Три выдающихся московских арт-директора о самых интересных эпизодах своей работы

Автор:
Фото: архивы пресс-служб  

Арт-директор – душа заведения. Можно сказать, что он занимается маркетингом, но вообще-то – всем и сразу. Арт-дир придумывает рекламные ходы для того, чтобы о ресторане написали, отвечает за музыку и атмосферу, развлекает гостей, приглашает звезд. Мы поговорили со звездами профессии, начинавшими еще в девяностые и нулевые.

Карина Григорян

Владелец агентства собственного имени, партнер Maison Dellos, в прошлом соавтор «Шу Лонж», Sky Lounge, Gaudi Arena, Bontempi.

Владелец агентства собственного имени, партнер Maison Dellos, в прошлом соавтор «Шу Лонж», Sky Lounge, Gaudi Arena, Bontempi.


О работе со звездами

– Я вот это есть не буду. Это говно.
Мы опешили. Но ведь это лучшая картошка фри, Эвора, «эвер». «Не разговаривайте с ней, пожалуйста, станет только хуже», – пискнула
агент Сезарии. Мой кумир, Сезария Эвора приехала в Москву. Мы только открыли «Шу Лонж» и придумали схему, год кормившую гигантский клуб спонсорскими деньгами и интересом всей Москвы. Cмысл прост. Star guests party – после концертов все звезды в гости к нам. Звучит примитивно – исполнить сложно. Агентства, букеры, импресарио, капризная звезда – все требовало денег и работало против нас. Агенты жадничали, звезды умирали от усталости и отказывались ехать, а их команда пела и ела за всех. Но в девяноста процентах случаев мы все же вытягивали великих и, исполнив их райдер, добивались благосклонности, фоток с гостями и автографов. Ну а потом делал дело хороший алкоголь, душевная компания и простое человеческое please.

Агент Эворы честно предупреждала: «Мы не ходим в обуви, не переступаем ступени (и даже пороги), не едим ничего, кроме свекольного салата, картошки фри как в «Макдоналдсе», бараньих ребер, а пьем исключительно кока- колу, и не «зиро», а тру- колу, сладкую, как тростник. Вот. Намучаетесь». – «Ой, ладно тебе, еще и не такие райдеры выполняли!» – сказала я самонадеянно. После пятой замены картошки я задумалась о справедливости предупреждений. Сезария недовольна.
– Она уходит, – воскликнула Лена на четвертой минуте застолья.
– Что?
– Вы дали ей диетическую колу. А она требовала нормальную. Ни одна звезда не вставала из- за стола пятнадцать раз по самым причудливым причинам. Салат не так порезан. Кола не та. Баранина не жирная и не пахнет («Говорила ж, надо Дагестан давать», – шипела шеф- повар). Труппа звезды была ужасно веселая, в ней нашелся диджей, сменивший нашего за пультом, гитарист, и певица, певшая под этот оркестр до трех утра. Великая сменила гнев на милость, и два последующих визита мы обнимались на ее концертах.
Кто еще был? Группа A- Ha.

В райдере жестко указано «на столе не должно быть алкоголя, животных жиров и консервантов». Группа явилась в полном составе. Все было супер. В напряженной тишине, возникшей, как только музыканты сели за стол, солист, нагнувшись ко мне, доверительно спросил: «А где же ваш знаменитый русский напиток?» Краснея и заикаясь, поясняю: «Ваш агент просил никакого алкоголя, тем более водки». Солист пообещал много сюрпризов, если водка таки появится. Она появилась. Через час в зале вырубили музыку. Легенда детства пела час под гитару. Не помню момента счастливее до того. Хорошо, когда с райдером так просто. А вот сложнее всего нам работалось с Моби. Райдер звезды: «рисовое молоко, салаты без белка, хороший тофу, орехи, чиа, кокосовая вода». Сейчас это легко – накормить вегана, а пятнадцать лет назад за все в ответе был лишь «Джаганнат» с примитивным карри. Но «у нас с собой было»…

Толик Баран

Арт-директор ресторанного товарищества «Фабрика».

Арт-директор ресторанного товарищества «Фабрика».


О том, что реально делает арт-директор

«Не надо усложнять. Разделение на маркетинг, пиар и арт в ресторане всегда условно. Всем этим занимается один человек. Это даже барану понятно. Читал я лекцию на Resto Camp в Полтаве: распинался, рассказывал, как важно писать хорошие тексты, как раскачать ресторан в соцсетях. Народ слушал, записывал, аплодировали. А потом владелец самого известного ресторана в Полтаве говорит: «Я одного не понимаю, у меня парень есть умный, айтишник, всеми компьютерными делами занимается, и принтерами, и кассами, а вот с фейсбуком почему- то у него не идет. Я и наказывал, и премировал – ничего не помогает. Не продвигается ресторан в фейсбуке». По большому счету я один и работаю из всего арт-отдела. Все придумал, проверил – и гоняю остальных, чтоб делали как велел. Конечно, у всех есть право голоса, все норовят выпалить какую-нибудь глупость. Я слушаю. Пусть. Иллюзия демократии – в сто раз лучше самой демократии. Мы действуем без стратегического плана. Поэтому иногда получаются вещи очень удачные, иногда откровенная лажа».

О символах

«Откуда взялось мое прозвище и живой баран в ресторане? У нас в арт- отделе была всего одна сотрудница, которая читала книгу про фейсбук. Там было сто бесполезных советов, но один путевый – завести страницу от вымышленного персонажа. Тут как раз затеяли вечеринку по поводу открытия кафе «Хачапури» на «Киевской». Для гостей делали лотерею, главный приз – живой барашек. ТэГэ (Татьяна Мельникова, автор идеи и совладелец «Хачапури») выпивала в честь праздника со своей подругой – диджеем Ритой Митрофановой. Барана победитель лотереи вручил Рите, а та забрала домой в задорном порыве. Утром она ужаснулась и вернула барана в кафе. Резать пожалели. Гости предлагают зажарить зверье раз в месяц. Один раз давали 10 000 долларов наличными. У тогдашнего директора «Хачапури» руки дрожали. Но ТэГэ не разрешила резать – всех денег не заработать, сказала».

Gaudi Arena, 2007 г.

Gaudi Arena, 2007 г.

О смекалке

«Главный арт-директор нулевых – Татьяна Мельникова, потому что она работала в ресторане- клубе «Галерея», центром притяжения
всех- всех- всех в светской Москве. С Петей Аксеновым (ныне ювелир. – Прим. SNC) она придумала делать выставки, где капитал встречался с культурой. Это непаханая целина. Спонсоры не знали, куда деньги девать. До «Галеры» вечеринки делали так – столы выносили, и на фуршет набивалась куча непонятного народа и халявщиков. Главред L’Offi ciel Эвелина Хромченко хотела устроить гремящее открытие выставки. Мельникова предложила: «Давайте столы не будем выносить, пусть гости сидят, едят- пьют за свои, чтоб выручка не падала, а то никаких спонсорских не хватит. Эвелина отвечает: «Как вас зовут? Таня? Танечка, вы что, дура? Гости не поймут». А Таня оказалась очень даже умной. И в 2004–2005 годах проводила вечеринки, на которых лишние «гости» отсекались отсутствием халявы. Потом все это прочухали. Но Мельникова оставалась главным мастером раскрутки спонсоров. Например, делала так: брала недорогую кавер- группу, а потом искала спонсора на кругленькую сумму. Если денег даст алкобренд N, она назовет группу N. Если C – то С».

Игорь Компаниец

Шеф-редактор SNC, арт- директор круглосуточного клуба-ресторана «Солянка» в 2007–2011 гг.

Шеф-редактор SNC, арт- директор круглосуточного клуба-ресторана «Солянка» в 2007–2011 гг.


Об атмосфере

«Солянка» была заведением полного цикла и дико широкого профиля. Судите сами: магазин дизайнеров, терраса, она же – стоянка для мотиков, две барные секции – одна пьяней другой, три ресторанных зала (в первом гудят ветераны ГАБТа, во втором пеленают всем миром новорожденного, в третьем закидывают в себя борщ с пад-таем не похмеленные с ночи девчонки). Стафф тоже перемешан: все занимались более- менее всем. Например, взять меня. В обязанности арт-дира входила верстка графика музыкальных мероприятий, сотрудничество с букерами, дача пафосных интервью, резкая и наглая критика меню, выпуск и распространение газеты «Бюргер», нанесение легких увечий зарвавшимся подчиненным, угощение хороших и урезонивание дурных гостей. Так и жили. Просыпались в пять часов вечера в офисе или не ложились вовсе, подменяли друг друга, входили в положение, решали проблемы сообща. Дело, ребята, горело в наших дрожащих руках. Вот вам солянковская быль. Приехал к нам с концертом парижский проект Blackstrobe, чья музыка знакома по фильмам Гая Ричи и рекламным роликам Dior. Случился фурор и аншлаг, солист группы Арно Реботини после шоу выглядел совсем счастливым – разорвал на себе майку, подарил кому- то куртку, решил поесть оголенным. Назаказывал штук семь русских блюд, потом передумал принимать пищу и просто напился в умат. Тут же его, тепленького, взяла в оборот группа красивых женщин. Всю компашку мы завели в гримерку да и заперли от греха. На рассвете Арно вспомнил, что через два часа ему лететь домой и надо бы поторопиться. Ну окей, давай побегаем, попаникуем. Итог: маэстро Реботини забывает одеться и в одних штанах ломится на таксомоторе в Шереметьево. И даже полуголым проходит процедуру регистрации! Что было с ним дальше – пусть рассказывают таможенники и представителит компании-авиаперевозчика. Мы уже не при делах. Такой вот примерно и был у меня арт-дирекшен на протяжении четырех с половиной лет.

Blackstrobe в «Солянке», 2011 г.

Blackstrobe в «Солянке», 2011 г.

Опубликовано в журнале SNC №105 – март 2018.

Уже захотели стать арт-директором?

8 бьюти-дел, которые надо успеть до конца лета
5 часов назад
8 бьюти-дел, которые надо успеть до конца лета
Лето пышет жаром, а вы — красотой. Не сбавляйте темп: запаситесь сыворотками и припудрите щечки. Еще два месяца гулять!
Тренд из Instagram: волосы цвета розового лимонада
6 часов назад
Тренд из Instagram: волосы цвета розового лимонада
Нет времени объяснять – главный напиток лета теперь на ваших волосах. Метафорически, конечно же, – самое модное окрашивание сезона выглядит как розовый лимонад, присмотритесь! 
Юлианна Виннер о работе ассистентом в фонде «Жизнь как чудо»
8 часов назад
Юлианна Виннер о работе ассистентом в фонде «Жизнь как чудо»
Бьюти-босс, невестка Ирины Винер-Усмановой, благотворительница с пятнадцатилетним стажем — да, бывают и такие ассистенты. SNC побеседовал с правой рукой директора фонда «Жизнь как чудо» Юлианной Винер.
Разнообразие в модной индустрии: как «возрастные модели» становятся популярными
8 часов назад
Разнообразие в модной индустрии: как «возрастные модели» становятся популярными
Культ молодости почти такой же влиятельный, как культ худобы – только и успеваем следить за разгорающимися скандалами из-за чрезмерной ретуши и замыленных лиц селебрити на обложках. И если в модной индустрии появляется все больше моделей с нестандартными размерами, то с нестандартным возрастом дела обстоят немного хуже.
5 звездных свадеб, которые обошлись в бюджет небольшого государства
8 часов назад
5 звездных свадеб, которые обошлись в бюджет небольшого государства
Для многих знаменитостей свадьба – еще один способ показать, как хорошо у них идут дела. Другие же просто мечтают разделить свое счастье почти что со всем миром. О том, насколько это у них получается, и в какие суммы обходятся подобные торжества – в нашем материале.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 16-22 июля
Нас ждет неделя под девизом «тухлее не придумаешь». То есть полный штиль. Но это хорошо: вы не огорчайтесь заранее. На прошлой нас хорошенько потрясло в связи с затмением, новолунием и оппозицией Солнца к Плутону, на следующей ожидается следующее летнее затмение – лунное на этот раз. В общем, самое время для передышки.