Закрыть
Чему научиться у моды 60-х: стильные фильмы оттепели
14.02.2017

Чему научиться у моды 60-х: стильные фильмы оттепели

Автор: SNCMedia
Фото: Kinopoisk  
читайте также
Базовый гардероб: как его носить, чтобы не умереть от скуки Под градусом: что носить в приятный весенний снег в мае Самые желанные шмотки в истории рэпа Secret sale: шопьтесь, чтобы не замерзнуть (Jimmy Choo за 1500 рублей!) Дресс-код в креативной компании: 5 селфи в рабочем туалете Вещи с историей… бабушкины вазы и дедушкино кресло в современном интерьере Гордость марки: «Эконика» 6 звезд, в одежде меньше чем за $70  Формы олимпийских сборных – 2016: австралийские «бортпроводники» против российских «лакеев» Интервью: как Катя Добрякова Штаты покоряла 7 фактов о знаменитой парижской Studio Harcourt (факт номер три: 140 000 рублей за снимок) 12 дней нового года: что носить, чтобы весь год был модным и удачным Модная съемка: «Фанат – хозяин стадиона» Модная съемка: «Свидание в кроссовках» Glitter Nipples: как и с чем носить новый тренд с Парижской недели моды (и стоит ли?) Вес имеет значение: сколько вещей взять в отпуск 8 трендов с Парижской недели моды, которые не стоит откладывать до осени Кто не пришел на вечеринку Стеллы Маккартни? Тренд: сиятельное совершенство Опасно для здоровья: самые вредные ткани (для кожи)

Мода на советские 60-е вспыхнула благодаря «Стилягам» и не на шутку разгорелась после «Оттепели» (спасибо, Валерий Тодоровский!). В середине февраля Третьяковка откроет свою «Оттепель» – будьте уверены, до начала июня через капитальную выставку фотографий и артефактов эпохи Хрущева пройдет вся Москва. 

Постоянный лектор проекта Level One, исследователь моды Тим Ильясов предлагает читателям SNCMedia лично познакомиться с модниками 60-х – на примере шести самых стильных фильмов той поры. Посмотрим, как одевались, дружили и развлекались наши бабушки и мамы, а заодно украдем пару идей.

60-е были временем молодых. Предыдущие поколения выжгла война, после грянул бум рождаемости. К началу оттепели дети 40-х стали деятельной молодежью. Только представьте себе страну, в которой самая большая часть населения – двадцатилетние! О них, немного наивных мечтателях, и снимали кино. Одна из главных картин 60-х, снятая Марленом Хуциевым, так и называется «Мне двадцать лет».

«Мне двадцать лет».

«Мне двадцать лет».


Юная сердцевина нации задавала тон эпохи. То было время невероятного подъема, время романтики и, пожалуй, самое элегантное время ХХ века. В моде доминирует изысканный минимализм с футуристическими нотками, впоследствии он крепко повлиял на дизайн будущего, его отголоски видны в дизайнерских коллекциях по сей день. Физики и лирики вели свои споры в стильных пиджаках и роговых оправах. Девушки щеголяли в туфлях-лодочках, юбках-карандашах, прямых жакетах и непременно с прической «бабетта» – в честь героини бесподобной Брижит Бардо. Москва 60-х! Молодежь танцует рок-н-ролл в кафе «Лира» на «Пушкинской» (в 90-е здесь обоснуется первый в стране «Макдоналдс») и в легендарном кафе «Молодежное» на «Маяковской». Они слушают поэтов в Политехническом, изобретают космические аппараты, поют нежно-лиричные песни и снимают отличное кино – возможно, лучшее за всю историю нашей страны.

«Стиляги».

«Стиляги».

«Девять дней одного года», 1962

Пожалуй, главный фильм о 60-х. В техногенных интерьерах исследовательского института разворачивается драма любви и долга физиков-ядерщиков. Герой Алексея Баталова получает смертельную дозу радиации ради фундаментального открытия, героиня Татьяны Лавровой в полном неведении и не понимает отчужденность мужа. От великолепно разыгранной драмы могут отвлечь только шикарные оправы и – парадокс! – лаконичный стиль актрисы. Шестидесятники не гнались за модой, но сформировали свой стиль. Простое прямое пальто, юбка-карандаш, водолазка и черный жакет с широкими лацканами, туфли-лодочки – вот он, образ 60-х. Идеализированный? Допустим. Но в целом советская девушка из НИИ выглядела так, как в фильме.

«Еще раз про любовь», 1968

И еще раз про любовь физика, на сей раз уже к стюардессе. В этой трогательной картине о внезапности чувств по пьесе молодого Эдварда Радзинского нас, как подглядывающих в замочную скважину 60-х, интересует эпизод в модном кафе-стекляшке – с танцами и поэтическими выступлениями. Для тогдашней молодежи кафе-стекляшка все равно что столичная «Солянка» в начале 2010-х. Там тусовались сливки модной Москвы: самые классные, самые стильные. Именно в такое кафе приходит героиня Татьяны Дорониной. С ее слов, невзначай забежала поесть, на самом деле отстояла очередь, чтобы попасть внутрь. Свои «клубы», как видите, даже в СССР были! Кстати, образ Татьяны Дорониной во многом повлиял на Ренату Литвинову – она сыграла ту же роль в ремейке фильма «Небо, самолет, девушка». Но как бы я ни любил Ренату, оригинальный фильм с Дорониной мне нравится больше.

«Дайте жалобную книгу», 1965

Как появились типичные кафе 60-х, отлично показано в комедии молодого Эльдара Рязанова. Любовь журналиста-фельетониста к директору столичного ресторана приводит к разительному редизайну: из консервативного псевдореспектабельного заведения с плюшевыми портьерами, фанерными колоннами, водкой и томными романсами «Одуванчик» превращается в модное молодежное кафе – светлое, просторное, минималистское, где звучит свежая, позитивная музыка энтузиастов («Добрый вечер! А что это значит? Значит, день был по-доброму начат!»). Все мужчины, по крайней мере положительные герои, одеты в элегантные пиджаки, а девушки – в лаконичные костюмы на грани шика и спорта. Да-да, спортивный минимализм, покоряя мир, не обошел стороной и СССР! Какие реалии стоят за превращением ресторана в кафе? Не только диктатура двадцатилетних, но и борьба легкости модернизма со сталинским пафосом. Если угодно, ХХ съезд партии на уровне скатертей и занавесок.

«Каждый вечер в одиннадцать», 1969

Сентиментальный и, к сожалению, малоизвестный фильм, снятый тоже по пьесе Эдварда Радзинского: в 60-е именно он был одним из самых популярных лирических драматургов (на историческую прозу он перешел позже). Герой звонит по случайному номеру и обещает друзьям: если трубку возьмет женщина – женюсь на ней! Дальнейшие события нетрудно предугадать. В картине мы путешествуем на «советский Запад» – в Прибалтику. Прибалтийские страны были главной кузницей моды и стиля в СССР. За эстонским журналом «Силуэт» или за «Рижской модой» гонялись, как за настоящим сокровищем. Разумеется, «европейский шик» балтийских республик всегда выделялся на фоне других регионов огромной страны.

Бонус для меломанов: в фильме звучит прекрасная песня «Говори со мной».

«Берегись автомобиля», 1966

История о народном мстителе, угоняющем автомобили спекулянтов, взяточников и прочей нетрудовой нечисти, костюмирована с понтом. Икона мужского стиля Андрей Миронов появляется на экране в шикарных шерстяных пиджаках с широким лацканом и в модном узком галстуке-селедке. Девушки носят лаконичные платья прямого покроя (универсальные в любые времена) и – о боги! – короткие шорты. За массовое производство одежды в СССР отвечала «Большевичка». Но за ее продукцией, мягко скажем, не гонялись. Гонялись за иностранными пиджаками. А еще мечтали шить на заказ: в ателье из импортных тканей или в одном из Домов моды (не путать с Домом моделей!). Это для лириков. А для физиков и прочих ученых, особенно высокого ранга, одежда шилась в спецателье при Академии наук. Были свои ателье и при партийных органах.

«Маленький школьный оркестр», 1968

Двадцатилетние тоже взрослеют – в этом фильме на примере участников школьного оркестра. Как и сметающий все и вся «Ла-ла Лэнд», это история о музыке и метаморфозах. Картину можно отнести к редкому для советских 60-х жанру арт-хаус. Диалоги тонут в потоках музыки. Вы удивитесь, но на протяжении всей ленты звучит джаз. Да-да, советский джаз, и притом отличный! Поверьте, музыка Микаэла Таривердиева произведет на вас куда большее впечатление, чем саундтрек к фавориту оскаровской гонки. 

Кино, кафе, музыка, стиль – этим воздухом дышали двадцатилетние мечтатели, открывшие для себя свободу и индивидуальность в 60-е годы. Ученики школьных оркестров и завсегдатаи стекляшек выросли, стали папами и мамами, воспитали внуков. Но их эпоха по-прежнему пылает дерзкой, заразительной юностью – современным дизайнерам и модникам на зависть. 

Ваша любимая эпоха?
7 новых идей, как носить макси-платья
6 часов назад
7 новых идей, как носить макси-платья
На самом деле, когда дело касается стилизации платья в пол, никаких четких правил не существует, но мы решили найти несколько примеров, когда это выгялит не слишком скучно и когда явно без креатива перед зеркалом не обошлось.
5 правил работы с гаджетами для укладки, которые спасут ваши волосы
8 часов назад
5 правил работы с гаджетами для укладки, которые спасут ваши волосы
Не то, чтобы мы не верили производителям, утверждающим, что их плойки и утюжки научились не вредить волосам и их можно использовать хоть по пять раз на дню. Просто решили перестраховаться и еще раз перечитать инструкцию. И вам советуем! 
Под градусом: что надеть, когда до лета осталось 10 дней
9 часов назад
Под градусом: что надеть, когда до лета осталось 10 дней
Погодный маятник вновь качнулся в сторону потепления, но, похоже, ненадолго. Буквально вчера прогноз грозил: +19 всю неделю и дождь будет чередоваться с солнцем через день. Сегодня метеорологи чуть более разнообразны, а мы стараемся внести изюминку в каждый день примерно одинаковой погоды.
5 вещей (и людей), которые бесят Наоми Кэмпбелл
9 часов назад
5 вещей (и людей), которые бесят Наоми Кэмпбелл
Наоми Кэмпбелл славится своим ужасным характером, от которого страдают и мужчины, и ассистенты, и коллеги по цеху. Что бесит Черную пантеру больше всего?
Да гори оно огнем: как носить красное (в макияже глаз)?
10 часов назад
Да гори оно огнем: как носить красное (в макияже глаз)?
Казалось бы, и так жарко. Но нет: визажисты, блогеры и звезды придумывают еще больше поводов для ношения красных смоки, стрелок и туши и в пир, и в мир, что называется. Приходится подчиняться! 
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 22–28 мая
На этой неделе вы столкнетесь с проявлением одного из самых эмоциональных аспектов – квадрата Венеры и Плутона. Влияние этого аспекта можно охарактеризовать одной фразой: «Больше знаешь – крепче мстишь».