Кто заставляет нас покупать бриллианты и кружевные трусы?

Автор:
Фото: Getty  

читайте также
Загрузка...
Как донести до начальства, что меня пора повысить? Отвечает психолог Почему мы так полюбили эмодзи Дмитрий Глуховский о новом русском феминизме Научиться говорить «нет» – ключ к свободе 7 научных фактов, которые помогут вам стать счастливее 12 способов стать счастливее в 2016 году 8 психологических трюков, которые помогут не потратить все деньги в праздники 6 токсичных паттернов в отношениях (и как от них избавиться) Хештег недели: #daystillchristmas Как помочь мозгу вырабатывать больше «гормонов радости» этим летом Злитесь на здоровье: как и зачем понимать свой гнев 10 популярных фобий, названия которых мы не знаем Как перестать бояться и начать действовать? День благодарения: почему полезно быть благодарными? Психолог Вита Малыгина – об обратной стороне насилия Ставим диагноз дизайнерам по показам: Paris Fashion Week Именинница: учимся светскому успеху у писательницы Гертруды Стайн Хештег недели: #патриаршиедлявсех Итоги 2016 года: СМИ 5 способов включить самоконтроль
Загрузка...
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

«Стань совершенной внешне, сохраняя молодость как можно дольше, – и ты получишь своего мужчину-добытчика. Круг замыкается, ряды готовых биться за место рядом с мужчиной мечты (то есть тем, кто решит все девушкины проблемы, как добрый папа или бог-отец) смыкаются и крепнут. Туфли на 15-сантиметровых каблуках разлетаются как горячие пирожки, мегатоннами уходят кружевные трусы и кремы от целлюлита...»

Обсудить статью

Кому выгодно, чтобы женщины были готовы тратить любые деньги на косметику, средства для поддержания «вечной молодости», бесконечные наряды и дорогое нижнее белье? Ахтунг: психолог Вита Малыгина, похоже, нащупала мировой заговор.

Мне на глаза попался очередной текст очередной дамы-психолога, которая экспертно пишет о женском счастье и без тени сомнения сообщает, что истинную свою ценность женщина может ощутить исключительно рядом с мужчиной. Все остальное в жизни женщины – работа, увлечения, она сама и ее отношения с миром, дети, в конце концов, – не могут дать ей этой исключительной ценности. И я задаюсь прямо-таки ленинским вопросом: кому это выгодно?

Миф о красоте и заговор индустрии?

Компаниям, производящим одежду, декоративную косметику, средства для поддержания «вечной молодости», ювелирные украшения, женское нижнее белье, необходимо поддерживать рынок и как-то заставлять нас тратить нехилые средства на то, чтобы всегда быть для мужчин юными секси, малышками на миллион. Пока с этой задачей успешнее всех справляются жены арабских шейхов: они известны своей безудержной любовью к самой дорогой косметике и кутюрным маркам белья. Все для своего единственного шейха... Но если не ставить препоны напирающему естественному феминизму, то кроме этих кротких созданий, укутанных с головы до пят в свои чадры и хиджабы, мировой легкой промышленности скоро не на кого будет опереться: европейские дамы давно обнаглели и практически забили на каблуки, кружевные трусы по 300 евро и накладные ресницы. Если тенденция будет развиваться, то лет через 50 даже арабским женам не понадобиться ничего, кроме белых рубашек и маек, джинсов и теннисных тапочек. А на их продаже сверхприбылей не получишь.

Рынок заточен под своего потребителя. Европа и просвещенная Америка обожрались «красотой» и «роскошью»? И уже не слишком озабочены тем, чтобы заполучить спутника жизни через свою привлекательность и сексапильность? Бежим туда, где ценность мужчины высока по историческим причинам. Они все еще кипятят – и мы идем к ним. То есть к нам.

Задумалась вот: правда ли я считаю, что за валяевскими и торсуновскими курсами, за хамом Раковым и вещающими на Первом канале про клатч и каблуки гламурными дамами стоят международные корпорации? Что они покупают души сих властителей дум за серебро и злато? Может, у меня паранойя и все это – какая-то безумная конспирология, вера в теорию мирового заговора? Возможно.

Как «традиция» высасывается из пальца

Но тут мнe приходит в голову история появления в европейской культуре одной традиции, которую многие из нас, девушек, очень любят и трепетно чтут. Даже слишком трепетно. Традиция – помолвочное кольцо. Только психотерапевты и продавцы ювелирных лавок знают, как много драм и трагедий разыгрывается вокруг этой милой «старинной» забавы – «сделай предложение красиво и подари колечко». Тогда как историческая ценность этой традиции исчисляется смешными десятками, в вовсе не сотнями лет, и стоит, вероятно, ровно столько, сколько заработали в свое время на этой идее торговцы бриллиантами.

Вот как пишет об этом профессор истории Манчестерского университета Марсия Пойнтон в своей книге «Блестящие эффекты: культурная история драгоценных камней и ювелирных изделий»: 

«После Первой мировой войны рынок в Европе пришел в упадок. Хотя около трех четвертей бриллиантов картеля De Beers шли в США на помолвочные кольца, эти камни были меньше размером и ниже качеством, чем те, что продавались в Европе. Необходимо было что-то сделать, чтобы подстегнуть торговлю; и вот в 1938 году Гарри Оппенгеймер, сын основателя De Beers, встретился с представителем рекламного агентства Н.У. Эйера... Рекламный агент настаивал, что компании De Beers необходимо закрепить в общественном сознании связь бриллиантов с любовной романтикой. 

В частности, следовало внушить молодым людям, что бриллианты – это дар любви и что, чем крупнее и чище бриллиант, тем сильнее проявление чувства. 

Отсюда распространенный троп: женщина, недовольная малым размером подаренного мужчиной бриллианта, тем самым по умолчанию упрекает его в недостаточной мужественности».

Так что не станем недооценивать творческие способности заинтересованных в прибыли бизнесменов. 

Феминизм от природы

Но вернемся к «естественному феминизму» – термину, который ввел в обиход французский антрополог Франсуа Домье, заинтересовавшийся необычными семейно-хозяйственными отношениями одного африканского племени. В этом племени принято ходить на охоту вместе с женщинами.

Причина довольно проста: племя живет в районе, где никакое земледелие в принципе невозможно, а численность племени так мала, что каждые руки на охоте представляют существенную ценность. Неизвестно, было ли так всегда, но в то время, когда француз наблюдал жизнь этого племени, племя воспринимало ситуацию как часть традиции предков. Вместе с правом охотиться женщины племени получили некоторые другие права.

Равенство как вариант выживания в условиях нехватки ресурсов – вот что Домье назвал «естественным феминизмом». То, что пряников сладких всегда не хватает на всех, и если вы хотите своей семье хоть какого-то благополучия, то работать и зарабатывать должен не только мужчина, стало понятно уже давно. Мужчин, готовых в одиночку обеспечивать семью, все меньше, рыночная стоимость всего и вся – все больше. Это тоже на руку рынку услуг и товаров в сфере красоты и женственности. Стань совершенной внешне, сохраняя молодость как можно дольше, – и ты получишь своего мужчину-добытчика, который видит свое счастье в ответственности за свою суперженственную спутницу жизни и своих детей.

Круг замыкается, ряды готовых биться за свое место рядом с мужчиной мечты (то есть тем, кто решит все девушкины проблемы, как добрый папа или бог-отец) смыкаются и крепнут. Туфли на 15-сантиметровых каблуках разлетаются как горячие пирожки, мегатоннами уходят кружевные трусы и кремы от целлюлита... И без устали твердятся волшебные мантры: твою ценность утверждает и подтверждает только мужчина рядом с тобой, только его присутствие в твоей жизни – сертификат качества. Ничто другое – ни дети, ни успехи в труде, ни бизнес, ни научные и творческие достижения – не помогут тебе заслужить вот это звание настоящей женщины. Только мужчина может тебя сертифицировать.

И вот теперь вопрос: а вам правда хочется участвовать в этой гонке и кормить своим трудовым рублем эти самые корпорации?

P. S. Тем, кто дочитал до конца, раскрываю маленький секрет: никакого антрополога Франсуа Домье, предложившего миру термин «естественный феминизм», на свете не существует. К сожалению, – потому что термин, по-моему, прекрасный. Я верю, что мысль, которая пришла в голову одному человеку, рано или поздно придет в голову многим, и надеюсь, что антропологам, изучающим нашу жизнь, совсем немного осталось до момента настоящего открытия «естественного феминизма». Я надеюсь, что вы, дорогие читательницы, простите эту невинную шутку. Я позволила ее себе единственно для того, чтобы мы с вами могли еще раз прочувствовать, как легко рождаются мифы. Значит ли это, что «естественного феминизма» в природе не существует? Отнюдь. И всех, желающих увидеть реальные подтверждения существования «естественных» – то есть вполне себе природных и архаичных – человеческих сообществ, в которых женщину считали «тоже человеком» со своей собственной, независимой от мужчин, ценностью, я отсылаю к трудам Клода Леви-Стресса, который нашел такие примеры в жизни американских индейцев.

Согласны с Витой?

Зависит ли контрацепция от вредных привычек?
10 часов назад
Зависит ли контрацепция от вредных привычек?
О контрацепции мы готовы болтать бесконечно. Не потому что не придумали новых тем, а потому что у народа остается еще множество вопросов. Например, о том, влияют ли вредные привычки (алкоголь+курение) на выбор таблеток. 
5 вопросов к спрею «Открытое море» от R+Co
11 часов назад
5 вопросов к спрею «Открытое море» от R+Co
R+Co, кажется, вывели ароматную формулу моря, оно пахнет фиалками, можжевельником и апельсином. А помещается в спрее для волос Sail Soft Wave Spray.
Ждули: словарь девушек, которые влюбились в зеков
12 часов назад
Ждули: словарь девушек, которые влюбились в зеков
Мы прогуливаемся по Патриаршим, а некоторые — так бывает — сидят. SNC представляет словарь ждуль — девушек, которые влюбляются в зеков и годами ждут татуированных любимок.
5 вещей, которые нужно сделать в парке «Зарядье» (и 3, которые не надо)
13 часов назад
5 вещей, которые нужно сделать в парке «Зарядье» (и 3, которые не надо)
Пока все спорят, вписался ли парк «Зарядье» в московскую панораму, рассказываем, чем там нужно заняться. А чем лучше не надо.
Secret sale: любителям повеселиться, особенно поесть
Secret sale: любителям повеселиться, особенно поесть
Не грустите, на следующей неделе подберем вам что-то спортивное, чтобы сбросить все, что вы наедите.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 16-22 октября
На этой недели с 17 октября Меркурий выходит из дипломатичного знака Весов и присоединяется к Юпитеру в Скорпионе. Это отличный период для налаживания новых связей.