Закрыть
Love & Money: «Плюсы семейного бизнеса? Только один: у тебя нет начальника»
18.05.2016

Love & Money: «Плюсы семейного бизнеса? Только один: у тебя нет начальника»

Автор: Оля Кобякина, SNCmedia
Фото: архив героев  
читайте также
Что делать с безответной любовью? Можно ли выйти замуж за маменькиного сынка и стать счастливой? App&Down: укрощение строптивой ТЕСТ: Насколько хороши ваши отношения (и знание наших статей)? К тебе или ко мне: как мужчины собираются на свидания Как противостоять манипуляциям? Объясняет психолог Love & Money: «Я плачу алименты бывшему мужу» App&Down: Серфер-физрук, его доска и орфография Онлайн-сервис знакомит всех офлайн? Хештег недели: #GetOverIt 7 фильмов с (очень) странными парочками Виола Костина о виртуальных романах Как избежать неудачных интернет-свиданий с самого начала? Память опаснее, чем Facebook Love & Money: «Я слежу, чтобы отложенные деньги у нас всегда были, потому что они нас не раз выручали» Звезды, у которых первый раз случился с другими звездами App&Down: как закадрить преподавателя йоги Не игрушка: отличите ли вы секс-гаджет? Не собрал шкафчик – где настоящие мужики Love & Money: «Кто-то ведь должен иногда быть рассудительным!»
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

«Договаривайтесь обо всем на берегу. И обязательно отдыхайте – нужно восстанавливать ресурсы, даже если кажется, что без вас все рухнет. Поверьте, даже два дня на природе могут привести мысли в порядок, а такой перерыв может позволить себе любой».

Обсудить статью

Путешествовать, когда хочется, работать вместе, тратить вместе, планировать вместе. Семейный бюджет – существует ли он в условиях стартапа? Мы расспросили Машу и Владимира, которые уже почти 6 лет ведут совместный бизнес, из них последние 4 года еще и воспитывают дочку.

Мария Потудина, 33 года, PR-специалист.

Владимир Бердышев, 34 года, дизайнер. 

Сооснователи шоу-рума HHLVK («Хохловка»). Вместе 9 лет, дочке Зое 4,5 года.

Как начать семейный бизнес

SNCmedia: Как строилась ваша жизнь и бюджет до начала совместного проекта? Чем вы занимались?

Мария: Мы познакомились в 2007 году. На тот момент я занималась организацией джазовых фестивалей («Усадьба Jazz» в Архангельском и другие) в агентстве «Арт-Мания», а Володя работал в компании SUP.

Владимир: Бюджет у нас почти с самого начала стал общим: всё, что зарабатывали, складывали в одну «банку», откуда расходовали по мере необходимости. 

SNCmedia: В какой момент вы решили, что пора что-то менять?

Мария: Последним офисным местом работы у меня был журнал TimeOut, где я занималась спецпроектами. В 2008 году Володя убедил меня, что я могу уйти с офисной работы и заниматься собственными проектами, а он готов поддержать и подстраховать меня финансово на первых порах перехода в новый ритм. Мы стали работать как команда, заниматься рекламным продакшеном, созданием фирменного стиля, сайтов и другими проектами, которые нам предлагали. Поскольку мы больше не были связаны офисной работой, то смогли начать активно путешествовать.

Владимир: Как-то зимой на острове Ко-Чанг (Таиланд) мы поняли, что очень не хотим возвращаться в офисы или продолжать фриланс, а готовы попробовать свои силы в собственном проекте. 

SNCmedia: С чего вы начали путь к переменам? Как развивались события?

Мария: Ни у меня, ни у Володи не было опыта запуска ритейл-проекта. Оглядываясь сейчас, я понимаю: отчасти это была авантюрная затея. Собственно, и сам магазин получился не сразу. Нашей целью был не магазин дизайнерской одежды, а работающий бизнес, который позволил бы нам вести свободный образ жизни. 

Владимир: У нас было несколько идей, и мы попробовали их подробно расписать. На тревел-проект в тот момент не хватило ресурсов, и мы начали разрабатывать платформу для свободной торговли. К сожалению, разработка движка проекта зашла в тупик, и мы переключились на офлайн. В тот момент у нас уже было в аренде помещение, и мы запустили первую версию «Хохловки» с корнерами дизайнеров и нами в роли управляющей компании. От первой версии с корнерами мы постепенно отказались. Поняли, что так дальше нельзя, потому что половина товаров не удовлетворяла нашим вкусовым запросам и отклонялась от стилистики магазина. Мы перестали отдавать дизайнерам корнеры, а начали сотрудничать с ними в формате «магазин/дизайнер», выбирать у них те вещи, которые уместны в нашем магазине, вещи, которые нравятся нашим покупателям. Так со временем мы получили вторую версию магазина, где все целиком и полностью в нашем управлении, а дизайнеры уже выступали только в роли поставщиков.

SNCmedia: Наверняка у вас были опасения по поводу того, что новый общий бизнес – это риск? А стабильный доход все же нужен. Или вы решили рискнуть?

Мария: Естественно, перед запуском проекта мы сделали расчеты и сразу заложили долгий срок. Ко второму году было особенно тяжело, так как рождение ребенка и запуск проекта одновременно – это очень ресурсоемкий процесс.

Владимир: Мы решились рискнуть, но в какой-то момент я опять устроился работать в офис, так как бизнес еще не приносил стабильного дохода, да и все вырученные средства оставались внутри проекта, а у нас родилась дочь, и была необходимость в постоянном прогнозируемом доходе.

Как начать получать доход от семейного бизнеса

SNCmedia: А вы помните тот момент, когда проект стал приносить прибыль? Сколько прошло времени с момента его запуска?

Мария: Наша стратегия заключалась в том, чтобы вкладывать все, что у нас было, обратно в магазин. Думаю, на третьем году магазин стал приносить прибыль.

Владимир: Помню, на третий год существования магазин начал хоть что-то отдавать, а не только постоянно поглощать финансы и время. В этот момент стало понятно, куда двигаться дальше, во что трансформироваться.

SNCmedia: А что сработало? Новые коллекции, сезон, сокращение штата, оптимизация?

Мария: Я думаю, сработало несколько факторов. Мы набрались достаточно опыта в этой области, а аудитория привыкла к новому формату покупки локальных марок. В этом не последнюю роль сыграли разные маркеты («Ламбада» и другие), плюс в России стали выпускаться после обучения образованные современные дизайнеры одежды (Британская школа дизайна), которые уже следуют не советским, а мировым тенденциям.

Владимир: Критическая масса покупателей достигла порога доходности. Мы начали продавать действительно интересные вещи, и к нам ходило достаточно людей, чтобы был рост.

SNCmedia: Как это повлияло на организацию семейного бюджета? (например, доходы от него стали откладывать на путешествия и т. п.)

Мария: Если честно, особо никак. Я по-прежнему занимаюсь бумажками, счетами, депозитами и планированием дома, а Володя занимается финансами в магазине. И, как и в начале наших отношений, у нас есть общая «банка», куда мы складываем деньги на текущие бытовые расходы. Большие покупки вместе планируем и обсуждаем.

Владимир: Семейный бюджет – на хрупких плечах жены. (Смеется.)


Как начать получать удовольствие от семейного бизнеса и не переругаться

SNCmedia: Наверняка вас постоянно спрашивают, как начать свой бизнес, какие советы вы дадите стартаперу, и тому подобное. А мы спросим вот о чем: как начать свой бизнес и не переругаться? Были у вас семейные кризисы в связи с проектом? Если да, как из них выходили?

Мария: Кризисы наступают в жизни человека вне зависимости от того, чем он занимается. Это свойство нашей психики. Конечно, и у нас они случались. Совет может быть только один: договаривайтесь обо всем на берегу. И обязательно отдыхайте – нужно восстанавливать ресурсы, даже если кажется, что без вас все рухнет. Поверьте, даже два дня на природе могут привести мысли в порядок, а такой перерыв может позволить себе любой. 

Владимир: Были.

SNCmedia: Какие, на ваш взгляд, плюсы такого уклада семейного бюджета, как у вас? Какие возможности перед вами открылись, когда вы стали работать на себя?

Мария: Совместный бизнес и совместный бюджет, как у нас, – это точно история не про всех. Нужно понимать, что хоть и есть свобода перемещения, но на другой чаше весов постоянная ответственность за бизнес, за сотрудников. 

Владимир: Плюс только один: у тебя нет руководителя.

SNCmedia: На данный момент вы хотели бы что-то улучшить, оптимизировать?

Мария: Хочется наконец запустить англоязычный сайт и еще... ой тут сейчас много букв будет! (Смеется.)

Владимир: Да, постоянно хочется что-то улучшать, без этого в бизнесе нельзя.

Семейный бизнес – да или нет?
Аксессуары: 9 самых необычных солнечных очков
0 часов назад
Аксессуары: 9 самых необычных солнечных очков
Авиаторы, кошачий глаз, кругляшки, как у Базилио, – этим летом в почете любые очки, главное, чтобы декор был безумнее, чем уличное оформление от мэрии Москвы.
Почему не стоит экономить на продуктах?
1 час назад
Почему не стоит экономить на продуктах?
Ольга Шенкерман, гастрогуру и основательница кулинарной школы PRAcooking, рассказывает, почему так важно обращать внимание на то, что именно мы едим.
Мальдивы: есть, купаться, любить
2 часа назад
Мальдивы: есть, купаться, любить
Мальдивы – то самое место, где становится ясно, что природа – самый опытный пользователь «Фотошопа». Вы не знали?!
7 мест, где купить дизайнерские вещи и не разориться
3 часа назад
7 мест, где купить дизайнерские вещи и не разориться
Чтобы отдавать тысячи тысяч за классную сумку или купальник, нужно заключить договор со своей внутренней жабой, которая просыпается, как только речь заходит о больших тратах. Мы знаем, как провернуть покупку люто дизайнерской вещи так, что ни одна жаба внутри вас даже не проснется. И для этого даже не нужно отрываться от компьютера.
Перманентный макияж: стереотипы, визуальные эффекты и боль
6 часов назад
Перманентный макияж: стереотипы, визуальные эффекты и боль
Мастера по перманентному макияжу Фабриса Кондеми знают в Нью-Йорке, Лондоне, Цюрихе и Брюсселе. И знают его прежде всего в лицо по коронной фишке – акварельной технике, которая позволяет мейку оставаться максимально естественным. 
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 22–28 мая
На этой неделе вы столкнетесь с проявлением одного из самых эмоциональных аспектов – квадрата Венеры и Плутона. Влияние этого аспекта можно охарактеризовать одной фразой: «Больше знаешь – крепче мстишь».