, чтобы у каждого полицейского был шумомер. И он на месте замерял бы уровень шума. И штрафовал на большие суммы нарушителей. Это было бы отличной подработкой как для полиции, так и для бюджета. Вообще на нежелании выполнять закон, на быдлячестве, можно делать отличный бизнес, если бы власти были заинтересованы в торжестве закона. 

И именно эта незаинтересованность власти и есть краеугольный камень беспредела и обреченности борьбы с нарушениями закона. И как в капле воды отражается океан, так и в Патриарших прудах сейчас отражается вся наша страна с ее бесконечным и иррациональным желанием жить хорошо, но невозможностью ничего добиться, не вступая при этом в кровавую лужу, не начиная бессмысленный и беспощадный бунт или, наоборот, не идя на поклон к царю-батюшке. Но, как известно, вода камень точит  – может, и наша капля что-то продолбит в головах соотечественников, или хотя бы оставит влажный след в морщинке старого района.

Опубликовано в НОВОМ номере SNC №91 – октябрь 2016 (в продаже – с 22 сентября!).


Вы быдло из Бирюлева или аристократ с Патриков?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

Если вы тоже наивно полагаете, что шляпа может украсить любой образ, то спешим вам расстроить: не любой. И уж явно она не сделает лучше сочетание простой водолазки, школьной юбки, детских бусиков и сапогов неопределенной длины. Кстати, колготки, кажется, тоже в наличии. Или коленки просто слишком долго терли воском?
новые trashsetter’ы
6 новых средств для губ, которые знают, чем удивить
11 часов назад
6 новых средств для губ, которые знают, чем удивить
Бьюти-бренды борются друг с другом за право быть самыми оригинальными и выпускают новинки с претензией на never seen before и «только у нас». И даже наши каменные сердца нередко становятся жертвами этих проказников. 
Под градусом: что носить, когда у природы ПМС
13 часов назад
Под градусом: что носить, когда у природы ПМС
Раз природа женского рода, то мы прекрасно можем ее понять. Но все же пожурим слегка: нельзя же так – утром минус 8, к вечеру плюс 2! Ухаживай за обувью или нет, долго она все равно не протянет с такими метеоусловиями. Давайте научимся одеваться по этой изменчивой погоде, чего и авиакомпаниям, отменяющим рейсы пачками, желаем.
6 причин посмотреть мультфильм «Моана»
15 часов назад
6 причин посмотреть мультфильм «Моана»
В последнее время герои диснеевских мультиков выглядят как однояйцевые близнецы: одинаковые лица, одинаковые движения и безмерная тяга создателей анимационных шедевров к музыкальным номерам в кульминационные моменты. Сможет ли диснеевская «Моана» нас хоть чем-нибудь удивить?
Остановись, мгновение: как сохранить укладку на двое суток (а то и больше)
15 часов назад
Остановись, мгновение: как сохранить укладку на двое суток (а то и больше)
К НГ особенно важно обновить инфу по спасению вчерашней укладки: всем же хочется тратить на красоту меньше времени и денег (чего греха таить!).
Дневник недочери самурая: 8 продуктов из сои
15 часов назад
Дневник недочери самурая: 8 продуктов из сои

Даже ученые говорят о том, что японская диета (не та, на которой сидят первые 5 дней, а потом заедают тортиками) крайне полезна для фигуры и здоровья. Одним из основных продуктов в рационе японцев считается соя. Что из нее делают и как это все есть? 

Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 5–11 декабря
Вас ждет очень продуктивная и удачная неделя. Все жесткие аспекты, которые подталкивали и даже принуждали вас к действиям, расходятся.