Закрыть

Теневые игроки моды: кто стоит за производством одежды. Часть 1, вводная

Автор:
Фото: Pixabay  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Хотите узнать, кто шьет всю вашу одежду от российских дизайнеров? А кто из них может даже что-то сделать своими руками? Читайте дальше. Хотите посмотреть картинки – ждите второй части, там все работники теневого фронта будут в картинках.

Обсудить статью

За каждым дизайнером стоят те, кто в тени: конструкторы, закройщики, портные. Именно благодаря им вещи известных брендов выглядят так, как они выглядят. И именно тайным бойцам модного фронта посвящается этот материал.

«Дизайнеров одежды в России нет. Есть художники по костюмам», – припечатывает конструктор Оксана Левенцова, работавшая на многих известных и обласканных глянцем «русских дизайнеров». Что она имеет в виду? А то, что от нынешних #гошрубчинских много не требуется: набросок, эскиз наряда. Если ваши руки растут из правильного места и карандаш из них не валится, даже вы – да, вы – при наличии финансовых средств можете стать дизайнером. В жизнь вашу мечту претворят специально обученные люди: целое швейное производство. Теневые бойцы нитки с иголкой стоят за каждым мало-мальски известным брендом. Именно они расшифровывают каракули студенток Saint-Martins, которым папа нормально отсыпал денег на собственный модный дом. Именно они ответственны за то, как на вас сядет костюм или платье. Именно они отвечают за объем, вытачки и складки. И именно их, как футбольных игроков, дизайнеры так и норовят переманить из клуба в клуб.

Теневые игроки моды: кто стоит за производством одежды. Часть 1, вводная

Разберемся, из кого и чего состоит швейное производство, проследив путь модного эскиза. В первую очередь рисунок попадает к конструктору. Этот суперважный человек понимает дизайнера с полуслова. Он врубается в то, что «художник хотел сказать» и «кладет линии на лекала»: пока еще воображаемый наряд становится вполне реальным набором выкроек. Закалывая черновик костюма на манекене или живой модели, конструктор добавляет или убирает объемы, подчеркивает талию или грудь, делает сложные вытачки и кроит провокационные вырезы. Потом приходит дизайнер и, разумеется, начинает бухтеть. Все не так: вместо нежной Сильфиды, которую он замыслил, получилась развратная Кармен. Конструктор, вздыхая, переделывает. «Иногда приходится изготавливать по нескольку вариантов костюма только для того, чтобы доказать дизайнеру: так, как он хочет, невозможно. Эту историю я много раз проходила с Денисом Симачевым: обожаю его, но слова «нет» он не понимает», – вздыхает директор швейного производства Надежда Мелкумян, сейчас работающая на модный бренд Edem.

Теневые игроки моды: кто стоит за производством одежды. Часть 1, вводная

Именно золотому человеку-конструктору стоит сказать спасибо за ладно сидящие на женщинах любого размера платья Кирилла Гасилина, например. И именно конструктор заслуживает «фи» за штанишки другого российского бренда, почти во всех размерах узкие в икрах и висящие на попе. Такую уж он выбрал девушку-модель – не по-стандартному сухоногую и фигуристую.

Лучший друг конструктора, отвечающего за экстерьер наряда, – технолог. Он специалист по интерьеру: знает, где пустить подкладку, как расположить карманы, куда заныкать колючий шов. Очень часто – мы же не на Фобуре в самом деле – работу конструктора и технолога совмещает один человек. Тем более что подкладка мастерится одновременно с рукавами – ну а потом уже готовые выкройки отправляются к закройщикам. Работу этих ребят творческой не назовешь: требуется лишь аккуратно вырезать по бумаге ткань.

В кульминационный момент за дело принимаются портные. Главный знаток швейного производства в Москве, хозяйка собственного модного бренда и ателье Марина Ример считает, что главных людей в цеху нет: «Все одинаково важны. Дизайнер придумывает образ, конструктор с технологом отвечают за посадку и фасон, закройщики – за аккуратность изделия, и даже при самых прекрасных исходных данных швея запросто может превратить наряд в половую тряпку. Портные – это руки, самое сердце производства. Они должны безукоризненно разбираться в текстиле и делать именно такие швы, которые требует ткань». Видели, как ловко пошиты платья от Ульяны Сергеенко и пальто Виктории Андреяновой? Спасибо сверхценной столичной портной Виктории Колодкиной, поработавшей на обоих дизайнеров.

Чем дороже производство, тем, как правило, более нудная и кропотливая работа у портных. Взять хоть шов «американка»: его использует в работе с шелком дизайнер Александр Терехов. Этот очень красивый шов, крошечный, объемный, выполняется исключительно вручную. Ну не изобрели еще подходящих машин, да и вообще работа с шелком и шифоном по праву считается сложнейшей. От портных – если дело того требует – изделие переходит в руки узких специалистов: вышивальщиков, мастеров бисероплетения и так далее. «Сейчас я помогаю запустить собственный одежный бренд Яне Расковаловой, – рассказывает Марина Ример. – Ищу редкого профессионала, способного как бы «инкрустировать» шелк кружевом. Пока не нашла, хотя встретила женщину, всю жизнь работавшую у Вячеслава Зайцева, художника по вышивке. Это вам не рядовой вышивальщик, а настоящий творец, для которого платье – пустой холст». Справедливости ради: не все российские дизайнеры – «художники по костюмам». Александр Терехов и Андрей Артемов прекрасно образованны и вполне могут сами переложить любой из своих эскизов на лекала, заменив конструкторов. Вика Газинская тоже умелец и большой талант, но с ней, говорят, сложно: дольше одного сезона на производстве задерживаются единицы. По слухам, работать с Викой – убыточно: в разгар процесса она столько раз попросит все переделать, что сроки полетят, рабочий день станет ненормированным и всем на поизводстве придется доплачивать, причем из кармана ни в чем не повинного директора. «Но самый талантливый конструктор из всех – это дизайнер Руслан Безус, – считает Марина Ример, – если бы сейчас он был так же активен, как в начале своей карьеры, то работал бы уже в Jil Sander, не меньше». Руслан – его несколько подзабытый бренд Bezous демонстрировался когда-то на Неделе моды Cycles & Seasons, подтверждает: «Да, я делаю все сам: рисую, крою, кладу на лекала». – «А кто самый крутой конструктор ever?» – спрашиваю у Марины. «Молодой Кристобаль Баленсиага. Вот это – космос».

Теневые игроки моды: кто стоит за производством одежды. Часть 1, вводная

Кстати, если вы не знали, вышак конструктива, то есть самое заковыристое, что есть в профессии, не бальное платье с кринолином, не воротник жабо и не бюстгальтер, а самый обыкновенный мужской пиджак. «Ничего сложнее пиджака нет», – утверждает Марина Ример. У женщины есть грудь, объем которой скрадывает несовершенства посадки. А у мужчин – пузо, которое надо скрыть, нарисовав при этом широкие плечи. И чтобы ни одной лишней складочки! Лишь научившись шить пиджак, начинающие конструкторы отправляются на стажировку к затейникам-мэтрам. Марина Ример практиковалась у Дмитрия Логинова в Arsenicum, а те, кому везет чуть больше, – в Лондоне, скажем, у Вивьен Вествуд. Счастливчики, поработавшие у покойного Александра Маккуина, до сих пор благоговейно вспоминают, как он швырялся в них солеными орешками.

Теневые игроки моды: кто стоит за производством одежды. Часть 1, вводная

Возник вопрос: если ничего такого уж архисложного в вытачках и объемах нет, то почему, куда ни глянь, русские дизайнеры производят базовые вещи вроде маек, толстовок, простых юбок солнце-клеш? Где наш нью-лук? Где асимметрия, шлейфы, кейпы, пышные юбки из кружевной пены? «А не покупают, – отвечает Марина Ример, – эта ваша эксцентрика нужна единицам». У Оксаны Левенцовой другая точка зрения: «Я наблюдаю тренд: на смену дизайнерам – папиным дочкам, грезящим о коктейльных платьях, пришли крепкие дизайнеры-бизнесмены. Их цель – шить просто и качественно, максимально уменьшая себестоимость вещи. Тут не до шлейфов». И правда – не в эпоху джаза живем. 

Опубликовано в журнале SNC №89, июль–август, 2016.

Хотите увидеть этих игроков теневого фронта?

От «Карточного домика» до «Мажора»: подборка сериалов для ноябрьских вечеров
13 часов назад
От «Карточного домика» до «Мажора»: подборка сериалов для ноябрьских вечеров
Что смотреть в ноябре? Онлайн-кинотеатр ivi представляет главные премьеры осени и многосерийные фильмы, которые способны составить им достойную конкуренцию. Хватит на весь месяц!
Сюрприз: почему за подтяжкой лица надо идти не к хирургу, а к стоматологу
14 часов назад
Сюрприз: почему за подтяжкой лица надо идти не к хирургу, а к стоматологу
Какая мысль в первую очередь приходит в голову при виде морщин, оплывшего овала лица и возникших как будто из ниоткуда носогубных складок? Обычно девушки начинают с ужасом сравнивать описания всевозможных операций и искать отзывы на пластических хирургов. Но не стоит спешить с такими радикальными мерами – помочь делу может стоматология, причем без наркоза, уколов и хирургического вмешательства.
Что нужно делать в 25 лет, чтобы в 40 не разочароваться в сексе
16 часов назад
Что нужно делать в 25 лет, чтобы в 40 не разочароваться в сексе
Певица Amaria рассуждает на тему секса. И не простого, а того, что после 40. Советы 25-летним прилагаются!
5 грузинских брендов, о которых обязательно нужно знать в 2018
16 часов назад
5 грузинских брендов, о которых обязательно нужно знать в 2018
Возможно, всплеск интереса fashion сообщества к грузинской моде связан с Демной Гвасалией. Возможно, с именем Софии Чкония, которая потратила немало усилий, чтобы MBFW Tbilisi стала такой, какой мы ее знаем в настоящее время. Как бы то ни было, Грузия – не только страна гостеприимных людей, лакомств «пальчики оближешь» и тёплых лучей солнца. Грузия – кладезь талантов, которые уже сейчас начинают свое восхождение на мировой Олимп модного мира и готовы встать в один ранг с титанами индустрии.
Правила жизни ресторатора Анастасии Сидоровой
18 часов назад
Правила жизни ресторатора Анастасии Сидоровой
Анастасия Сидорова, владельца сети пиццерий Scrocchiarella о правильно пицце и своем таланте руководителя.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 12-18 ноября
На этой неделе активно проявит себя Уран. Он на время перешел в знак Овна, чтобы закончить свою работу по изменению не только людей этого знака, но и ускорить некоторые процессы, замедленные его пребыванием в Тельце.