Палаты печатного двора
Никольская, 15, строение во дворе

Памятник федерального значения. С Палат печатного двора, первой типографии в России, начинается история отечественной прессы. При Петре, в начале XVIII века, тут разместилась редакция первой же российской газеты – «Ведомостей». Газета задержалась ненадолго, пришлось освободить помещение – глядите-ка, совсем как в наше время – по просьбе РПЦ: для типографии Святейшего Синода. Дела у Синода шли недурно, а крепостные исправно печатали книги о разумном, добром и вечном. Типография просуществовала вплоть до начала XX века. Конец православному книгопрому положила революция: здание отдали Историко-архивному институту. После перестройки палаты, впрочем, отжали и у РГГУ. Несколько лет их арендовала компания «Ямикс» (автор сети пивных «Кружка», куда опасно заходить даже в дневное время). В 2014 году здание снова вернули РГГУ.
Дом Сытиных
Сытинский пер., 5

Памятник федерального значения. Особняк, принадлежавший капралу Измайловского полка Петру Сытину, был построен в 1806 году. Как дом пережил пожар 1812 года – тайна, покрытая мраком: даже колонны и лепнина у него полностью деревянные. Впрочем, с тех пор на долю Сытинского особняка выпало немало. Советская власть, к примеру, определила его под коммунальные квартиры. И тут неизвестно, что хуже – пожар или то, как десять человек на одной кухне обсуждают политику и бьются за кусок мыла. Коммуналки расселили в 80-х. 90-е дом перенес неплохо, но в последнее время изрядно обветшал. Вот уже несколько лет, как дом Сытиных пустует: деревянные наличники покрываются пылью, а ампирная лепнина осыпается с фасада.
Дом Быкова
2-я Брестская, 18/19, стр. 1

Памятник регионального значения. В 1909 году архитектор Кекушев, родоначальник московского модерна, приложивший руку и к отелю «Метрополь», взялся за доходный дом для купца Быкова. Вышел один из самых ярких памятников модернистской архитектуры в Москве. Постперестроечная судьба дома Быкова по накалу страстей сравнима с «Игрой престолов». Долгое время шедевр простаивал, незамеченный Москомнаследием. Владел домом Институт автоматизации и проектирования РАН. В 2005 году институт заключил с инвестором, ООО с говорящим названием «Финансист», контракт на полный снос здания под видом реконструкции. Началась самая настоящая война за удобное место на 2-й Брестской. В 2008 году после писем активистов к Лужкову дом Быкова наконец внесли в список охраняемой архитектуры. Но несколько месяцев спустя все при тех же загадочных обстоятельствах случился пожар. Три года погорелец простоял, медленно разваливаясь, а в 2012 году Архнадзор подал на владельцев в суд – и выиграл иск. Дом Быкова признали региональным памятником и торжественно объявили о реставрации. Правда, если реставрация и началась, то этого никто не заметил.
Палаты Гурьевых
Потаповский пер., 6

Памятник регионального значения. Палаты XVII–XVIII веков, принадлежавшие купцам, затем дворянам, много раз меняли и владельцев, и внешний вид: их то перестраивали в стиле барокко, то, видимо, решив, что маловато будет, надстраивали второй и третий этажи. Жильцами палат в разное время были не только купеческие династии, но и пролетарии всех мастей – в 1930-е дом отдали под коммуналки, добавив – ну а че ему будет – еще пару этажей. В 2004 году дом официально расселили, и тут за его территорию начались бои без правил. Оборотистое ООО «Регион-Инвест», с которым правительство заключило контракт, собиралось снести палаты под корешок и настаивало на том, чтобы с дома сняли статус выявленного архитектурного памятника. Градозащитники возмутились – и развили такую активность, что дом стал аж памятником регионального значения. Но вскоре (как всегда, при загадочных обстоятельствах) в палатах вспыхнул пожар. И чиновники продлили отношения с платежеспособным «Регион-Инвестом», назвав его арендатором. Инвесторы наняли реставраторов. Отреставрировали палаты так, что с них разом слетели последние остатки барокко. Сейчас палаты пришли в запустение: лепнина осыпается, а на стенах разрастаются трещины.
Миусское трамвайное депо
Лесная, 20, стр. 1-6

Здание на пересечении 2-й Миусской и Лесной выглядит слишком нарядным для простого трамвайного парка: ярко-красный кирпич, маленькие башенки и огромные окна-витражи, обрамленные белыми наличниками. Это не простой трампарк, а старейший в Москве – построили его еще в 1874 году, во времена, когда трамвай невозможно было представить себе без пары лошадей. Витражи и наличники добавили позже – в 1930-е годы. Сейчас депо – один из крупнейших московских памятников промышленной архитектуры (и чуть ли не самый красивый ее образчик). Но стать региональным памятником белые наличники и витражи ему не помогли. Постановления правительства так и не вышло, а депо на сегодняшний день находится в печальном состоянии – закрыто и медленно ветшает. Под угрозой сноса: глядишь – и от дома останется лишь фасад.
Усадьба Кожиных
Столешников пер., 6

Усадьбу князей Солнцевых-Засекиных, позже перешедшую к семейству Кожиных, построили в середине XVIII века. В XIX веке история этого дома (путь сюда знают все сотрудники ИД Condé Nast и завсегдатаи бара «Редакция») напоминала сюжет для хорошего такого триллера. Во время оккупации Москвы наполеоновскими войсками в тихом дворике усадьбы французы расстреливали поджигателей. А в 1830-х там жили осужденные декабристы, за каждым шагом которых пристально наблюдала полиция. В советское время в этом доме поселился писатель Гиляровский – любитель длинных бытописаний, сытных обедов на Столешке и огромных головных уборов. Некоторое время после его смерти усадьбу занимал музей дяди Гиляя. Чтобы найти усадьбу Кожиных в переулке, придется присмотреться: она запрятана в самой глубине, незаметная за домами повыше. На улицу выходят только два ободранных флигеля. Фронтон осыпается, а вид у усадьбы в общем и целом тоскливый. Несколько лет назад арендатор обещал реставрацию – но воз и ныне там.
Опубликовано в SNC №78 (июнь 2015).
фото #Евгений Дюжакинстиль #Игорь Андреев
макияж #Ника Кисляк, официальный визажист L'Oreal Paris в России
прическа #Алексей Ярославцев, арт-директор OLLIN Proffesional
продюсер #Екатерина Щербатых
ассистент фотографа #Андрей Харыбин
ассистенты стилиста #Анастасия Клычкова, #Дарья Шляпужникова, #Виола Вельвет
модели #Владимир Аверьянов@Grace Models #Анна Мартынова@Avant Models #Дарья Баженова@President Model Management
ассистент продюсера #Александра Козлова