Закрыть

Психология модного суррогата: кто такие фейкоголики и как отличить поддельный сайт бренда от настоящего

Автор:
Фото: East news, Unsplash  

Можно смело сказать, что мир охвачен эпидемией фальшивок. По официальным данным треть товарооборота в нашей стране является контрафактом или фальсификатом. Примерно каждая пятая покупка в Рунете – подделка!

Дизайнеры и фешен-холдинги ежегодно публикуют отчеты, в которых убытки от фейка оцениваются в сотни миллионов долларов. Тонны арестованных властями очков, часов, кроссовок, сумок и футболок сжигают и давят бульдозерами по всему миру, но в Азии им на смену в то же самое время шьют, склеивают и собирают новые. Единственная причина этого круговорота – воля покупателя. 

Многие дети 90-х начали носить кислотные футболки D&G раньше, чем узнали, что Ди и Джи – реальные люди и они вряд ли отправляли клетчатые баулы на рынок. Протобаеры времен сериала «Бригада» до сих пор рассказывают о партиях брендовых этикеток, которые закупали отдельно от вещей и распределяли по настроению. 

Последние десятилетия потребительская культура развивалась бурно, а порой даже мутировала. 30 лет назад фейк как понятие для массового покупателя просто не существовал: минимальная часть населения была в курсе того, как устроена мировая индустрия. Дизайнеров и модные дома знали единицы, а югославский замшевый пиджачишка или банальные джинсы десятилетиями были объектами жгущего несбыточностью желания.  

Психология модного суррогата: кто такие фейкоголики и как отличить поддельный сайт бренда  от настоящего

Очевидно, что с тех времен, когда примерка на перроне поезда Москва – Пекин была обыденной приметой шопинга, многие покупатели уже разобрались, чем отличаются Abibas и Adidas. Однако кто-то и по сей день отдает предпочтение первому, впрочем, люди делают это из различных побуждений. Одни, не задумываясь, покупают подделки по привычке или случайно, другие клюют на заманчивые предложения в Интернете. 

Кирилл Кириллов, партнер компании BrandMonitor: «Традиционно самыми подделываемыми категориями остаются спортивная обувь и аксессуары – сумки, часы и очки, там контрафакта 15-20%. Аксессуары сравнительно просто производить, их удобно везти из Китая, потому что они компактные и при этом дорого стоят».

Среди активных потребителей поделок есть и те, кто не понимает разницы между фейком и оригиналом, не замечает торчащих ниток, не различает d и b, соглашается на стреляющую синтетику. Это, конечно, не самые искушенные покупатели, они ограничены в средствах, не шибко образованы и заняты главным образом укреплением основания пирамиды Маслоу. Прокормиться и выжить, остальное подождет. 

Тысячи подпольных заводов и ночных смен работают и на осознанных потребителей фальшивок: людей, которые очень и очень хотят купить оригинальные вещи, но не могут. Подростки, закупающие «ВКонтакте» фейковые кроссовки New Balance, футболки Гоши Рубчинского, ASSC или толстовки под Vetements, прекрасно понимают, с какой продукцией имеют дело. 

«Для молодежи это более естественно, – считает психолог Анна Хныкина, – потому что в подростковой среде считается нормальным встречать и провожать по одежке, там с помощью внешнего вида самоопределяются, это свойство возраста». При этом даже шикарная женщина Саманта в одной из серий «Секса в большом городе» под влиянием эмоций (и жадности) пошла на сделку с совестью, чтобы блеснуть золотой фейковой сумочкой Fendi, а потом была позорно разоблачена на вечеринке Хью Хефнера. 

Подделки пользуются бешеной популярностью, потому что всегда есть те, кто не может принять собственную жизнь и ее ресурсы как данность. Наша современница, героиня клипа о «Лабутенах», красит подошвы волшебных туфелек в красный, чтобы катапультироваться в светлое будущее из неприглядного настоящего. Хрустальный дворец, золотой ларец и свадьба с принцем! 

Психология модного суррогата: кто такие фейкоголики и как отличить поддельный сайт бренда  от настоящего

Такие люди чувствуют ущербность перед теми, кто может купить настоящую сумку Birkin и колечко Tiffany, не осознавая, что ценители покупают брендовые вещи не столько из-за красивой картинки, сколько из-за гарантированных качества и сервиса. И из-за эстетики, да, но эта история все равно не так проста. Фейкоголики не являются носителями материальной культуры в том смысле, что им не важны качества реального товара, покупают они лишь флер исключительности. Как и подростки в паленом Supreme, они определяют себя: «Я ношу как будто бы дорогие вещи, как будто бы я благополучный человек, который выбирает для себя лучшее». 

Фейкоголики не принимают себя такими, как есть, они хотят казаться лучше. Казаться, а не быть. Неадекватное восприятие реальности при этом никуда не уходит: эти люди отрицают свои чувства, ощущения и переживания, вкладывая весь смысл во внешнее, в форму логотипа. Конечно, это нездоровая ситуация, но исправимая. 

У нас есть внутреннее наполнение и внешняя сторона, которая активно социализируется. В психологии она называется персоной, именно эту часть нас воспитывают: учат не держать локти  на столе, не пукать при людях, приятно пахнуть. Внутри нас все еще есть непристойные звуки и странные мысли, но мы это никому не показываем, потому что мы соблюдаем правила этикета и приличия только с одной целью – не напрягать ближних и быть приятными друг другу. Фейкоголики перепутали внутреннее и внешнее, они думают, что персона, фасад – это и есть суть. Мода шутит даже над этим: за последние годы по всему миру появились десятки марок, превращающих KENZO в KINZU и Hermes в Homies на потеху лайкарям. 

«Если у вас дома есть хотя бы одна подделка, это плохие новости, – считает Анна Хныкина. — Изменить это можно, но только трудом. Например, чтобы стать дворянином, необходимо было совершить подвиг. Купить статус нельзя, ты или крестьянин, или нет. Примерно то же самое нужно сделать сегодня: отказаться от фуфла и начать жить настоящей жизнью. Дело ведь не в брендах, не надо ходить с сумкой Louis Vuitton, если у тебя драные колготки, растоптанные туфли и немытая голова. Никто не поверит, что это сумка за 250 000. Да и мужчина в фальшивых часах Vacheron Constantin разумную благополучную женщину отпугивает, а не притягивает». 

Сумки Louis Vuitton можно передавать из поколения в поколение, но знают ли это покупательницы дубовых Speedy и Alma из перехода? Нет, да им и плевать. Всемирная таможенная организация постоянно включает LV в список самых копируемых марок, а дом ежегодно инвестирует по €15 млн на борьбу с фальшивками. Наряду с культовыми сумками в мировом хит-параде подделок мощные бренды: Nike, Rolex, Adidas, Chanel, Gucci, UGG. 

Чем желанней продукт, тем чаще нарушаются авторские права его создателей и  мелькают новости о коллаборациях дизайнерских домов с гигантами масс-маркета. Жизнь богаче литературы: еще вчера Louis Vuitton намекал Supreme, что пародировать их фирменный паттерн в уличных коллекциях нельзя, а сегодня уже выпускает совместную коллекцию. Она в свою очередь рождает мемы типа футболки с Киркоровым в футболке LV-Supreme. Зарабатывать вместе масс-маркет и модные дома будут в любом случае, деньги есть деньги. 

Психология модного суррогата: кто такие фейкоголики и как отличить поддельный сайт бренда  от настоящего

Производители наставляют фейкоголиков на путь истинный ценовой доступностью и новым потребительским опытом, за которым, хочется верить, последует новая жизнь – без фальшивого хлама.

Часто мы неосознанно покупаем подделки, например, когда дело касается интернет-магазинов. Неопытных покупателей легко ввести в заблуждение восторженными отзывами (такими же фальшивыми, как и товары), копированием дизайна официального сайта марки и низкой ценой. Ее оправдывают всеми средствами, включая испытанные народные: только сегодня и всего 2 часа, ликвидация, конфискат, «надежные люди привезли из Америки». Любые аргументы идут в ход, чтобы вы поверили что пару UGG, в реальном мире продающуюся за $120, можно отхватить в три раза дешевле по случаю. Россияне чаще всего приобретают одежду и аксессуары, по данным Nielsen, это 64% от всех электронных продаж.

«Каждая пятая покупка в Интернете – подделка. Есть свежая статистика Минпромторга, согласно которой 30% товарооборота в России – контрафакт, суррогат, фальсификат и так далее. Каждый третий товар ненадлежащего качества, неоригинальный и вызывает вопросы. Число подделок растет, это связано со снижением покупательской способности. Кризисные времена всегда активизировали торговцев контрафактом».

У покупателя есть всего 5-10 минут, чтобы осмотреть товар, пока курьер интернет-магазина не уехал. Не так уж много, поскольку рядовому потребителю знать все нюансы защиты оригинала практически невозможно, так что если сайт выглядит красиво и товар упакован в фирменную коробку, сомнений в подлинности бренда не возникает. Когда качество изделия приемлемое, импульсивный покупатель может даже не догадаться, что носит совсем не те сапоги-валенки, поэтому обращайте внимание, где покупаете, чтобы не попасть впросак.  

Психология модного суррогата: кто такие фейкоголики и как отличить поддельный сайт бренда  от настоящего

Кирилл Кириллов, партнер компании BrandMonitor, дает простые советы, как отличить официальный интернет-магазин от сайта с подделками:

  1. Посмотрите на название и доменное имя сайта. Интернет-магазин *brand*outletofficial.ru заявляет, что продает товары со скидкой официально? Проверьте информацию на сайте компании-производителя, а также запросите у магазина документы о сотрудничестве с брендом, это убережет от покупки некачественного товара. Часто онлайн-магазины с такими адресами, как *brand*-mega-sales.ru и *brand*online-msk, – сайты-однодневки, которые торгуют подделками.
  2. Не поддавайтесь заманчивым предложениям «Ликвидация склада – скидки до 90%» и «До конца акции осталось 7 часов» – так интернет-магазины сбывают некачественные копии известных брендов. Даже в период сезонных распродаж официальные интернет-магазины не делают скидки больше 70%. Попробуйте зайти на сайт спустя некоторое время: если счетчик сбросился и акция продолжается – перед вами сайт-фейк.
  3. Скидка 15-20% также может быть «звоночком», что перед вами неоригинальный товар. Например, если вам продают новую модель смартфона дешевле, чем на официальном сайте, то это «товар-франкенштейн» с устаревшей начинкой. Скорее всего, устройство сломается через пару месяцев и вы не сможете получить гарантийного сервисного обслуживания.
  4. С осторожностью относитесь к восторженным отзывам покупателей на сайте. Фейковые интернет-магазины на главной странице часто размещают некликабельные отзывы пользователей из социальных сетей. Если видите такое, знайте, что ни один из известных брендов не разместит подобную информацию, тем более на главной странице. 

Покупаете подделки?

«Мы больше не можем быть принцессами, мы должны усердно трудиться!» Марлиз Деккерс со своей новой книгой в Москве
15 часов назад
«Мы больше не можем быть принцессами, мы должны усердно трудиться!» Марлиз Деккерс со своей новой книгой в Москве
Дизайнер презентовала книгу «Раскрой свой потенциал» российской публике. Контрибьютор SNCMedia Арина Шабанова поговорила с дизайнером о вдохновении, пути к успеху и любви к себе.
Элеонора Ландри: «Все мои коллекции – история моей жизни»
05 декабря 2018
Элеонора Ландри: «Все мои коллекции – история моей жизни»
Молодой бельевой дизайнер, основательница бренда Elle Land Элеонора Ландри рассказала SNCMedia о своих новых коллекциях, вдохновении и о том, чего на самом деле хочет современная девушка.
Поехали! Отзыв о курорте Club Med Cefalu (Италия, Чефалу)
04 декабря 2018
Поехали! Отзыв о курорте Club Med Cefalu (Италия, Чефалу)
Ищите отдых, который объединит французское art de vivre или итальянскую dolce vita? Бронируйте билеты на рейс до Палермо – мы нашли для вас (и исследовали) сицилийский курорт, у которого всего этого в избытке.
Тестирует редакция: 3 модных окрашивания этого сезона
04 декабря 2018
Тестирует редакция: 3 модных окрашивания этого сезона
Редакторы SNCMedia взяли на себя роль подопытных кроликов и отправились тестировать самые актуальные окрашивания. Смотрим, что из этого получилось.
Вся правда о солнечном воздействии и его влиянии на кожу
02 декабря 2018
Вся правда о солнечном воздействии и его влиянии на кожу
Спорим, с наступлением зимы вы даже не задумываетесь о защите от солнца и уже успели спрятать все средства с SPF в самый дальний ящик до наступления лета. 
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 19-25 ноября
Эта неделя начнется с отрицательного взаимодействия Юпитера и Марса. Как это отразиться на вас? Юпитер сейчас настолько сильный, что он будет давать стимул – работать на высокий статус, получать образование, а вот делать это будет лень. Даже тем, кто не ленив, понадобится больше времени для понимания направления.