Закрыть

Анна Меликян: «Актеру умным быть не надо»

Автор:
Фото: Сергей Рогов  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

«Раз уж все любят громкие заявления, то скажу вам еще одну фразу на годы вперед: я считаю, что актеру умным быть не надо, не надо. Актер должен быть открытым, как ребенок, все в себя впитывать. А когда у тебя мозг, то все сложно: профессия такая».

Во-первых, Анна Меликян, автор премьеры месяца, «Про любовь. Только для взрослых» — сексуальная. Во-вторых, коммуникабельная и жизнелюбивая: «Ага, к Меликян — и с надписью Love! Одобряю!» — смеясь, прокомментировала творение Джереми Скотта, в котором я пришла на интервью. В-третьих, земная: не имеет стилиста (платья Tegin на красные дорожки сама берет у дизайнера) и заверяет интервью, которые дает строго под инфоповод, не ретушируя публичный образ. Ну а еще она умная. Резюме — Меликян одобряем! Читайте.

Получая пятьдесят миллионов рублей «за лучший фильм о Москве», «Про любовь», – из рук заммэра Москвы Леонида Печатникова, вы признались, что Москва «не сразу вас приняла». Звучит интересно, так как у вас, на мой взгляд, абсолютно гладкая биография: приехав в столицу из Еревана, вы играючи поступили во ВГИК, студенткой колесили по миру с короткометражками, всегда были обласканы всевозможными комитетами и жюри...

Мне нравится, когда обо мне складывается такое впечатление – абсолютно безболезненный путь. Пусть так и будет! Все, что за кадром, не обязательно рассказывать. Понятно же, что человек становится человеком, пройдя через боль, но важны результаты, с которыми ты вышел из этой боли. В моем случае это всегда фильмы.

Но сейчас Москва вас принимает?

Да! Это правда, я действительно это почувствовала. И дело не в деньгах, которые мне дали. Знаете, я ведь в Москве уже больше двадцати лет. Я воспринимаю город как живой организм, как большую съемочную площадку. Иногда кажется, что тут не осталось мест, где бы я не снимала.

«Про любовь» – фильм даже не о людях, а о Москве, и «Про любовь. Только для взрослых» – тоже. И лекции о любви – сцена, открывающая и первый, и второй фильмы, – сквозная, только в этот раз ее читает не Рената Литвинова, а Джон Малкович. Тоже на «Стрелке»? 

Увы! «Стрелка» – моя любимая, она принимала нас с распростертыми объятиями совершенно бесплатно, там такое ощущение взлета, воздуха, неба, но Малкович приехал поздно, в октябре. К тому же с отитом. Погода портилась, и мы истерично искали закрытое помещение.

В отличие от первого фильма, который полностью сняли вы, «Про любовь. Только для взрослых» отдана на откуп аж шести режиссерам. Легко ли делиться авторством?

Легко. Я вообще не жадная и спокойно отношусь к авторству. Это раньше требовала: все мое, мое! Актрисы – только мои! Никто их не должен снимать! Сейчас наоборот – как только нахожу кого, сразу пишу в фейсбуке – забирайте, режиссеры! Не могу же я одна пожизненно снимать эту «Про любовь», нужен новый взгляд.

На «Кинотавре», получая Гран-при, вы сказали про этот фильм: «В перерывах между большими и важными фильмами нужно было что-то быстренько подснять для зрителя».

Изначально я не относилась к «Про любовь» серьезно, как к «Звезде», например. Есть серия короткометражек «Про любовь», которые я снимала буквально на коленке для благотворительного аукциона Action. Ни гонораров, ни декораций, просто вышли и на телефон записали – и при этом они пользуются популярностью в сети. Вот я и решила собрать похожие короткометражки под одну «шапку». Альманах «Про любовь» мы сняли за 25 дней, массовка – студенты, актеры-звезды работали почти бесплатно... Но это не значит, что я хотела «подхалтурить». Я хотела передать в полнометражном кино ту легкость, которая есть в которометражках. Актеры импровизировали: половины реплик Ренаты Литвиновой и Саши Бортич не было в сценарии: их несло, я не останавливала. Цыганов, Машков переписывали свои тексты. Я поняла тогда важную вещь: когда не задумываешься серьезно, получается – легче. Для этого проекта легкость была необходима.

Не секрет, что картина «Про любовь» не отбилась в прокате. Что вы сделали, чтобы новый фильм «прокатился» успешнее?

Да, я запустила «Про любовь. Только для взрослых», хотя первый фильм не был успешен в прокате, и считаю, что я абсолютно права. Кино такого рода должно существовать, и если такие сумасшедшие люди, как я, не будут бить в одну точку, оно просто исчезнет как класс. И останутся лишь тупые романтические комедии, не имеющие отношения к жизни, где зритель не ассоциирует себя с героем.

Вы говорите про все эти «Коля и Оля поменялись телами»?

Не знаю, я все это не смотрю, потому что невозможно смотреть. Это карикатура на жизнь. У нас другой формат: говорим о серьезных вещах, но весело, с юмором. Пока я и такие, как я, будем упрямо долбиться в одну точку, мы прорубим окно, и такого рода кино будет приносить деньги.

Что касается ошибок – то их учли: «Про любовь. Только для взрослых» более комедийная и понятная. Там нет таких сложных персонажей, как героиня Ренаты Литвиновой, нет сложных линий, как сюжет с косплеерами. Все герои – абсолютно понятные, люди с улицы. А вообще наш прокат – это Дикий Запад: не понятно, что выстреливает, где, почему. Остается просто снимать хорошее кино.

Кстати о косплеерах. Они не очень-то довольны тем, как вы их показали. 

Да, они возмущены!

Возмущены тем, что вы назвали девочку Сейлор Мур, но одели, как персонажа Black Rock Shooter. И якобы виной ваш поверхностный взгляд на вещи: нет на косплей-фестивалях голых поп на сцене и секса во всех углах. Многие переживают, что мама посмотрит «Про любовь» и запретит им косплеить...

Я знаю-знаю. Конечно, я очень серьезно отнеслась к вопросу, ходила на фестивали, везде общалась, и в кадре у нас реальные косплееры, не массовка. Но их возмущение мне понятно: люди совершенно по-другому смотрят на вещи.

Анна Меликян: «Актеру умным быть не надо»


Бондарчук, Куркова, Исакова, Матвеев, Паль, Михалкова – в «Про любовь. Только для взрослых» – звездный состав. Как и в первом фильме. Вообще сложно припомнить звезду российского кинематографа, которая у вас не снималась. Но меня больше всего восхищает то, что вам удалось поработать с телеведущей Екатериной Андреевой (в короткометражке «Про любовь» герой Павла Руминова скандалит с женой, пока Андреева в исполнении самой себя ведет репортаж о приближающемся конце света. – Прим. SNC). Получить ее в качестве героини глянца невероятно сложно. Я такого случая не припомню. А у вас Андреева снялась. 

Вы видели Катю в короткометражке, но на самом деле я снимала ее в «Звезде». И пришла к ней... ну, не девочкой с улицы, конечно, но автором «Русалки», после которой не снимала семь лет. Я написала письмо, Катя попросила сценарий. Она поразила меня тем, что прочла его целиком, а это 150 страниц! Обычно актеры просят синопсис. Катя позвонила: «Для меня было бы честью сняться в этом фильме». Дальше у нас начались проблемы, потому что Первый канал отказывался предоставить для съемок студию новостей, и только Катя своим авторитетом и жесткостью проломила эту стену. Мы пришли туда ночью, оператор и я, работавшая не только режиссером, но и «хлопушкой» и всем другим, потому что остальных не пустили. По сценарию Катя должна была заплакать, и я протянула «слезы» в баночке, которые мне положили с собой гримеры. Актеры у нас хорошие, но плакать мало кто умеет. И тут Андреева начинает плакать просто так. «Как вы это сделали?» – изумилась я. – «Ну вы сказали заплакать – и я заплакала». Она меня потрясла просто! Но страшное случилось, когда на монтаже «Звезды» мы поняли, что Катины сцены – как и сцены Андрея Малахова – придется вырезать. Я с ужасом звонила и извинялась. «Катя, простите, но вы в корзине».

Она обиделась? Ужасная у вас работа, я не смогла бы так.

Не обиделась, посмотрела фильм, очень прониклась. Но я не могла просто выбросить кадры, где Катя Андреева плачет в студии новостей. И пришлось...

Павлу Руминову посраться с женой...

Да, вся история Руминова с женой, которая называется «Про любовь 2» и снята для Action, придумана только для того, чтоб вставить туда кадры с Катей Андреевой и Андреем Малаховым (смеется).

У вас настолько, на мой взгляд, удачный путь в кинематографе, что кассовый фильм – не кассовый, – а все мечтают у вас сниматься. Я не удивилась, узнав, что Равшана Куркова сама попросилась к вам на площадку. Кто еще сам на вас выходил?

Актрисы умные и понимают, что мечтай не мечтай, а кастинг – это тонкий и мистический процесс, кастинг – девяносто процентов успеха. И если я неправильно поставлю человека, то корабль не поплывет. Я не снимаю друзей и родственников просто потому, что они друзья и родственники. У меня есть подруги, с которыми я дружу много лет, но они ни разу у меня не снимались.

Анна Меликян: «Актеру умным быть не надо»


А есть кто-то, кого мечтается снять, но никак?

Целый список! В «Про любовь. Только для взрослых» я позвала Аню Михалкову, она мне всегда дико нравилась, но у нас не было пересечений. Федя Бондарчук сыграл, Вика Исакова, Рената Литвинова в первой части. Кстати, о Ренате – несмотря на волшебный флер, она суперпрофессионал. Хоть и говорит: «Ой, это я не могу, я не актриса» – это кокетство. Мне кажется, ее боятся, поэтому и не снимают. И я понимаю, почему. 

На «Кинотавре» режиссеры изумлялись: «Неужели Рената еще снимается?» 

Ой, все спрашивали! «Ну что? Ну как?» Я честно говорю, что непросто, зачем врать? Не просто, но прекрасно.


Вы сказали, что в нашем кино «кассу делает только Козловский». Неужто правда?

Не знаю, посмотрим. Надеюсь, что «Про любовь. Только для взрослых» сделает кассу и так. Козловского у нас нет.

Но Козловский на «Кинопоиске» заявлен у вас в актерском составе.

Это какая-то ошибка! Его нет! На самом деле я снимала Даню, но только в рекламе.

Я вас еще помучаю. Вы произнесли губительную для женской дружбы фразу: «У нас с актрисами так: либо красивые, либо талантливые». Подруги из киноиндустрии вас на части не разорвали? «Ты куда меня, в красивые или талантливые записала, Меликян?» 

Я произнесла эту фразу 15 лет назад, и все до сих пор ее повторяют. Раз уж все любят громкие заявления, то скажу вам еще одну фразу на годы вперед: я считаю, что актеру умным быть не надо, не надо. Актер должен быть открытым, как ребенок, все в себя впитывать. А когда у тебя мозг, то все сложно: профессия такая.

Значит, в фильмы вы выбираете красивых?

Я выбираю артистов очень высокого уровня. У меня Владимир Машков снялся в романтической комедии, а он никогда не соглашается на такое! Или вот Рената Литвинова. Люди, играющие в серьезном арт-хаусе, у меня на экране валяют дурака, но как валяют!

(Упорствуя.) То есть нашлись и красивые, и талантливые?

Конечно. Они же звезды, а звездой не может стать простой человек. В них есть какая-то магия.

О звездах: вы просто так пишете понравившимся людям: «Привет, предлагаю у меня сняться?» – и все сразу получается, да?

Нет, почему, отказываются. Знаете, сколько народу отказалось сниматься в главной роли «Звезды»? Кто-то не хотел раздеваться, одна известная актриса отказалась из суеверия – по сценарию героиня умирает. Кастинг шел полтора года. 

Слушайте, я вспомнила, кто еще у вас не снимался. Аня Чиповская!

Аня Чиповская, раз уж о ней заговорили, отказалась играть в «Про любовь» героиню, которую сыграла Юлия Снигирь. Потому что надо было открыть грудь. Хотя она прекрасно обнажилась в ряде других фильмов (смеется).

Вы на нее не затаили?

Нет. Аню я нежно люблю. Конечно, я все сказала, что о ней думала. Но она такой редкий цветок нашего кино, таких мало, поэтому я радуюсь.

Насчет редких цветков – почему женщин-режиссеров вашего уровня у нас практически нет?

Почему нет? Просто они не очень известны и снимают в основном сериалы.

Ну известность – тоже показатель успеха. Вы не чувствуете, что вы сейчас – единственная узнаваемая женщина-режиссер в России? Вы и Германика... У меня есть ощущение, что женщины исчезают. Была другая, кроме вас, любимица Сергея Соловьева, Соня Карпунина, она считалась практически вундеркиндом. Совсем юная на обложке «Афиши», о ней писали все, и...

Почему, Соня есть! Она написала сценарий. Просто она родила. Ребят, я тоже родила ребенка и пропала на семь лет. У женщины есть физиологическая особенность – иногда она рожает детей, и если она нормальная, а не какой-то городской зомби-робот, который родил и побежал дальше, то у нее возникает материнский инстинкт и она не может выйти на площадку. У мужчин такого нет. А выпасть из работы на семь лет – страшная история.

У вас в фильмах женщины патриархального, назовем это так, склада. Та же героиня Снигирь, с одной стороны, просто хочет замуж за «плохонького, да своего», а с другой – надеется решить материальные проблемы за счет другого мужчины, м-м-м... отдавшись ему. Это, мягко говоря, не то, что одобрили бы феминистки. Как вы относитесь к феминизму? Считаете ли вы, что, как пишут на футболках Christian Dior, We all should be feminists?

Это глупость какая-то – феминизм. Феминизм хорош до того момента, когда на горизонте оказывается мужчина (смеется). Это большая глупость, проблема нашего времени – феминизм – как и все, что он за собой потащил.

Анна Меликян: «Актеру умным быть не надо»


Ну а с другой стороны, вы такой образец эмансипированной женщины, вы конкурируете с мужчинами вашей профессии: за зрителя, спонсоров, актеров и прочее.

Нет, с какими мужчинами? Ни с какими мужчинами я не конкурирую, я занимаюсь творчеством. У меня отличная команда. А потом без поддержки мужчины я ощущаю себя слабой женщиной.

Вас всегда поддерживали мужчины? Вы никогда не были в одиночном плавании?

Нет, конечно, была. Но я никогда не хотела себе жизни без этой поддержки, без мужчины. Не считаю, что это правильно.

Со сцены вы благодарили Данила Хачатурова; если бы не он, «фильма «Про любовь» бы не было». Поддерживает ли вас Хачатуров (российский форбс, бывший супруг Ульяны Сергеенко. – Прим. SNC) сейчас, когда вы сняли второй фильм?

Ну, как вы знаете, про личную жизнь я не рассказываю. Вы, конечно, лихо так завернули, но не рассказываю.

А жаль, потому что вы про любовь снимаете, а наверняка вас бессчетное количество раз спрашивали (с придыханием) «Анна... А что такое любовь – для вас?..» Невозможно уже, наверное, слышать этот вопрос.

Да уж – у меня всякие версии ответа на него есть: и умные, и неумные, и вдумчивые, и серьезные, и просто так, чтобы отмазаться уже. Но я рада, что это слово вошло в мою жизнь вместе с кино, так вот случайно, через короткий метр. И мне так нравится в этом вариться – уже не могу представить, как когда-нибудь у меня перестанут спрашивать: «Аня, что такое любовь?» И слово «любовь» перестанет ассоциироваться со мной. Что это такое? Любовь – это то, что живет внутри тебя и освещает тебя изнутри. Когда есть это облако любви, ты защищен, тебя невозможно обидеть или бросить, ты неуязвим, у тебя есть любовь, она внутри тебя, и это твой защитный тотем. 

Опубликовано в журнале SNC №100, сентябрь 2017.

Любите Аню?

Мальдивы: отпуск в раю
03 февраля 2019
Мальдивы: отпуск в раю
Если снег и мороз вас не вдохновляют, пришла пора брать билеты в рай. А где у нас ближайший рай? Да на Мальдивах, разумеется.
Елена Теркина: «Для меня очень важно работать на позитивной ноте и настраиваться только на лучшее»
03 февраля 2019
Елена Теркина: «Для меня очень важно работать на позитивной ноте и настраиваться только на лучшее»
Основательница клуба-ресторана «Купол» для детей и взрослых Елена Теркина рассказала SNCMedia об особенностях нового проекта и о том, какими принципами руководствуется в работе.
Must have покупки этой зимы для истинных ценителей прекрасного во всех его проявлениях
19 января 2019
Must have покупки этой зимы для истинных ценителей прекрасного во всех его проявлениях
Зимние праздники в самом разгаре, а вы не знаете, что подарить? Предлагаем список подарков, которые точно придутся по вкусу на 14 и 23 февраля.
Сообразили на двоих: отзыв о ресторане «Рыбторг»
17 января 2019
Сообразили на двоих: отзыв о ресторане «Рыбторг»
SNCMedia инспектирует аутентичную рыбную лавку и сифуд-бар на Патриарших. Поклонникам устриц, мидий, ежей и прочих морских гадов всех мастей – обязательно к прочтению!
3 процедуры, которые помогут восстановить кожу зимой
17 января 2019
3 процедуры, которые помогут восстановить кожу зимой
В борьбе с несовершенствами кожи главную роль отводим косметологии. Запоминайте 3 действенные процедуры, которые помогут восстановить кожу и вернуть ей сияние и тонус в холодное время года.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 19-25 ноября
Эта неделя начнется с отрицательного взаимодействия Юпитера и Марса. Как это отразиться на вас? Юпитер сейчас настолько сильный, что он будет давать стимул – работать на высокий статус, получать образование, а вот делать это будет лень. Даже тем, кто не ленив, понадобится больше времени для понимания направления.