Закрыть

Всё о современных российских сериалах. Часть 2

Автор:
Фото: Kinopoisk, Соня Петрова, архивы пресс-служб  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Знаете, кто главный в мире сериалов? Редактор! Только толковый редактор может превратить идею в крутой сценарий.

Обсудить статью

Продолжаем досье о российских сериалах из майского номера SNC. Редакция журнала поговорила с теми деятелями киноиндустрии, кого мы не видим на экране, но от кого зависит очень многое, – продюсерами и сценаристами самых популярных отечественных сериалов.

Продолжение. Начало – здесь.

ПРОДЮСЕРЫ

Александр Цекало

Генеральный продюсер компании «Среда»

Александр Цекало.

Александр Цекало.

О сериале «Гоголь»

Сценарий писали долго и мучительно, меняли команду – до нас в России еще никто не сводил драму и мистику. Я придумал: «Вечера на хуторе близ Диканьки» можно объединить в серию убийств, совершенных нечистой силой. Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) раскрывает преступления вместе с опытным следователем (Олег Меньшиков), а потом пишет книгу. А еще мы решились на невиданную авантюру: показать сериал сначала в кино, а полгода спустя – на канале ТВ-3.

О феномене Александра Петрова

Сашу мы снимали много: в «Методе», в «Фарце», в «Sпарте». А теперь он вот Гоголь. У Петрова широкий актерский диапазон. Как Скорсезе любит работать с ДиКаприо, так и «Среда» – с Сашей.

О любви россиян к копам

Сериалы про полицейских обожают не только у нас, но и во всем мире. Кстати, особенно заходят полицейские драмы с примесью мистики. Зритель хочет быть уверенным, что его защитят.

О перспективе

Идея должна зацепить меня, продюсера. Затем важно понять, будет ли это интересно зрителю – мы же не хоум-видео снимаем. Иногда вкусы не совпадают. Тому есть несколько объяснений: например, на конкурирующем канале шел похожий сериал, который зашел лучше, или не угадали с актером на главную роль.

О том, каких героев не хватает

Мало героинь. С мужчинами мы более-менее разобрались, а интересных женщин – дефицит.

Продюсерская компания «Среда»

Даже конкуренты отдают должное Александру Евгеньевичу: умеет проталкивать самые, казалось бы, безумные идеи. Взять тот же «Метод» с Хабенским в роли следователя-психонавта, предпочитающего не сажать, а убивать преступников. Или секс-аттракцион «Саранча». Обе картины, мягко говоря, нетипичные для России, с аншлагом прошли в прайм-тайме Первого канала. А еще Цекало единственный из телебоссов, чей проект («Мажор», в пилоте которого Прилучный накуривает попугая травой) приобрел для показа Netflix. Респект закономерен: Цекало работает по западным стандартам и по сути является первым шоураннером РФ. Что за фрукт? «Шоураннер – создатель сериала. Придумывает идею, пишет сценарий, утверждает актеров и выбирает режиссеров». Короче, биг-босс. Рядовые продюсеры так не заморачиваются.

Рафаел Минасбекян

Генеральный директор группы компаний «ГПМ «КИТ» в составе «Газпром-медиа»

Рафаел Минасбекян. Фото: Соня Петрова.

Рафаел Минасбекян. Фото: Соня Петрова.

О финансировании

Один сезон «Игры престолов» стоит как государственная поддержка всей российской киноиндустрии в год. HBO может позволить себе такую роскошь – их сериалы покупают для показа по всему миру, таким образом они отбивают расходы. Отечественные сериалы редко привлекают зарубежных покупателей.

Об успехе

Киноиндустрия – очень тяжелое место с точки зрения бизнеса. Ни одна область экономики не может сравниться с ней по количеству рисков. Провалы могут случаться даже у Стивена Спилберга. Потому что кино – это магия. Тут сложно точно рассчитать и гарантировать, хотя формальные критерии успеха – рейтинги и награды. Причем часто бывает либо одно, либо другое.

О серых кардиналах

Знаете, кто один из главных в мире сериалов? Редактор! Только толковый редактор может превратить идею в крутой сценарий.

О моде на 1960-е

Сегодня мы переосознаем переосознанное. В тренде позитивные истории об СССР. Особенно про 1960-е, – тогда казалось, что страна может пойти по иному пути. Эту эпоху романтизируют, потому что некомфортно жить с ощущением, что в прошлом родины был только негатив.

Киностудия «КИТ»

Как и положено киту, у компании большие аппетиты. Хотя по меркам индустрии «КИТ» – детеныш, появился на свет недавно, в конце 2015-го. А уж вон сколько успел: в планах на 2017 год запуск около 300 часов сериалов. Да каких: на НТВ весь март крутили «Охоту на дьявола» с Безруковым, на подходе – «Неуловимые» с Газаровым, Стояновым и Фандерой в роли дамы сердца воров в законе, «Мятеж» с революционеркой Аксеновой – и это только цветочки.

В планах – заправлять нишей премиальных художественных сериалов. Ориентиры – незабвенные «Семнадцать мгновений весны», «Ликвидация» и советский «Шерлок Холмс».

СЦЕНАРИСТЫ

Михаил Идов

Писатель, сценарист и музыкант

Михаил Идов. Фото: Соня Петрова.

Михаил Идов. Фото: Соня Петрова.

О сериале «Оптимисты»

Под Новый год в «воспоминаниях» «Фейсбука» всплыл статус декабря 2010: «Дописал пилот сериала, из которого, мне кажется, может выйти что-то классное». Это, cтрашно сказать, и были «Оптимисты». О том, как все с тех пор успело измениться, говорит факт, что мы носили этот пилот с формулировкой «первый сериал про шестидесятые» – ха! Но мне кажется, «Оптимисты» – история дипломатов в разгар холодной войны – сильно отличается от других историй про оттепель. Даже кастингом: Риналь Мухаметов в роли востоковеда; Егор Корешков, блестяще сыгравший аристократа-возвращенца; героиня Северии Янушаускайте вообще уникальна для нашего ТВ.

Проект оказался на «России 1», был переписан другими людьми по традиционным лекалам и в таком виде лег на полку. В 2014 году случилось чудо: сценарий попал в руки гендиректору канала Антону Златопольскому, который показал его Валерию Тодоровскому. Он разглядел под мыльной оперой изначальную идею и предложил вернуть его нам. Следующие полтора года я, Лили Идова, Лена Ванина и режиссер Алексей Попогребский доводили «Оптимистов» до ума. Я ни над чем в жизни не работал дольше и больше. Я написал и музыку – в том числе заглавную тему для титров; альбом песен к «Оптимистам» с вокалом Ёлки и Игоря Григорьева вышел вместе с сериалом.

Я стремлюсь приучить нашу индустрию к фигуре сценариста-шоураннера, но с таким режиссером этого не требовалось. Впрочем, мы мотались на съемки, переписывали сцены на коленке, сидели на монтаже и сыграли по небольшой роли. Буду счастлив, если «Оптимистов» оценят. О рейтингах не думаю – пусть хоть «ВКонтакте» смотрят – но, с другой стороны, от цифр зависит судьба второго сезона, который мы уже пишем.

Что случилось с «Лондонградом»?

Поначалу сериал о злоключениях наших в Лондоне с модными Никитой Ефремовым и Ингрид Олеринской рвал рейтинги СТC. Но на семнадцатой серии зрители потянулись за пультом. Михаил объясняет произошедшее так:

Серии 1–16 – это первый сезон. Студия потратила на него столько денег, что на второй почти не осталось, особенно когда упал рубль. Авторов начали просить перенести побольше действия в павильон, сократить на 50% смены главному герою (!) и, наконец, просто уволили под условным предлогом и заменили копеечными сценаристами, доконавшими сериал. СТС поставил оба сезона встык – я бы в этой ситуации сделал то же самое. Но упавший рейтинг для меня скорее комплимент: зритель, который якобы «все хавает», моментально увидел разницу между оригиналом и подделкой.

Илья Куликов

Папа «Глухаря», «Полицейского с Рублевки» и других любимых сериалов вашего бати

Илья Куликов.

Илья Куликов.

Моя задача как сценариста – сделать зрителю хорошо. Отдыхает ли он после работы, бежит ли от реальности, ищет ли ответы на экзистенциальные вопросы – если мои проекты человеку помогли, я счастлив. А уж если он задумался над поступками героев, вынес нечто ценное для себя – о большем и мечтать не могу.

В сценарии первичны герои, а не обстоятельства. Не важно, где происходит действие – хоть на Марсе, – главное, чтобы персонаж был правдоподобен.

Нет, я пишу не только про ментов и бандитов. Да, сочинил много криминальных драм для НТВ, но из четырех новых моих проектов криминальный всего один. Впрочем, зритель любит полицейских. Профессия интригует и гарантирует остросюжетность.

Дарья Грацевич

Креативный продюсер и сценарист Comedy Club Production, автор «Измен», «Интернов», «Универа». Сейчас пишет сериал – антипод «Измен»

Дарья Грацевич.

Дарья Грацевич.

«Измены» – мой взгляд на отношения городских невротиков. После премьеры меня спрашивали, феминистка ли Ася. А что, если главная героиня – сильная, интересная и неоднозначная, то сразу феминистка? Женщина вправе выбирать, с кем ей спать.

Героини у меня получаются хорошо, трехмерно, а вот с мужчинами беда, они все какие-то м***ки, но я над этим работаю. У мужчин-сценаристов, кстати, женщины тоже не выходят. Особенно смешно то, как они представляют себе женские разговоры. Мы либо тупые, либо обсуждаем мужиков. Со мной опасно – все записываю, а потом вставляю в серии. Некоторые обижаются.

Ким Белов

Сценарист

Ким Белов.

Ким Белов.

О том, как измерить успех на ТВ

Единственный критерий успеха – цифры. Утро на канале начинается с разбора вчерашних рейтингов по Москве и позавчерашних – по России. Все психуют. Но совсем уж загоняться не стоит. «Поставили сериал в эфир, и зритель свалил с канала» – миф. Люди как щелкали кнопку, так и щелкают. Успех – штука непредсказуемая. Вот запустит ТНТ «Учителя труда» на смену «Физруку», а зрителю возьми и не зайди. Что делать?

5 хитов за 15 лет

«Бедная Настя»

Всё о современных российских сериалах. Часть 2

Бал и кто кого танцевал.

«Доярка из Хацапетовки»

Всё о современных российских сериалах. Часть 2

Что-то грустно у лучины, поищу-ка я мужчину.

«Ликвидация»

Всё о современных российских сериалах. Часть 2

Владимир Машков против банды лошков.

«Глухарь»

Всё о современных российских сериалах. Часть 2

Следователь – зла губитель и женщин соблазнитель.

«Измены»

Всё о современных российских сериалах. Часть 2

Четыре Васи на одну Асю.

АНТАГОНИСТЫ

Популярный актер в главной роли – залог успеха?

За: Рафаел Минасбекян, генеральный директор группы компаний «КИТ»

Большой актер – большой бонус. Но паразитировать на них не стоит: нужно растить новых. Мы отважились позвать на главную роль в фильме «Легенде о Коловрате» дебютанта Илью Малакова.

Против: Эдуард Илоян, генпродюсер холдинга Yellow, Black and White

Это заблуждение. Ну нет звезд, которые заставили бы зрителя сидеть перед телевизором. Главное – не узнаваемая физиономия, а достоверная игра. Тогда будут и рейтинги.

Итог: кастинг – головная боль телебоссов. Продюсеры сверхрейтинговых «Измен» не верили, что существует актриса, способная органично сыграть шуры-муры аж с четырьмя героями. Но Елена Лядова, до этого известная исключительно любителям артхауса («Левиафан»), выдала образцово-развратную Асю. О чем это говорит? Не важно, сколько у актера подписчиков, – главное, чтобы попал в роль.

Все журналисты – нормальные сценаристы. Так ведь?

За: Рафаел Минасбекян, генеральный директор группы компаний «КИТ»

Хороших сценаристов – человек одиннадцать на всю индустрию. За ними – очередь. Заполучив такой талант, необходимо его удерживать. Только автор закончил последнюю серию – предлагаем новый проект.

Против: Александр Цекало, генеральный продюсер компании «Среда»

Дефицита в сценаристах нет. У нас такое количество идей, что, дай волю, закроем годовой эфир целого канала. Сценаристы – сложные люди: все время на измене, считают, что их окружают недруги. С ними нужно разговаривать. Приходится с ними возиться и при этом не лезть в титры. Хотя по-хорошему во всех титрах надо писать created by Tsekalo.

А с режиссерами что?

Александр Цекало

Их не хватает. Непонятно, как так вышло. Операторов хватает, режиссеров – нет. Рассчитываем, что они придут из рекламы, когда рекламщикам захочется творчества, а не быстрых денег.

Итог: по части режиссеров телегиганты единодушны: маловато будет. Дошло до того, что самый успешный сценарист Илья Куликов (в копилке – 40 сериалов, в том числе «Глухарь», «Чернобыль: зона отчуждения», «Закон каменных джунглей») взялся снимать «Полицейского с Рублевки» самостоятельно.

Нужны ли России сериалы как на Западе?

За: Валерий Федорович, гендиректор ТВ-3. Замышляет революцию

Валерий Федорович.

Валерий Федорович.

Мы хотим сделать современное умное телевидение для всех. Когда я это произношу, то читаю на лице собеседника – у-у-у, тяжелый случай. Да, это затея примерно как создание металлического водорода, который даже в лаборатории существует не дольше одной микросекунды. Но мы с Женей Никишовым (генпродюсер ТВ-3) верим, что у нас получится. Мы же сделали и качественнейшие «Измены», и «Пьяную фирму». Снискали любовь зрителей – рейтинги высочайшие, и критиков – получили кучу премий. Прежде ТВ-3 был змеей, глотающей собственный хвост: не очень качественный контент, потому что мало денег. Мало денег, потому что невысокие рейтинги. Невысокие рейтинги, потому что слабые сериалы. Этот замкнутый круг нужно разорвать, а значит, нужно делать крутые сериалы. В планах на три года – запуск восьми сериалов, которые покажем в кино, как «Гоголя». А еще мы запустили программу «Быть или не быть». Показываем пилоты сериалов от лучших российских режиссеров: «Близкие» Петра Буслова, «Квартет» Анны Меликян, «Любовницы» Николая Хомерики, «Детки» Нигины Сайфуллаевой и «Призрак опера» Эмиля Никого- сяна – а зритель голосует и решает, снимать проект дальше или нет.

Против: Александр Кушаев, главный продюсер службы кинопоказа «России 1»

Александр Кушаев. Фото: РИА Новости.

Александр Кушаев. Фото: РИА Новости.

Почему-то у нас скептически относятся к мелодраме. Мол, сериальный мир давно шагнул вперед. А ведь народная любовь к мылу зародилась еще с «Рабыни Изауры», «Просто Марии» и «Санта-Барбары», собиравших многомиллионную аудиторию. Скажите, если все ориентируются на Запад, кто удовлетворит потребность в хороших женских историях?

Героини, кстати, изменились. Слабые, бесхарактерные жертвы обстоятельств больше не интересны. На смену пришли активные и энергичные женщины. Речь не о феминизме, а о самоощущении и силе духа. Именно с такими персонажами хотят ассоциировать себя россиянки. Именно такой мы видим нашу аудиторию. Наши истории не только развлекают, но и дают надежду, вдохновляют и помогают менять жизнь к лучшему.

Опубликовано в SNC №97, май, 2017. 

Продолжение следует.

Четыре Васи на одну Асю или Владимир Машков против банды лошков?

«Мы больше не можем быть принцессами, мы должны усердно трудиться!» Марлиз Деккерс со своей новой книгой в Москве
12 декабря 2018
«Мы больше не можем быть принцессами, мы должны усердно трудиться!» Марлиз Деккерс со своей новой книгой в Москве
Дизайнер презентовала книгу «Раскрой свой потенциал» российской публике. Контрибьютор SNCMedia Арина Шабанова поговорила с дизайнером о вдохновении, пути к успеху и любви к себе.
Элеонора Ландри: «Все мои коллекции – история моей жизни»
05 декабря 2018
Элеонора Ландри: «Все мои коллекции – история моей жизни»
Молодой бельевой дизайнер, основательница бренда Elle Land Элеонора Ландри рассказала SNCMedia о своих новых коллекциях, вдохновении и о том, чего на самом деле хочет современная девушка.
Поехали! Отзыв о курорте Club Med Cefalu (Италия, Чефалу)
04 декабря 2018
Поехали! Отзыв о курорте Club Med Cefalu (Италия, Чефалу)
Ищите отдых, который объединит французское art de vivre или итальянскую dolce vita? Бронируйте билеты на рейс до Палермо – мы нашли для вас (и исследовали) сицилийский курорт, у которого всего этого в избытке.
Тестирует редакция: 3 модных окрашивания этого сезона
04 декабря 2018
Тестирует редакция: 3 модных окрашивания этого сезона
Редакторы SNCMedia взяли на себя роль подопытных кроликов и отправились тестировать самые актуальные окрашивания. Смотрим, что из этого получилось.
Вся правда о солнечном воздействии и его влиянии на кожу
02 декабря 2018
Вся правда о солнечном воздействии и его влиянии на кожу
Спорим, с наступлением зимы вы даже не задумываетесь о защите от солнца и уже успели спрятать все средства с SPF в самый дальний ящик до наступления лета. 
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 19-25 ноября
Эта неделя начнется с отрицательного взаимодействия Юпитера и Марса. Как это отразиться на вас? Юпитер сейчас настолько сильный, что он будет давать стимул – работать на высокий статус, получать образование, а вот делать это будет лень. Даже тем, кто не ленив, понадобится больше времени для понимания направления.