Закрыть
Кто заставляет нас покупать бриллианты и кружевные трусы?
19.10.2016

Кто заставляет нас покупать бриллианты и кружевные трусы?

Автор: Вита Малыгина , контрибьютор SNCMedia
Фото: Getty  
читайте также
Алина Фаркаш о семейном насилии как источнике суперсилы Косметика по возрасту: что купить или выкинуть в 21, 32 и 43 Organization porn: почему наш мозг радуется порядку, и как радовать его еще больше Бьюти-новинки весны, для покупки которых не нужен повод App&Down: с мажором по Гималаям Бьюти-средства, о которых никто ничего не знает (а пора бы!) Любовь и секс по-японски Как справиться со страхом после катастроф. Мнение психолога Как выжить после развода. Стадия седьмая: соперницы Почему женщины в России предпочитают член карьере? 40 лет – это новые 20? В Италии – да! Выбор НЕредактора: любимая косметика управляющей баром Ирины Шакуровой Прости меня, но я очень обиделась! Или почему так достали рефлектирующие миллениалы Хештег недели: #RelationshipGoals, или какая польза от мотиваторов 6 неожиданных факторов, которые предсказывают хороший секс Рейтинг: лучшие российские холостяки-финансисты Как распознать насилие, даже если вас не бьют Выбор НЕредактора: любимая косметика актрисы Евы Авеевой Необходимый минимум: 4 средства, которых хватит для хорошего мейка За что нужно благодарить тех, кого мы ненавидим? Как сохранить рассудок в кризис? Простые шаги от психолога А вы точно хотите замуж? Отвечает психолог Первый звонок: бьюти-новинки, которые поступят в продажу в сентябре 5 спорных утверждений о макияже Одна новинка – два мнения: обновляющий тональный крем Pevonia 4 книги о том, что творится в голове у классных людей WTF: Самые бессмысленные места для макияжа Как выжить в 2016 году? 3 стратегии от психолога App&Down: как я знакомилась на OkCupid День благодарения: почему полезно быть благодарными?
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

«Стань совершенной внешне, сохраняя молодость как можно дольше, – и ты получишь своего мужчину-добытчика. Круг замыкается, ряды готовых биться за место рядом с мужчиной мечты (то есть тем, кто решит все девушкины проблемы, как добрый папа или бог-отец) смыкаются и крепнут. Туфли на 15-сантиметровых каблуках разлетаются как горячие пирожки, мегатоннами уходят кружевные трусы и кремы от целлюлита...»

Обсудить статью

Кому выгодно, чтобы женщины были готовы тратить любые деньги на косметику, средства для поддержания «вечной молодости», бесконечные наряды и дорогое нижнее белье? Ахтунг: психолог Вита Малыгина, похоже, нащупала мировой заговор.

Мне на глаза попался очередной текст очередной дамы-психолога, которая экспертно пишет о женском счастье и без тени сомнения сообщает, что истинную свою ценность женщина может ощутить исключительно рядом с мужчиной. Все остальное в жизни женщины – работа, увлечения, она сама и ее отношения с миром, дети, в конце концов, – не могут дать ей этой исключительной ценности. И я задаюсь прямо-таки ленинским вопросом: кому это выгодно?

Миф о красоте и заговор индустрии?

Компаниям, производящим одежду, декоративную косметику, средства для поддержания «вечной молодости», ювелирные украшения, женское нижнее белье, необходимо поддерживать рынок и как-то заставлять нас тратить нехилые средства на то, чтобы всегда быть для мужчин юными секси, малышками на миллион. Пока с этой задачей успешнее всех справляются жены арабских шейхов: они известны своей безудержной любовью к самой дорогой косметике и кутюрным маркам белья. Все для своего единственного шейха... Но если не ставить препоны напирающему естественному феминизму, то кроме этих кротких созданий, укутанных с головы до пят в свои чадры и хиджабы, мировой легкой промышленности скоро не на кого будет опереться: европейские дамы давно обнаглели и практически забили на каблуки, кружевные трусы по 300 евро и накладные ресницы. Если тенденция будет развиваться, то лет через 50 даже арабским женам не понадобиться ничего, кроме белых рубашек и маек, джинсов и теннисных тапочек. А на их продаже сверхприбылей не получишь.

Рынок заточен под своего потребителя. Европа и просвещенная Америка обожрались «красотой» и «роскошью»? И уже не слишком озабочены тем, чтобы заполучить спутника жизни через свою привлекательность и сексапильность? Бежим туда, где ценность мужчины высока по историческим причинам. Они все еще кипятят – и мы идем к ним. То есть к нам.

Задумалась вот: правда ли я считаю, что за валяевскими и торсуновскими курсами, за хамом Раковым и вещающими на Первом канале про клатч и каблуки гламурными дамами стоят международные корпорации? Что они покупают души сих властителей дум за серебро и злато? Может, у меня паранойя и все это – какая-то безумная конспирология, вера в теорию мирового заговора? Возможно.

Как «традиция» высасывается из пальца

Но тут мнe приходит в голову история появления в европейской культуре одной традиции, которую многие из нас, девушек, очень любят и трепетно чтут. Даже слишком трепетно. Традиция – помолвочное кольцо. Только психотерапевты и продавцы ювелирных лавок знают, как много драм и трагедий разыгрывается вокруг этой милой «старинной» забавы – «сделай предложение красиво и подари колечко». Тогда как историческая ценность этой традиции исчисляется смешными десятками, в вовсе не сотнями лет, и стоит, вероятно, ровно столько, сколько заработали в свое время на этой идее торговцы бриллиантами.

Вот как пишет об этом профессор истории Манчестерского университета Марсия Пойнтон в своей книге «Блестящие эффекты: культурная история драгоценных камней и ювелирных изделий»: 

«После Первой мировой войны рынок в Европе пришел в упадок. Хотя около трех четвертей бриллиантов картеля De Beers шли в США на помолвочные кольца, эти камни были меньше размером и ниже качеством, чем те, что продавались в Европе. Необходимо было что-то сделать, чтобы подстегнуть торговлю; и вот в 1938 году Гарри Оппенгеймер, сын основателя De Beers, встретился с представителем рекламного агентства Н.У. Эйера... Рекламный агент настаивал, что компании De Beers необходимо закрепить в общественном сознании связь бриллиантов с любовной романтикой. 

В частности, следовало внушить молодым людям, что бриллианты – это дар любви и что, чем крупнее и чище бриллиант, тем сильнее проявление чувства. 

Отсюда распространенный троп: женщина, недовольная малым размером подаренного мужчиной бриллианта, тем самым по умолчанию упрекает его в недостаточной мужественности».

Так что не станем недооценивать творческие способности заинтересованных в прибыли бизнесменов. 

Феминизм от природы

Но вернемся к «естественному феминизму» – термину, который ввел в обиход французский антрополог Франсуа Домье, заинтересовавшийся необычными семейно-хозяйственными отношениями одного африканского племени. В этом племени принято ходить на охоту вместе с женщинами.

Причина довольно проста: племя живет в районе, где никакое земледелие в принципе невозможно, а численность племени так мала, что каждые руки на охоте представляют существенную ценность. Неизвестно, было ли так всегда, но в то время, когда француз наблюдал жизнь этого племени, племя воспринимало ситуацию как часть традиции предков. Вместе с правом охотиться женщины племени получили некоторые другие права.

Равенство как вариант выживания в условиях нехватки ресурсов – вот что Домье назвал «естественным феминизмом». То, что пряников сладких всегда не хватает на всех, и если вы хотите своей семье хоть какого-то благополучия, то работать и зарабатывать должен не только мужчина, стало понятно уже давно. Мужчин, готовых в одиночку обеспечивать семью, все меньше, рыночная стоимость всего и вся – все больше. Это тоже на руку рынку услуг и товаров в сфере красоты и женственности. Стань совершенной внешне, сохраняя молодость как можно дольше, – и ты получишь своего мужчину-добытчика, который видит свое счастье в ответственности за свою суперженственную спутницу жизни и своих детей.

Круг замыкается, ряды готовых биться за свое место рядом с мужчиной мечты (то есть тем, кто решит все девушкины проблемы, как добрый папа или бог-отец) смыкаются и крепнут. Туфли на 15-сантиметровых каблуках разлетаются как горячие пирожки, мегатоннами уходят кружевные трусы и кремы от целлюлита... И без устали твердятся волшебные мантры: твою ценность утверждает и подтверждает только мужчина рядом с тобой, только его присутствие в твоей жизни – сертификат качества. Ничто другое – ни дети, ни успехи в труде, ни бизнес, ни научные и творческие достижения – не помогут тебе заслужить вот это звание настоящей женщины. Только мужчина может тебя сертифицировать.

И вот теперь вопрос: а вам правда хочется участвовать в этой гонке и кормить своим трудовым рублем эти самые корпорации?

P. S. Тем, кто дочитал до конца, раскрываю маленький секрет: никакого антрополога Франсуа Домье, предложившего миру термин «естественный феминизм», на свете не существует. К сожалению, – потому что термин, по-моему, прекрасный. Я верю, что мысль, которая пришла в голову одному человеку, рано или поздно придет в голову многим, и надеюсь, что антропологам, изучающим нашу жизнь, совсем немного осталось до момента настоящего открытия «естественного феминизма». Я надеюсь, что вы, дорогие читательницы, простите эту невинную шутку. Я позволила ее себе единственно для того, чтобы мы с вами могли еще раз прочувствовать, как легко рождаются мифы. Значит ли это, что «естественного феминизма» в природе не существует? Отнюдь. И всех, желающих увидеть реальные подтверждения существования «естественных» – то есть вполне себе природных и архаичных – человеческих сообществ, в которых женщину считали «тоже человеком» со своей собственной, независимой от мужчин, ценностью, я отсылаю к трудам Клода Леви-Стресса, который нашел такие примеры в жизни американских индейцев.

Согласны с Витой?
Жанель Монэ в этом платье выглядит ну прямо как шальная императрица. Образ подружки фараона был бы хорош на маскараде, но как-то не очень смотрелся на «Оскаре».
новые trashsetter’ы
6 вещей, которыми запомнилась Миланская неделя моды (речь не только об одежде, если что)
1 час назад
6 вещей, которыми запомнилась Миланская неделя моды (речь не только об одежде, если что)
С каждым сезоном кажется, что дизайнеры уже не смогут ничем удивить, но недавняя Неделя моды в Милане доказала, что фантазия китов мировой фешен-индустрии никогда не иссякнет. Ну в общем, вы пока наслаждайтесь зрелищем, а мы ушли мысленно готовиться к Парижу.   
Сколько стоит: застроить фестиваль деревянными домиками
Сколько стоит: застроить фестиваль деревянными домиками
Михаил Семенов, руководитель и основатель проектов QBIK и JINJI, придумал делать умные домики-кубики из дерева и украшать ими фестивальные площадки, чтобы рестораны и независимые food-проекты не оставили зрителей голодными. Спасибо ему за заботу о нас. А теперь узнаем, во сколько ему обошлась эта благая идея.
5 историй, которые лучше посмотреть, чем прочитать
2 часа назад
5 историй, которые лучше посмотреть, чем прочитать
Во время просмотра экранизации очередного культового бестселлера мы иногда думаем, что та же самая история в книге описана лучше, ярче и понятнее. Но, как всегда, есть исключения.
Просто выспалась: Джессика Симпсон
2 часа назад
Просто выспалась: Джессика Симпсон
Готовьте 800 кусков. Зачем? Чтобы быть похожими на Джессику Симпсон. Ну по крайней мере наш эксперт считает, что именно столько она потратила на улучшение своей внешности. 
12 продуктов, которым не место в холодильнике
3 часа назад
12 продуктов, которым не место в холодильнике
Достаньте их немедленно, иначе хуже будет!
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 27 февраля–5 марта
Эта неделя начнется не только с понедельника, но и с первого лунного дня. Можно сказать, что это – начало начал (!).