Закрыть

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

Автор:
Фото: Imaxtree; кадр из фильма «Фотоувеличение», 1966 г.; Pixabay  

Читайте Татьяну Столяр: специально для SNC она выяснила, как труженики глянца работают у нас, и как на Западе.

Модель

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

У нас все просто. Если ты «модель и работаешь в России» – ты не модель. Бизнес там, где главные Недели моды – Париж, Нью-Йорк, Милан. Туда-то и отправляют перспективных девочек, которые хотят работать. В Москве если ты не Саша Лусс, двадцать тысяч деревянных за показ – твой потолок. А за целый день каторжной каталожной съемки платят около восьми тысяч. Впрочем, в этом нет ничего плохого: с десяток тусовых и более или менее медийных девочек работают в Москве и в ус не дуют. Пример – Даша Малыгина, когда-то начинавшая в Prada, но осевшая на родных просторах. Или когда-то очень перспективная Лена Кулецкая. И ведь прекрасно, что она у нас есть. Но вот вернуться в большой бизнес с миллионными кампейнами Dior таким девочкам сложно. 

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

«В Европе и Америке к моделям относятся с уважением и даже некоторым пиететом: все понимают, как мы вкалываем, чтобы пробиться на вершину», – объясняет модель Юлия Лобова, которая благодаря работе сменила Набережные Челны на Париж и украсила собой обложки русских L’Officiel и Harper’s Bazaar. – На Западе средняя модель зарабатывает сумму с пятью нулями и в валюте. Да и вообще у нас, в отличие от России, человеческие условия: например, если девочка-топка забеременела, с ней не разрывают контракт, а предлагают на время восстановления более коммерческие, а соответственно, и легкие, съемки». 

Фотограф

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

Застой. Обложки топовых модных изданий на протяжении последних лет снимают одни и те же люди: Головкин, Васильчиков и еще несколько товарищей. Фотографов западного уровня у нас почти нет, и редакции боятся доверится новичку. Почему мы не развиваемся? Где наши Майзелы с Демаршелье? Русскую фотосессию всегда можно отличить от западной. Всем привычнее работать с друзьями, а самим фотографам – со знакомыми заказчиками. 

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

 За границей крупные фотографы не работают сами по себе – только через агентства. А уж контора своего не упустит и знатно обдерет заказчика: «Где фото будете использовать? В инстаграме – плюс пятьсот евро, в других соцсетях – триста». Модельные агенты тоже не отстают: «В каталоге лицо нашей будет видно? Готовьте еще штукарь». Все помешаны на отчетности: тут вам не конверт кэшем за съемку, – как иногда это делают в России. Не прислал за три дня младшему ассистенту стилиста call sheet (документ со всеми контактами и информацией по сету) – съемка может сорваться, и это вообще-то правильно. Новые таланты растят и пестуют: и этим занимается даже великий и ужасный Vogue Italia. Каждый год редакция набирает пятнадцать молодых фотографов и подкидывает им работку. 

Стилист

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

 Сочувствуем: вы – начинающий стилист и «работаете на свое портфолио». Бюджетов, разумеется, нет: подкопив тысяч сто рублей, вы занимаетесь тем, что берете в левых шоу-румах недорогой ширпотреб и после съемки пристраиваете его обратно. Забегая вперед, скажем: в Америке вас могут уличить в том, что вы – не просто капризный покупатель, а профи и как стилиста внести в черные списки.

Начинающий стилист – многостаночник: он и скаут, и продюсер, и извозчик, и грузчик, и заклеиватель подошв лубутенов скотчем, чтобы не попачкались, а то назад не возьмут. Что дальше? Толковых агентств в России нет: это гиблый номер. Единственный шанс прославиться и получить возможность работать с приличными бюджетами – вырасти из ассистента (то есть таскателя пакетов из редакции в ЦУМ и обратно) в директора моды глянцевого журнала. При этом топовых стилистов меньше, чем качественных изданий. Поэтому те, кто в теме – сверхвостребованы и стилизуют не только коммерческие съемки шуб или лукбуков дизайнеров с денежкой, как экс-работницы Vogue Екатерина Мухина и Светлана Танакина, но и ширпотреб вроде рекламы сотового оператора – как экс-сотрудник Esquire Василиса Гусарова. О ней – дальше. 

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

 В Америке стилистам живется относительно привольно: кроме журналов существуют агентства, где найдутся заказы. Все и все на своем месте – ассистент не лезет в работу продюсера, стилист не разносит вещи. «Четкое распределение обязанностей хорошо отражается на том, что называется непереводимым словом creative, и крайне хорошо – на том, что называется executive. – Рассказывает бывший редактор моды Esquire Василиса Гусарова, которая недавно открыла в Нью-Йорке агентство Supervision. – У «творческих людей» занята голова, у исполнителей – руки. Когда я, сидя в Москве, готовилась к съемкам в Нью-Йорке, пытаясь в одиночку проконтролировать все, синяки под глазами и паника росли, как радиоактивные яблоки в Припяти. А американские коллеги спокойно закрывали лэптопы в шесть вечера. А еще здесь бешеная конкуренция: стилистов столько, что кажется, скоро им придется стилизовать друг друга». Да-да, «в Нью-Йорке, как нигде, легко потерять работу. Никто не расслабляется: лучшим приходится доказывать, что они лучшие, – комментирует опытнейшая Ирина Черняк, хозяйка нью-йорского агентства Style in Details. – Здесь никто не скорчит рожу: «Это не мое!» Докажи, чем ты отличаешься от других, почему должны взять именно тебя».

«В отличие от России, где магазины дают одежду на съемку, – поясняет нью-йоркский стилист Алексей Казаков, – в Америке такого нет: надо покупать. Универмаги вроде Bergdorf Goodman выдают одежду для съемок в аренду, накидывая себе 10% от ее стоимости. А вообще успех – это знакомства, удачные место и время. Взглянув на мое портфолио с съемками для русских Marie Claire и Esquire, легендарная Изабелла Блоу вокликнула: «Это вы называете модой?» – и отправила меня переучиваться к своей экс-ассистентке, самостоятельному стилисту Хлое Бинни».

Байер

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

  Этот человек закупает одежду, то есть выбирает, на что вы спустите зарплату.  Ориентируются российские закупщики на собственный вкус, интуицию, а также экстрасенсорные способности – «эти штанишки Vetements возьмет Ксюша, платье Lemaire понравится Лене, а юбку Christopher Kane подхватит Илона». Никого не заботит статистика продаж: если в прошлом сезоне дерзкие шорты Nasir Mazhar особо не брали, то от них не откажутся. Просто в следующем году закупят меньше, авось разберут, а если нет – всегда есть сейл. 

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

 Американские и европейские байеры помешаны на статистике продаж, и в шоу-румы приходят с кипой отчетов в экселе, где расписано, что и как в магазине брали. Закупают на будущий год строго в соответствии с этими скучными документами. Раз падки покупатели лондонского универмага Selfridges на простые вечерние платья малоизвестного бренда – байеры закупят этих платьев на десять миллионов фунтов, юбка Maison Margiela провисела до сейла – больше не берем! 

Сейлз-менеджер

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

 Речь о людях, работающих на бренд и приставленных к байерам, чтобы помогать им выбирать вещи – а на деле впаривать как можно больше. По сути те же продавцы, что кидаются к вам во время шопинга: «Могу я чем-то помочь» – только эти сидят в шоу-румах в закупочный сезон и пристают к байерам. В России профессия не развита: дизайнеры на Запад особо не суются. Поэтому расскажем о русских продажниках, работающих за рубежом.

«Как правило, у брендов уровня Comme de Garcons и Dries Van Noten есть сейлзы на каждый рынок: покупаете для России – вот вам Наташа. И эти Наташи – самые конченные люди в мире, – неистовствует байер. – Только представьте: огромный шоу-рум Margiela, куча линеек одежды – главная, коллаборация, аксессуары – и ты за час должен осмотреться, отобрать и подписать бумаги. Без рюмки водки не разберешься, а тут еще подлазит русская баба из девяностых – солярий, накладные ногти и волосы – и такая: «Ой, смотри, какой свитерок – точно брать будут». Эти люди совершенно не понимают, что происходит в России, как чувствует себя рубль, для них главное – впихнуть побольше». 

«Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе

 Опасайтесь итальянских сейлзов, ведущих себя так, словно прошли закалку Черкизоном, – только нагрев и никакой помощи. Французские, британские и американские продажники, как правило, в адеквате. Они знают, что в России сейчас звездец c экономикой, поэтому всячески идут навстречу: дают эксклюзивное право на продажу линейки (это когда вещь можно найти лишь в одном магазине страны. – Прим. SNC) не как обычно – за тридцать тысяч евро, а за двадцать пять. Кстати, некоторые сейлз-менеджеры в ручном режиме контролирует количество вещей бренда в городе, например, Vetements строго отслеживает, чтобы в Москву не привезли больше джинсов, чем у нас есть прогрессивных модников с денежкой. И не дай бог что-то от Гвасалии останется до сейла – лучшее заранее подстраховаться и не дать байерам слишком много. 

Опубликовано в журнале SNC №89, июль-август, 2016.


Где лучше?

Мальдивы: отпуск в раю
03 февраля 2019
Мальдивы: отпуск в раю
Если снег и мороз вас не вдохновляют, пришла пора брать билеты в рай. А где у нас ближайший рай? Да на Мальдивах, разумеется.
Елена Теркина: «Для меня очень важно работать на позитивной ноте и настраиваться только на лучшее»
03 февраля 2019
Елена Теркина: «Для меня очень важно работать на позитивной ноте и настраиваться только на лучшее»
Основательница клуба-ресторана «Купол» для детей и взрослых Елена Теркина рассказала SNCMedia об особенностях нового проекта и о том, какими принципами руководствуется в работе.
Must have покупки этой зимы для истинных ценителей прекрасного во всех его проявлениях
19 января 2019
Must have покупки этой зимы для истинных ценителей прекрасного во всех его проявлениях
Зимние праздники в самом разгаре, а вы не знаете, что подарить? Предлагаем список подарков, которые точно придутся по вкусу на 14 и 23 февраля.
Сообразили на двоих: отзыв о ресторане «Рыбторг»
17 января 2019
Сообразили на двоих: отзыв о ресторане «Рыбторг»
SNCMedia инспектирует аутентичную рыбную лавку и сифуд-бар на Патриарших. Поклонникам устриц, мидий, ежей и прочих морских гадов всех мастей – обязательно к прочтению!
3 процедуры, которые помогут восстановить кожу зимой
17 января 2019
3 процедуры, которые помогут восстановить кожу зимой
В борьбе с несовершенствами кожи главную роль отводим косметологии. Запоминайте 3 действенные процедуры, которые помогут восстановить кожу и вернуть ей сияние и тонус в холодное время года.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 19-25 ноября
Эта неделя начнется с отрицательного взаимодействия Юпитера и Марса. Как это отразиться на вас? Юпитер сейчас настолько сильный, что он будет давать стимул – работать на высокий статус, получать образование, а вот делать это будет лень. Даже тем, кто не ленив, понадобится больше времени для понимания направления.