Анна Меликян: «Актеру умным быть не надо»

Автор:
Фото: Сергей Рогов  

читайте также
Загрузка...
Именинник недели: Орландо Блум 11 лучших обручальных колец из звездных соцсетей Именинник недели: Леонид Якубович Александр Ревва: от Артура Пирожкова до бабушки легкого поведения ТЕСТ! Кто ваш кумир: Митя Фомин или Алексей Воробьев? 3 фильма и 2 сериала с Джереми Айронсом, которые стоит посмотреть В чате с… той, кто знает о сладкой жизни все – с Марией Шумаковой Прилепин и Елизаров о книгах и не только Хештег недели: #christmastime Где ваш килт: 7 фильмов с известными шотландцами Мальчик с обложки или плейбой: кем вырастет ребенок Ким 17 интересных фактов о Камерон Диас, которые вы могли не знать Мужчина недели: конечно, Лео! BAFTA-2017: главные герои церемонии Хлоя Грейс Морец vs Эмма Робертс: кто круче? 5 вещей (и людей), которые бесят Наоми Кэмпбелл В чате с… дерзким телеведущим Колей Сергой Мужчина недели: Тоби Магуайр Нарисовались: Мейси Уильямс и Яра Шахиди с украшениями в прическах Мужчина недели: Роберт Дауни-младший
Загрузка...
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

«Раз уж все любят громкие заявления, то скажу вам еще одну фразу на годы вперед: я считаю, что актеру умным быть не надо, не надо. Актер должен быть открытым, как ребенок, все в себя впитывать. А когда у тебя мозг, то все сложно: профессия такая».

Во-первых, Анна Меликян, автор премьеры месяца, «Про любовь. Только для взрослых» — сексуальная. Во-вторых, коммуникабельная и жизнелюбивая: «Ага, к Меликян — и с надписью Love! Одобряю!» — смеясь, прокомментировала творение Джереми Скотта, в котором я пришла на интервью. В-третьих, земная: не имеет стилиста (платья Tegin на красные дорожки сама берет у дизайнера) и заверяет интервью, которые дает строго под инфоповод, не ретушируя публичный образ. Ну а еще она умная. Резюме — Меликян одобряем! Читайте.

Получая пятьдесят миллионов рублей «за лучший фильм о Москве», «Про любовь», – из рук заммэра Москвы Леонида Печатникова, вы признались, что Москва «не сразу вас приняла». Звучит интересно, так как у вас, на мой взгляд, абсолютно гладкая биография: приехав в столицу из Еревана, вы играючи поступили во ВГИК, студенткой колесили по миру с короткометражками, всегда были обласканы всевозможными комитетами и жюри...

Мне нравится, когда обо мне складывается такое впечатление – абсолютно безболезненный путь. Пусть так и будет! Все, что за кадром, не обязательно рассказывать. Понятно же, что человек становится человеком, пройдя через боль, но важны результаты, с которыми ты вышел из этой боли. В моем случае это всегда фильмы.

Но сейчас Москва вас принимает?

Да! Это правда, я действительно это почувствовала. И дело не в деньгах, которые мне дали. Знаете, я ведь в Москве уже больше двадцати лет. Я воспринимаю город как живой организм, как большую съемочную площадку. Иногда кажется, что тут не осталось мест, где бы я не снимала.

«Про любовь» – фильм даже не о людях, а о Москве, и «Про любовь. Только для взрослых» – тоже. И лекции о любви – сцена, открывающая и первый, и второй фильмы, – сквозная, только в этот раз ее читает не Рената Литвинова, а Джон Малкович. Тоже на «Стрелке»? 

Увы! «Стрелка» – моя любимая, она принимала нас с распростертыми объятиями совершенно бесплатно, там такое ощущение взлета, воздуха, неба, но Малкович приехал поздно, в октябре. К тому же с отитом. Погода портилась, и мы истерично искали закрытое помещение.

В отличие от первого фильма, который полностью сняли вы, «Про любовь. Только для взрослых» отдана на откуп аж шести режиссерам. Легко ли делиться авторством?

Легко. Я вообще не жадная и спокойно отношусь к авторству. Это раньше требовала: все мое, мое! Актрисы – только мои! Никто их не должен снимать! Сейчас наоборот – как только нахожу кого, сразу пишу в фейсбуке – забирайте, режиссеры! Не могу же я одна пожизненно снимать эту «Про любовь», нужен новый взгляд.

На «Кинотавре», получая Гран-при, вы сказали про этот фильм: «В перерывах между большими и важными фильмами нужно было что-то быстренько подснять для зрителя».

Изначально я не относилась к «Про любовь» серьезно, как к «Звезде», например. Есть серия короткометражек «Про любовь», которые я снимала буквально на коленке для благотворительного аукциона Action. Ни гонораров, ни декораций, просто вышли и на телефон записали – и при этом они пользуются популярностью в сети. Вот я и решила собрать похожие короткометражки под одну «шапку». Альманах «Про любовь» мы сняли за 25 дней, массовка – студенты, актеры-звезды работали почти бесплатно... Но это не значит, что я хотела «подхалтурить». Я хотела передать в полнометражном кино ту легкость, которая есть в которометражках. Актеры импровизировали: половины реплик Ренаты Литвиновой и Саши Бортич не было в сценарии: их несло, я не останавливала. Цыганов, Машков переписывали свои тексты. Я поняла тогда важную вещь: когда не задумываешься серьезно, получается – легче. Для этого проекта легкость была необходима.

Не секрет, что картина «Про любовь» не отбилась в прокате. Что вы сделали, чтобы новый фильм «прокатился» успешнее?

Да, я запустила «Про любовь. Только для взрослых», хотя первый фильм не был успешен в прокате, и считаю, что я абсолютно права. Кино такого рода должно существовать, и если такие сумасшедшие люди, как я, не будут бить в одну точку, оно просто исчезнет как класс. И останутся лишь тупые романтические комедии, не имеющие отношения к жизни, где зритель не ассоциирует себя с героем.

Вы говорите про все эти «Коля и Оля поменялись телами»?

Не знаю, я все это не смотрю, потому что невозможно смотреть. Это карикатура на жизнь. У нас другой формат: говорим о серьезных вещах, но весело, с юмором. Пока я и такие, как я, будем упрямо долбиться в одну точку, мы прорубим окно, и такого рода кино будет приносить деньги.

Что касается ошибок – то их учли: «Про любовь. Только для взрослых» более комедийная и понятная. Там нет таких сложных персонажей, как героиня Ренаты Литвиновой, нет сложных линий, как сюжет с косплеерами. Все герои – абсолютно понятные, люди с улицы. А вообще наш прокат – это Дикий Запад: не понятно, что выстреливает, где, почему. Остается просто снимать хорошее кино.

Кстати о косплеерах. Они не очень-то довольны тем, как вы их показали. 

Да, они возмущены!

Возмущены тем, что вы назвали девочку Сейлор Мур, но одели, как персонажа Black Rock Shooter. И якобы виной ваш поверхностный взгляд на вещи: нет на косплей-фестивалях голых поп на сцене и секса во всех углах. Многие переживают, что мама посмотрит «Про любовь» и запретит им косплеить...

Я знаю-знаю. Конечно, я очень серьезно отнеслась к вопросу, ходила на фестивали, везде общалась, и в кадре у нас реальные косплееры, не массовка. Но их возмущение мне понятно: люди совершенно по-другому смотрят на вещи.


Бондарчук, Куркова, Исакова, Матвеев, Паль, Михалкова – в «Про любовь. Только для взрослых» – звездный состав. Как и в первом фильме. Вообще сложно припомнить звезду российского кинематографа, которая у вас не снималась. Но меня больше всего восхищает то, что вам удалось поработать с телеведущей Екатериной Андреевой (в короткометражке «Про любовь» герой Павла Руминова скандалит с женой, пока Андреева в исполнении самой себя ведет репортаж о приближающемся конце света. – Прим. SNC). Получить ее в качестве героини глянца невероятно сложно. Я такого случая не припомню. А у вас Андреева снялась. 

Вы видели Катю в короткометражке, но на самом деле я снимала ее в «Звезде». И пришла к ней... ну, не девочкой с улицы, конечно, но автором «Русалки», после которой не снимала семь лет. Я написала письмо, Катя попросила сценарий. Она поразила меня тем, что прочла его целиком, а это 150 страниц! Обычно актеры просят синопсис. Катя позвонила: «Для меня было бы честью сняться в этом фильме». Дальше у нас начались проблемы, потому что Первый канал отказывался предоставить для съемок студию новостей, и только Катя своим авторитетом и жесткостью проломила эту стену. Мы пришли туда ночью, оператор и я, работавшая не только режиссером, но и «хлопушкой» и всем другим, потому что остальных не пустили. По сценарию Катя должна была заплакать, и я протянула «слезы» в баночке, которые мне положили с собой гримеры. Актеры у нас хорошие, но плакать мало кто умеет. И тут Андреева начинает плакать просто так. «Как вы это сделали?» – изумилась я. – «Ну вы сказали заплакать – и я заплакала». Она меня потрясла просто! Но страшное случилось, когда на монтаже «Звезды» мы поняли, что Катины сцены – как и сцены Андрея Малахова – придется вырезать. Я с ужасом звонила и извинялась. «Катя, простите, но вы в корзине».

Она обиделась? Ужасная у вас работа, я не смогла бы так.

Не обиделась, посмотрела фильм, очень прониклась. Но я не могла просто выбросить кадры, где Катя Андреева плачет в студии новостей. И пришлось...

Павлу Руминову посраться с женой...

Да, вся история Руминова с женой, которая называется «Про любовь 2» и снята для Action, придумана только для того, чтоб вставить туда кадры с Катей Андреевой и Андреем Малаховым (смеется).

У вас настолько, на мой взгляд, удачный путь в кинематографе, что кассовый фильм – не кассовый, – а все мечтают у вас сниматься. Я не удивилась, узнав, что Равшана Куркова сама попросилась к вам на площадку. Кто еще сам на вас выходил?

Актрисы умные и понимают, что мечтай не мечтай, а кастинг – это тонкий и мистический процесс, кастинг – девяносто процентов успеха. И если я неправильно поставлю человека, то корабль не поплывет. Я не снимаю друзей и родственников просто потому, что они друзья и родственники. У меня есть подруги, с которыми я дружу много лет, но они ни разу у меня не снимались.


А есть кто-то, кого мечтается снять, но никак?

Целый список! В «Про любовь. Только для взрослых» я позвала Аню Михалкову, она мне всегда дико нравилась, но у нас не было пересечений. Федя Бондарчук сыграл, Вика Исакова, Рената Литвинова в первой части. Кстати, о Ренате – несмотря на волшебный флер, она суперпрофессионал. Хоть и говорит: «Ой, это я не могу, я не актриса» – это кокетство. Мне кажется, ее боятся, поэтому и не снимают. И я понимаю, почему. 

На «Кинотавре» режиссеры изумлялись: «Неужели Рената еще снимается?» 

Ой, все спрашивали! «Ну что? Ну как?» Я честно говорю, что непросто, зачем врать? Не просто, но прекрасно.


Вы сказали, что в нашем кино «кассу делает только Козловский». Неужто правда?

Не знаю, посмотрим. Надеюсь, что «Про любовь. Только для взрослых» сделает кассу и так. Козловского у нас нет.

Но Козловский на «Кинопоиске» заявлен у вас в актерском составе.

Это какая-то ошибка! Его нет! На самом деле я снимала Даню, но только в рекламе.

Я вас еще помучаю. Вы произнесли губительную для женской дружбы фразу: «У нас с актрисами так: либо красивые, либо талантливые». Подруги из киноиндустрии вас на части не разорвали? «Ты куда меня, в красивые или талантливые записала, Меликян?» 

Я произнесла эту фразу 15 лет назад, и все до сих пор ее повторяют. Раз уж все любят громкие заявления, то скажу вам еще одну фразу на годы вперед: я считаю, что актеру умным быть не надо, не надо. Актер должен быть открытым, как ребенок, все в себя впитывать. А когда у тебя мозг, то все сложно: профессия такая.

Значит, в фильмы вы выбираете красивых?

Я выбираю артистов очень высокого уровня. У меня Владимир Машков снялся в романтической комедии, а он никогда не соглашается на такое! Или вот Рената Литвинова. Люди, играющие в серьезном арт-хаусе, у меня на экране валяют дурака, но как валяют!

(Упорствуя.) То есть нашлись и красивые, и талантливые?

Конечно. Они же звезды, а звездой не может стать простой человек. В них есть какая-то магия.

О звездах: вы просто так пишете понравившимся людям: «Привет, предлагаю у меня сняться?» – и все сразу получается, да?

Нет, почему, отказываются. Знаете, сколько народу отказалось сниматься в главной роли «Звезды»? Кто-то не хотел раздеваться, одна известная актриса отказалась из суеверия – по сценарию героиня умирает. Кастинг шел полтора года. 

Слушайте, я вспомнила, кто еще у вас не снимался. Аня Чиповская!

Аня Чиповская, раз уж о ней заговорили, отказалась играть в «Про любовь» героиню, которую сыграла Юлия Снигирь. Потому что надо было открыть грудь. Хотя она прекрасно обнажилась в ряде других фильмов (смеется).

Вы на нее не затаили?

Нет. Аню я нежно люблю. Конечно, я все сказала, что о ней думала. Но она такой редкий цветок нашего кино, таких мало, поэтому я радуюсь.

Насчет редких цветков – почему женщин-режиссеров вашего уровня у нас практически нет?

Почему нет? Просто они не очень известны и снимают в основном сериалы.

Ну известность – тоже показатель успеха. Вы не чувствуете, что вы сейчас – единственная узнаваемая женщина-режиссер в России? Вы и Германика... У меня есть ощущение, что женщины исчезают. Была другая, кроме вас, любимица Сергея Соловьева, Соня Карпунина, она считалась практически вундеркиндом. Совсем юная на обложке «Афиши», о ней писали все, и...

Почему, Соня есть! Она написала сценарий. Просто она родила. Ребят, я тоже родила ребенка и пропала на семь лет. У женщины есть физиологическая особенность – иногда она рожает детей, и если она нормальная, а не какой-то городской зомби-робот, который родил и побежал дальше, то у нее возникает материнский инстинкт и она не может выйти на площадку. У мужчин такого нет. А выпасть из работы на семь лет – страшная история.

У вас в фильмах женщины патриархального, назовем это так, склада. Та же героиня Снигирь, с одной стороны, просто хочет замуж за «плохонького, да своего», а с другой – надеется решить материальные проблемы за счет другого мужчины, м-м-м... отдавшись ему. Это, мягко говоря, не то, что одобрили бы феминистки. Как вы относитесь к феминизму? Считаете ли вы, что, как пишут на футболках Christian Dior, We all should be feminists?

Это глупость какая-то – феминизм. Феминизм хорош до того момента, когда на горизонте оказывается мужчина (смеется). Это большая глупость, проблема нашего времени – феминизм – как и все, что он за собой потащил.


Ну а с другой стороны, вы такой образец эмансипированной женщины, вы конкурируете с мужчинами вашей профессии: за зрителя, спонсоров, актеров и прочее.

Нет, с какими мужчинами? Ни с какими мужчинами я не конкурирую, я занимаюсь творчеством. У меня отличная команда. А потом без поддержки мужчины я ощущаю себя слабой женщиной.

Вас всегда поддерживали мужчины? Вы никогда не были в одиночном плавании?

Нет, конечно, была. Но я никогда не хотела себе жизни без этой поддержки, без мужчины. Не считаю, что это правильно.

Со сцены вы благодарили Данила Хачатурова; если бы не он, «фильма «Про любовь» бы не было». Поддерживает ли вас Хачатуров (российский форбс, бывший супруг Ульяны Сергеенко. – Прим. SNC) сейчас, когда вы сняли второй фильм?

Ну, как вы знаете, про личную жизнь я не рассказываю. Вы, конечно, лихо так завернули, но не рассказываю.

А жаль, потому что вы про любовь снимаете, а наверняка вас бессчетное количество раз спрашивали (с придыханием) «Анна... А что такое любовь – для вас?..» Невозможно уже, наверное, слышать этот вопрос.

Да уж – у меня всякие версии ответа на него есть: и умные, и неумные, и вдумчивые, и серьезные, и просто так, чтобы отмазаться уже. Но я рада, что это слово вошло в мою жизнь вместе с кино, так вот случайно, через короткий метр. И мне так нравится в этом вариться – уже не могу представить, как когда-нибудь у меня перестанут спрашивать: «Аня, что такое любовь?» И слово «любовь» перестанет ассоциироваться со мной. Что это такое? Любовь – это то, что живет внутри тебя и освещает тебя изнутри. Когда есть это облако любви, ты защищен, тебя невозможно обидеть или бросить, ты неуязвим, у тебя есть любовь, она внутри тебя, и это твой защитный тотем. 

Опубликовано в журнале SNC №100, сентябрь 2017.

Любите Аню?
6 вещей, о которых не надо переживать в крепких отношениях
4 часа назад
6 вещей, о которых не надо переживать в крепких отношениях
Хотите выяснить, действительно ли вы из тех редких счастливчиков, кто сумел построить прекрасные и доверительные отношения? Пройдитесь по списку – если все шесть пунктов про вашу пару, мы вас поздравляем (или немного завидуем)!
Kingsman против Statesman: чей наряд круче?
4 часа назад
Kingsman против Statesman: чей наряд круче?
Завтра в широкий прокат выходит долгожданный Kingsman (да-да, мы видели в ленте фейсбука эти восклицания: «До премьеры 4 дня, как мне продержаться!»), критики его опускают, фанаты не находят себе места, а мы фантазируем на тему, кто круче одевается англичане «кингсмены» в костюмах с иголочки или американцы «стейтсмены» с лассо в руках.
Сашими vs севиче: что круче?
5 часов назад
Сашими vs севиче: что круче?
Баттл – это тренд нашего времени, поэтому приходится соответствовать. Сегодня на ринге сашими и севиче (с рецептами). Вам решать, что круче. Готовить, собственно, тоже вам.
Ставим диагноз дизайнерам по показам: London Fashion Week
6 часов назад
Ставим диагноз дизайнерам по показам: London Fashion Week
Неделя моды в Лондоне триумфально завершилась, соседей по палате прибыло, и мы готовы рассказать вам о редких модно-психологических заболеваниях новой партии дизайнеров. Интерны, готовьте ручки, мотайте на ус, вам же потом людей лечить.
NYNEX & Celebrine о вдохновении, фанатах и Золотой рыбке
7 часов назад
NYNEX & Celebrine о вдохновении, фанатах и Золотой рыбке
Максим Назаров (он же NYNEX) и Катя Celebrine представили новый клип Waterfalls, а заодно рассказали нам о творческих планах и главных желаниях.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 18-24 сентября
На этой неделе Девы почувствуют обновление, гармонию с миром и порядок во всем: теперь можно с наслаждением анализировать, раскладывать жизненные ситуации в мельчайшие коробочки дней, вставлять их в нужные ячейки памяти и архивировать. Именно такой порядок вещей и есть гармония для Девы. И если остальные знаки хотят влиться в поток этих дней, то придется привыкать к высокому порядку.