Закрыть

Памяти Олега Табакова: как устроен главный драматический театр страны – МХТ

Автор:
Фото: Getty  

Сегодня на 83 году жизни скончался Народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова Олег Табаков. К 120-летию МХТ журнал SNC подготовил материал о том, что происходит в главном драматическом театре страны. Мы планировали выпустить этот текст позже, но, в связи с трагическими событиями, публикуем сейчас.

Историческая справка

Как возник МХТ

На закате XIX века жили в Москве два театральных энтузиаста – Константин Алексеев (более известный как Станиславский) и Владимир Немирович-Данченко. Первый ставил спектакли в Обществе любителей искусства и литературы, второй обучал драматическому искусству в Филармоническом училище. Оба были не удовлетворены репертуаром имеющихся в Москве пяти имперских театров, но крайне довольны сценическими работами друг друга. 

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко


Первый шаг к знакомству сделал Немирович-Данченко, пригласив Алексеева на кофе в моднейший по тем временам ресторан «Славянский базар». Встретившись, театралы сцепились языками аж на восемнадцать часов. К утру был готов план нового московского театра, составлены списки труппы и отобраны драматурги. Поначалу справлялись своими силами, играли в театре «Эрмитаж», но к пятому сезону почувствовали острую нехватку зрительских мест и спонсорских денег – на помощь пришел ценитель искусства с самым толстым кошельком в стране, Савва Морозов. 

Савва Морозов

Савва Морозов


Именно он подарил здание в Камергерском, нашел бесплатного (!) дизайнера Федора Шехтеля (цвета, фирменный стиль и дизайн МХТ – дело рук этого выдающегося архитектора эпохи модерн) и обеспечил театру безбедную жизнь.

План-схема

В МХТ до сих пор гендерное деление на мужское и женское крыло. На втором этаже гримируются и одеваются Максим Матвеев, Константин Хабенский, Павел Табаков, Михаил Пореченков и Андрей Бурковский. На третьем прихорашиваются Паулина Андреева, Евгения Добровольская, Ирина Мирош­ниченко и Кристина Бабушкина.

Буфет для артистов, 4-й этаж

МХТ

МХТ


Кормят просто, сердито и относительно аутентично – как при отцах-основателях. На первое – щи из капусты за шестьдесят рублей, на второе – горбуша под маринадом за сто пятнадцать. Не вылезают из столовой даже те, кто привык к блюдам Тютенкова и Ламберти, – SNC наблюдал, как Светлана Устинова, Софья Эрнст и Юлия Снигирь, занятые в грядущих «Трех сестрах» Константина Богомолова (хит!), за оливье обсуждали, какой блендер выбрать для приготовления смузи.

Портретное фойе, 2-й этаж

Зал славы МХТ. Зрители коротают тут время до спектакля, вглядываясь в пожелтевшие фотографии причастных к театру, и селфятся с бюстом Саввы Морозова. Здесь же выпускники Школы-студии МХАТ получают дипломы из рук ректора. А еще здесь устраивают капустники. 

Цифры

Игорь Верник и Паулина Андреева

Игорь Верник и Паулина Андреева


120 спектаклей– столько отыграли в прошлом году труженики Артем Волобуев, Игорь Верник, Светлана Колпакова и Артем Быстров.

300 раз дали детскую постановку Евгения Писарева «Конек-горбунок» за десять лет. Хит-2.

4 ч 45 мин – хронометраж фантасмагорической эпопеи Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая». Зрители уходят из театра далеко за полночь.

600 человек – работает в МХТ

96 человек – труппа театра

62 спектакля идет сейчас в МХТ

22 народных артиста

26 заслуженных

21 актер стажируется в театре

108 участников задействованы в спектакле Александра Молочникова «Светлый путь. 19.17».

Иерархия

Олег Павлович Табаков

Олег Табаков

Олег Табаков


Народный артист СССР, художественный руководитель и директор театра. В его ведении все, что связано с художественной составляющей: репертуар, труппа – основа основ. Ни одна постановка не состоится без одобрительной кошачьей улыбки всенародного любимца. Макеты декораций тоже утверждает Табаков. А еще занимается финансами и административными вопросами. Царь, бог, худрук, безмерно обожаемый всеми без исключения актерами, что для театра редкость.

Юрий Анатольевич Кравец

Первый заместитель, директор не только МХТ, но и Московской театральной школы Олега Табакова. Взваливает на себя ношу худрука в его отсутствие. Успевает играть в спектаклях: помните судью в дурацком парике, допрашивающего Ренату Литвинову в «Свидетеле обвинения»? Это все он. А еще ставит спектакли, например, сейчас корпит над «Стаканом воды».

Наталья Александровна Виноградова

Заместитель директора по работе со зрителем. Принимает гостей, решает конфликты во время продажи билетов (без конфликтолога в театре не обойтись, особенно перед шумными премьерами – вы понимаете, о чем мы, если пытались попасть на хит «Северный ветер»).

Игорь Яковлевич Золотовицкий

Игорь Золотовицкий

Игорь Золотовицкий


Артист, ректор Школы-студии МХАТ, один из заместителей худрука, балагур. Пьяный Карл в «Пьяных» Ивана Вырыпаева. «Прелесть Школы-студии МХАТ в том, что у нас штучное обучение, каждый год на все направления набираем всего 60 человек. Нынешние студенты-актеры сразу приходят раскрепощенными, не то что мы были. Оно и понятно, выросли в свободной стране».

Анатолий Миронович Смелянский

Профессор, историк и настоящая легенда театра, бывший ректор Школы-студии. Отвечает в основном за тексты – перечитывает кучу пьес, чтобы предложить к постановке одну. Скромного и совсем чеховского профессора в МХТ обожают и уважают.

Марина Брусникина, Константин Богомолов

Константин Богомолов

Константин Богомолов


Консильеры, то есть советники Табакова по части режиссуры. Когда сами не ставят – следят за выпусками других спектаклей.

Николай Симонов

Николай Симонов

Николай Симонов


Главный художник. Отвечает как за оформление сцены – декорации, костюмы, – так и за фирменный стиль (у МХТ, кстати, из продвинутых по части дизайна – чайка и витиеватый шрифт на приятном глазу фисташковом фоне), афиши.

Ольга Хенкина

Влиятельный человек и правая рука Табакова. Поскольку сам Олег Павлович не метит в режиссеры, то постановщиков приглашают. В этом Табакову и помогает Хенкина. Она руководит репертуарным управлением, и в ее подчинении труппа.

Скандалы 

На самом деле шумихи вокруг спектаклей не так много, как могло бы быть. Камни летят в самых медийных и смелых режиссеров – Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова. Первым досталось Кириллу Семеновичу: пять лет назад комиссия Госдумы по нравственности надумала проверить обкатанную постановку «Человек-подушка» на предмет педофилии. Заинтересовал сюжет: главный герой пишет рассказы об убийствах детей, и самые кровавые сюжеты начинают воплощаться в реальности. Режиссера вызвали в Следственный комитет на допрос, но этим дело ограничилось.

Константина Богомолова в Следственный комитет ни разу не вызывали, но и он настрадался. «Идеальный муж» с полуголой распятой актрисой на сцене (сейчас поза изменена) ранил православных активистов в самое сердце. Самый неравнодушный – Дмитрий Энтео – подбил соратников подложить к входу МХТ голову свиньи. Аргументировал так: «богохульники подложили свинью русскому народу, поглумившись над нашими святынями, – это ответ». Субпродуктами дело не ограничилось: Энтео и Ко выбежали на сцену в разгар первого акта и призвали актеров покаяться. Те ослушались: в сценарии не заявлено. Прошло пять лет – на «Идеального мужа» до сих пор не достать билетов. 

Закулисные вопросы

А с модой что?

МХТ

МХТ


У МХТ огромный пошивочный цех на зависть любому российскому бренду. Здесь изготовят все – от простого поло для спектакля «Светлый путь. 19.17» до платья из «Гордости и предупреждения» с сотней пришитых вручную искусственных астр. Уже 44 года в цеху служит художником-модельером интеллигентная дама в кожаных штанах – Елена Петровна Афанасьева. Она признается: артистов обшивать нелегко. Далеко не все соглашаются выйти на сцену в ироничных или откровенных нарядах, придуманных режиссером. Елене Петровне приходится включать психолога, утирать слезы примам и разруливать конфликты с постановщиком. Рената Литвинова, например, хотела играть в «Вишневом саде» в собственном классическом платье, с красной помадой и холодной голливудской волной. Елена Петровна популярно объяснила, что у Раневской немного иной стиль. Литвинова вздохнула: «Как же у вас тут скучно», но подчинилась. Отыгралась десять лет спустя на собственной постановке «Северный ветер». Костюмы доверила Гоше Рубчинскому и художнице Наде Балабановой. Афанасьева не в обиде: «Мы познакомили Гошу с театральной эстетикой, а он нас – с ультрамолодежной модой».

А с гримом ? 

Ежедневно актрис МХТ молодят, старят или прихорашивают двенадцать пар женских рук. В гримировальном цеху матриархат. Вот уже 47 лет здесь трудится миниатюрная художница по гриму Ирена Борисовна Сухарева. В детстве она бегала в театр на спектакли дедушки-актера, а на третьем курсе уже вовсю красила его коллег. Одной из первых доверила свое лицо стажеру легенда советской сцены Алла Константиновна Тарасова. Ирена с трепетом вспоминает, как впервые прикоснулась к легендарной Раневской из постановки «Вишневый сад» 1958 года. «Раньше был настоящий грим: мы часами меняли форму черепа, подтягивали носы, полные губы сужали – воссоздавали художественный образ. И все при помощи одной-единственной коробочки. А сейчас гример – скорее визажист. Косметики сколько хочешь, но она особо и не требуется. Накладные ресницы и те клеим по большим праздникам. Но я не жалуюсь – с такими глыбами за жизнь поработала, на стольких гастролях побывала».

 А со спецэффектами?

Есть в МХТ свой Кулибин – Александр Александрович Елисеенков. Сорок лет назад его, механика сцены, приметил тогдашний худрук МХАТа Олег Ефремов. И позвал сконструировать подвижный круг для прорывного спектакля об Ильиче «Так победим!». С тех пор Александр Александрович исполняет любые режиссерские причуды. Снабжает актеров волшебными перстнями, при нажатии на которые хлещет бутафорская кровь. Особенно пристрастился к ним Константин Богомолов, в спектаклях которого традиционно много убийств. А Владимир Машков не мог нарадоваться на очаровательную собачку-робота в «№ 13D»: тоже дело рук Елисеенкова. А любители сказок – на умилительного механизированного коника в «Коньке-горбунке». Лаборатория Елисеенкова похожа на лавку чудес: кругом ящики с двойным дном, неотражающие зеркала, фейерверки, механические существа.

Чья рука кормит МХТ?

Памяти Олега Табакова: как устроен главный драматический театр страны – МХТ


Государственная. Все режиссерские фантазии осуществляются за деньги Минкульта. Театр – дело невыгодное и в основном постановки не окупаются, исключения – дорогущие, начиненные спецэффектами «Мастер и Маргарита» и «№ 13D», отбившие расходы всего за пару лет. Никаких сердобольных меценатов и форбсов – попечительским советом, как у Большого, МХТ похвастать не может. Зато есть надежные друзья – Сбербанк и ВТБ. Они спонсируют масштабные мероприятия типа 80-летия Олега Табакова, когда весь Камергерский переулок завесили растяжками с названиями его спектаклей.

Театр — дом?

Вовсе нет. Он для актера как для менеджера офис. Дарья Мороз кивает: «Говорить о театре как о доме родном – перебор. В МХТ огромная труппа, мы редко пересекаемся. Тут важно сохранять человеческие отношения, а целоваться в десны и безмерно друг друга любить – невозможно. Оно и к лучшему: каждый занят делом, нет времени на дрязги и самолюбование. По большому счету любой творческий коллектив – террариум единомышленников, это нормально». Многофункциональный режиссер и актер (ставит все – от юбилеев и спектак­лей-блокбастеров) Михаил Рахлин уверяет: «МХТ – огромный холдинг, но с дружественной атмосферой. Особенно это видно во время капустников, которые я ставлю. Например, в этом году мы сделали ремейк «Игры престолов» с Игорем Золотовицким в роли Джона Сноу». 

Хит-парад самых популярных спектаклей

Памяти Олега Табакова: как устроен главный драматический театр страны – МХТ


«№ 13D» – искрометная комедия положений актера-режиссера Владимира Машкова с лучезарным Игорем Верником, Паулиной Андреевой в неглиже и ожившим трупом в главной роли.

«Пролетный гусь» – рассуждения за жизнь от Марины Брусникиной по прозе Виктора Астафьева. «Боюсь стать Колей» – в ее же постановке – современная реин-карнация «Москва–Петушки» (похоже,но не по книге), зарисовки России-матушки с полки плацкартного вагона.

«19.14» – дебютный спектакль золотого мхатовского мальчика Александра Молочникова. Пацифистский спектакль с элементами сатиры в жанре кабаре.

Преемственность поколений

Несмотря на солидный возраст, МХТ – спасибо смелым режиссерам и кассовым актерам – место модное: чекин с премьеры Александра Молочникова соберет больше лайков, чем селфи с концерта Светланы Лободы. Тем занятнее наблюдать за сосуществованием актеров старой закалки с молодой порослью. Заслуженный старожил Нина Ивановна Гуляева (трудовая книжка в МХТ с 1954 года) не поддерживает новомодных театральных реформ. «У русского театра есть традиции, пренебрегать ими – кощунство. Я играю на сцене МХТ 68 лет и не помню спектакля, на котором зритель не плакал бы со мной в унисон. Я знаю, как задеть за живое; быть на одной волне с публикой – это кайф. Русский театр – про рефлексию, высокие чувства и философские размышления о том, кто я и для чего живу.

А сейчас ставят одну бытовуху. Это не то что невежество, это бесовщина. Когда трогают классику, аж вздрагиваю: да какое право имеешь ты, ничтожество, прикасаться к гению Чехова или Тургенева?» Впрочем, есть желающие поспорить. Народная артистка России Марина Зудина, супруга Олега Табакова, признается: «Не люблю архаичность. Время меняется, темы меняются, язык меняется – невозможно соблюдать традиции по сто лет. Любая канонизация убивает. Театр – это развитие. Если режиссер талантливо переосмыслил классику – мне нравится. Хотите классику как она есть – читайте книжки. Бессмысленно переносить текст автора на сцену слово в слово».

МХАТовская молодежь о театре

Павел Табаков

Павел Табаков


Актер Павел Табаков: «В первую очередь я служу в «Табакерке», но большую часть времени провожу в МХТ, и не только по работе – это огромная часть моей жизни. После окончания Школы Табакова мне поступали предложения от нескольких театров, но я разумно выбрал тот, который меня вырастил и обучил. У нас нет деления на касты, работники относятся друг к другу с максимальным уважением».

Артем Быстров

Артем Быстров


Актер Артем Быстров: «Не бывает адекватных режиссеров, такова уж специфика профессии. Вот взять Сашу Молочникова – суперпробивной, талантливый, да, временами деспотичный, но как еще управлять составом в семьдесят человек? Но вообще в МХТ мирная и дружественная атмосфера. Мы празднуем юбилеи, вот Ирине Петровне Мирошниченко недавно отгрохали юбилей. МХТ – это семья».

Как вам материал?

Мальдивы: отпуск в раю
03 февраля 2019
Мальдивы: отпуск в раю
Если снег и мороз вас не вдохновляют, пришла пора брать билеты в рай. А где у нас ближайший рай? Да на Мальдивах, разумеется.
Елена Теркина: «Для меня очень важно работать на позитивной ноте и настраиваться только на лучшее»
03 февраля 2019
Елена Теркина: «Для меня очень важно работать на позитивной ноте и настраиваться только на лучшее»
Основательница клуба-ресторана «Купол» для детей и взрослых Елена Теркина рассказала SNCMedia об особенностях нового проекта и о том, какими принципами руководствуется в работе.
Must have покупки этой зимы для истинных ценителей прекрасного во всех его проявлениях
19 января 2019
Must have покупки этой зимы для истинных ценителей прекрасного во всех его проявлениях
Зимние праздники в самом разгаре, а вы не знаете, что подарить? Предлагаем список подарков, которые точно придутся по вкусу на 14 и 23 февраля.
Сообразили на двоих: отзыв о ресторане «Рыбторг»
17 января 2019
Сообразили на двоих: отзыв о ресторане «Рыбторг»
SNCMedia инспектирует аутентичную рыбную лавку и сифуд-бар на Патриарших. Поклонникам устриц, мидий, ежей и прочих морских гадов всех мастей – обязательно к прочтению!
3 процедуры, которые помогут восстановить кожу зимой
17 января 2019
3 процедуры, которые помогут восстановить кожу зимой
В борьбе с несовершенствами кожи главную роль отводим косметологии. Запоминайте 3 действенные процедуры, которые помогут восстановить кожу и вернуть ей сияние и тонус в холодное время года.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 19-25 ноября
Эта неделя начнется с отрицательного взаимодействия Юпитера и Марса. Как это отразиться на вас? Юпитер сейчас настолько сильный, что он будет давать стимул – работать на высокий статус, получать образование, а вот делать это будет лень. Даже тем, кто не ленив, понадобится больше времени для понимания направления.