Закрыть

Репортаж: актерские курсы

Автор:
Фото: Gogol School  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Чуйка на вранье реально обострилась. Так и знайте, я моментально чувствую фальшь – даже если вы невинно слукавите о том, что, мол, губы у вас – «свои-свои». Что уж говорить о вещах посерьезнее.

Обсудить статью

Корреспондентка SNC отправилась на новенькие актерские курсы «Гоголь-центра», чтобы научиться пускать слезу, смотреть с укором и с чувством говорить «Кушать подано!». Там ей пришлось заниматься йогой, изображать первый секс и учиться телепатии. Вернулась настоящей артисткой.

Моя группа

Я, как обычно, опаздываю. Бегу на первое занятие в Gogol School – театральную лабораторию, открытую актерами и режиссерами «Гоголь-центра». Влетаю в зал и вижу, как человек двадцать пять катаются по полу. Сверху вниз на них взирают преподаватели: активный актер Илья Ромашко (он сыграл в полутора десятках спектаклей «Гоголь-центра» – от «Хармса. Мыра» до «Гамлета», а еще в МХТ имени Чехова, «Современнике» и «Театре. doc») и хореограф Никита Чумаков, большой молчун и явный мудрец. Впереди у нас семь занятий актерского интенсива. Мы станем лицедеями! Кто мы? В группе – журналист, модели, копирайтеры, менеджер по коммерческой недвижимости, пиарщики, учительница – всем 25–35 лет.

Зачем идти в актерскую школу – самые популярные мнения в среде абитуриентов:

1. «Лучше узнать себя».

2. «Научиться лучше выражать эмоции, а то меня мало кто понимает».

3. «Всегда мечтал стать актером».

4. «Чтобы преодолеть барьеры, блоки и ступоры».

Методы и цели

Занятия в Gogol School пятичасовые. Начинаются вечером и заканчиваются примерно в полпервого ночи.

Занятия делятся на три части: сперва – упражнения на расслабление. Цель – перестать двигаться как андроид C-3PO из «Звездных войн» с заедающими суставами.

После этого – тренинг «Работа в парах» (чтобы не вести себя подобно восьмикласснику во время медляка на школьной дискотеке, уметь чувствовать партнера и слаженно двигаться в едином ритме).

Третья часть – это сольники, то есть индивидуальные пластические этюды. Во время сольника надо яростно давать огня и включать экспрессию.

В Gogol School (как и во всем прогрессивном театральном мире) считают, что актерство – это не умение изобразить на сцене страдания, схватившись за голову с воплем «Как больно!» и проникновенно уставившись на зрителя, как это до сих пор делают в Театре Моссовета и иных пронафталиненных местах. Актерство, по мнению Gogol School, – это способность выйти, достать эмоции прилюдно, заново прожить. Такой вот эмоциональный эксгибиционизм.

Мой секс

Через двадцать минут после начала занятия мы как раз получаем задание на одну из анонсированных тем – секс. Нам предстоит потрогать друг друга за поясницу. Это упражнение на сближение: группа становится сплоченной (как уж тут не сплотиться?).

Упражнений на интенсиве много: от самых интригующих – на раскрепощение – до весьма сложных физически, когда обливаешься потом и горят все мышцы. Это все может быть одновременно дискомфортно и вдохновляюще.

Представьте себе журналистов, моделей, копирайтеров, пиарщиков и менеджеров по коммерческой недвижимости лежащими на полу в экстазе, меняющими позы по велению мастера и изображающими занятие любовью и оргазм.

Но все это шуточки. Серьезные вещи начинаются ближе к концу первого занятия на стадии пластических этюдов. Четверо добровольцев выходят «на ковер» и получают задание последовательно продемонстрировать лицемерие, страсть и безразличие.

Поначалу все лажают: девушка садится на колени, складывает руки и возводит очи к небу. «Что это за *****? – вопрошает тонко чувствующий фальшь Ромашко. – Молитва? А вот сейчас не играй, а просто помолись». Девушка опускает глаза. Руки тоже опускает. И сидит, задумчиво повторяя что-то про себя. Ромашко доволен: «Ну да. Вот тут уже, пожалуй, не фейк». Становится ясно, что от нас требуется: сермяжная правда жизни.

Ромашко командует: «Ну а теперь – погнали, даем первый секс!» – и вызывает творить этюды четырех (единственных в группе) парней. Педагог требует от ребят, чтобы они вспомнили эмоции, сопровождавшие этот волнующий момент, и как бы прожить его заново. Молодые люди показывают волнение и смущение. Напоминают школьников-модников на входе в «Симачев». Затем все четверо начинают ползать по полу и зачем-то биться о стены. Ну это уже один в один тусовщики под утро в питерских техноклубах.

«Я чувствовал себя растерянным, виноватым, я не знал, что делать», – жаловался трепетный юноша, один из участников.

Промывка мозгов

Что мешает человеку расслабиться и раскрыться? Правильно, комплексы. Илья Ромашко улыбается и обещает помочь нам с этим. Сейчас все будет, главное – всей группой встать в круг. В круг так в круг. Следующая задача: каждому нужно выбрать человека, который ему больше других не нравится, и понять, почему именно этот типчик тебя отталкивает. Я выбираю в жертвы девушку: обвиняю ее в болезненной неуверенности в себе. «Поняли, почему вам этот тип неприятен? А теперь осознайте, что на самом деле вы про него ничего не знаете и качества, которыми вы его наделили, – ваши собственные», – проповедует Илья.

Следом нам надо выбрать человека, который больше всего нравится. Я смущенно указываю на красивого мальчика. Увы, контакта не случилось: произошло то же самое, что и обычно, когда я строю глазки на вечеринках, – мой герой выбирает не меня, а какого-то парня.

«Все эти несоответствия случаются в первую очередь от того, что вы сами себя не любите», – резюмирует мастер. Да ладно? Непонятно, зачем сложности, ведь способы борьбы с комплексами – от психотерапевта до банальной полбутылки вина – нам хорошо известны. 

Репортаж: актерские курсы

Мои касания

В процессе учебы приходится очень много трогать студентов. В начале занятий мы делаем друг другу массаж, чтобы расслабить мышцы. Потом стоим друг у друга на коленях, как цирковые акробаты, чтобы научиться балансировать и работать вместе, позже – посылаем импульсы, то есть трогаем партнера всеми частями тела, а он в ответ двигается. Апогей – упражнение «железная дорога», когда все ложатся на пол плечом к плечу, а я качусь по телам сверху, касаясь всеми частями тела всех частей «рельс» и «шпал», если понимаете, о чем я. В общем, чувствую себя примерно как в давке к фри-бару, только лежа.

В процессе приходит озарение: оказывается, прикосновение и физический контакт с людьми другого пола не всегда несет сексуальный подтекст, а может быть просто знаком близости и доверия. Ну или просто ничего не значить. Вот это да!

Немного эзотерики

Идея о том, что существует «непонятная-но-безусловно-очень-сильная энергия» и ее можно передавать от человека к человеку, внушает мне не больше доверия, чем способность Константина Аркадьевича Райкина перестать чудовищно переигрывать. Поэтому от упражнения «на энергетику», когда нам предложили сесть в круг по шесть человек, взяться за руки, закрыть глаза и представлять, как от одного к другому прокатывается энергетический шар, я была в ступоре.

Но это оказались еще цветочки: дальше пошло и вовсе обучение телепатии. По инструкции мастера мы разделились на пары, мой партнер стал вставать в разные позы, а я с закрытыми глазами должна была их угадывать и повторять. «Это еще просто, – говорит преподаватель, – вы вообще-то должны стоять в разных углах комнаты спиной друг к другу. Все чувствовать и делать». Наверное, это очень полезное упражнение на налаживание контакта, но мой внутренний профессор-физиолог от такой антинаучности рвет на себе волосы, а внутренний скептик шумит и плюется. 

Репортаж: актерские курсы

Мой страх

Однажды нам дают такое задание: «Выбрать тему, которая вас больше всего волнует. Конкретную боль, мечту или радость – и придумать пять движений, ей посвященных».

Вызываются добровольцы из учеников. Учительница показывает, каково это – влезать в душу ребенка, а парень, хватаясь за голову, изображает «безответственное финансовое поведение, приведшее к финансовой потере». «Ну вот просрал ты деньги, а что ты при этом чувствовал? Злился на себя? Ну вот эту вот злость и показывай», – Ромашко все время недоволен, надо все по три раза переделывать, копаться в себе и уточнять собственные эмоции и движения.

По результатам замечаний этюды у всех становятся гораздо выразительней. Хоть Илья и говорит периодически, что «здесь не бывает ошибок, нельзя сделать правильно и неправильно. Все это – только ваш опыт познания себя», но со всей этой прилюдной критикой выходить и показывать пять движений безумно страшно. Наверное, так же, как модели Белле Хадид в момент ее падения на показе Майкла Корса. В общем, эти занятия я решила пропустить.

 

Эйфория пришла

«Мы тут всецело занимаемся разработкой сердечной мышцы», – сообщает Ромашко на последнем занятии, и теперь уже от выхода «на сцену» не отвертеться: надо выбрать эмоцию и начать ее прилюдно «проживать».

Я послушно выхожу и трясу плечами, пытаясь показать желание избавиться от груза тягот (видимо, от давления просроченных дедлайнов). Одногруппники показывают в основном боль и муки и, дергаясь в мучениях, пытаются вступить со мной в телесную коммуникацию. Отвечать на нее можно как угодно, так что я радостно влепляю кому-то пощечину, кого-то толкаю и погружаюсь дальше в страдания. И тут на меня накатывает Патетический и Важный Момент Прозрения: мне удается полностью отключить голову, избавиться ото всех мыслей и оставить только образ абсолютно пустого тела, которое двигается само собой и отдельно от меня проживает заданную эмоцию.

Тут же накатывает какая-то радостная эйфория: наверное, примерно так чувствуют себя религиозные люди, когда встречаются со своим Богом (к религии все это не имеет отношения – Бог у каждого свой). Один раз поймав это состояние отключения головы, мне удается его протащить и в другие этюды, и теперь я могу давать настоящую экспрессию прилюдно и радостно, как полностью обнаженные артисты на спектакле «Гоголь-центра» «Машина Мюллер», достать билеты на который всегда сложно. 

Эффекты на выходе

Растяжка, массажи и вкрапления в занятия йоги сделали свое дело: как Мэдди Зиглер из клипов Sia я, конечно, тянуться не начала, но тело и правда стало более подвижным и управляемым.

Появился и нюх на фейк. Благодаря крикам Ромашко «Не играй, живи!» и постоянным просмотрам этюдов чуйка на вранье реально обострилась. Так и знайте, я моментально чувствую фальшь – даже если вы невинно слукавите, что, мол, губы у вас «свои-свои». Что уж говорить о вещах посерьезнее.

Присутствует и «прощание с головой» – нам столько раз предлагали «отключить голову» и «думать телом»... В один момент моя голова, кажется, действительно слегка отлетела от тела! Бах! Что это было? После этого я примерно час не могу встать, зато чувствую себя большим мастером раскрепощения.

Пришло и бесстыдство – месяц наставлений в стиле «Красота – в правде!», «Искусство – в искренности» убеждает: делай что хочешь всегда и везде. 

Репортаж: актерские курсы

Ждет ли учеников слава и признание?

Если человек хорошо проявит себя во время месячного интенсива, то есть шанс продолжить занятия в основной группе учащихся, то есть в «Лаборатории». А также в Gogol School периодически ведут мастер-классы приглашенные режиссеры, и на них можно вытянуть счастливый билетик. Однажды худрук «Театра.doc» Михаил Угаров приметил студента «Лаборатории» Андроника Хачияна и позвал играть в свой спектакль. Совсем недавно студенты лабораторий показывали пластический перформанс на документальном спектакле «Похороны Сталина» Кирилла Серебренникова.

Путеводные звезды

Всего актерских лабораторий в Gogol School четыре. В них преподают актеры «Гоголь-центра». Самые известные – исполнитель главных ролей в десятке спектаклей «Гоголь-центра» 25-летний Филипп Авдеев; а также Один Байрон (он же Фил Ричардс из «Интернов»); звезда фильма «Ученик» Александр Горчилин и Евгений Сангаджиев, который снимался в кинофильме «Брестская крепость». 

Репортаж: актерские курсы

Прочие актерские курсы

Норм

1. «Лаборатория Валерия Караваева»

Актер спектаклей Ивана Вырыпаева запустил курс из десяти занятий, разбитых на три блока: «Освобождение», «Обретение навыков», «Работа над телом». По итогам курса студенты ставят небольшой спектакль. 

2. Кружки при Центре имени Мейерхольда

Самое котируемое студентами Gogol School место. В центре можно ходить на кружок сценического движения, моноспекталя или импров (то есть импровизационного театра). Обещают помочь с трудоустройством.

3. Актерский курс Юрия Муравицкого в Московской школе нового кино

Режиссер – лауреат «Золотой маски» подготовил основательный и долгий курс, где постановка этюдов соседствует с занятиями вокалом, дефиле и перформансом. www.newcinemaschool.com

Стрем

1. Театр-студия «Квадрат»

Учимся картинно отставлять ножки, рвать на себе волосы и одеваться для спектаклей в безумные рюши.

2. Театр «Образ» Сергея Базарова

Основная дисциплина, которую осваивают ученики бывшего актера безвестного историко-этнографического театра, – «Жизнь – как театр. Театр – как жизнь». Что это, как это? Никто из приличных представителей театрального мира не понимает...

3. Театр-студия «Отражение»

Нелепый и пафосный процесс идеально описывает патетическая цитата художественного руководителя «Отражения» Сергея Пименова: «Театр – это блистательно и печально, это война и любовь, это истинное мужество и самопожертвование, это нравственный долг и непреходящая ценность человеческой жизни...» Ну, ребя-я-я-т...

Опубликовано в SNC №96, апрель, 2017.

А вы хотите на актерские курсы?

Мальдивы: отпуск в раю
03 февраля 2019
Мальдивы: отпуск в раю
Если снег и мороз вас не вдохновляют, пришла пора брать билеты в рай. А где у нас ближайший рай? Да на Мальдивах, разумеется.
Елена Теркина: «Для меня очень важно работать на позитивной ноте и настраиваться только на лучшее»
03 февраля 2019
Елена Теркина: «Для меня очень важно работать на позитивной ноте и настраиваться только на лучшее»
Основательница клуба-ресторана «Купол» для детей и взрослых Елена Теркина рассказала SNCMedia об особенностях нового проекта и о том, какими принципами руководствуется в работе.
Must have покупки этой зимы для истинных ценителей прекрасного во всех его проявлениях
19 января 2019
Must have покупки этой зимы для истинных ценителей прекрасного во всех его проявлениях
Зимние праздники в самом разгаре, а вы не знаете, что подарить? Предлагаем список подарков, которые точно придутся по вкусу на 14 и 23 февраля.
Сообразили на двоих: отзыв о ресторане «Рыбторг»
17 января 2019
Сообразили на двоих: отзыв о ресторане «Рыбторг»
SNCMedia инспектирует аутентичную рыбную лавку и сифуд-бар на Патриарших. Поклонникам устриц, мидий, ежей и прочих морских гадов всех мастей – обязательно к прочтению!
3 процедуры, которые помогут восстановить кожу зимой
17 января 2019
3 процедуры, которые помогут восстановить кожу зимой
В борьбе с несовершенствами кожи главную роль отводим косметологии. Запоминайте 3 действенные процедуры, которые помогут восстановить кожу и вернуть ей сияние и тонус в холодное время года.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 19-25 ноября
Эта неделя начнется с отрицательного взаимодействия Юпитера и Марса. Как это отразиться на вас? Юпитер сейчас настолько сильный, что он будет давать стимул – работать на высокий статус, получать образование, а вот делать это будет лень. Даже тем, кто не ленив, понадобится больше времени для понимания направления.