Обратная сторона профессии: пассиста на Карнавале в Рио-де-Жанейро

Автор:
Фото: Личный архив  

Очаровательные девушки, пышные наряды, зажигательная самба – это лишь «верхний слой» ежегодного уникального явления, именуемого карнавалом. На самом же деле то, что происходит в Рио-де-Жанейро,  – это соревнования различных школ самбы, красочное шоу перед трибунами, многотысячные толпы веселящегося народа и гигантская подготовительная работа. Москвичка Юлиана Титаева попала на карнавал в одну из старейших школ, а Константин Исааков нашел ее и задал вопросы.

Как это случилось? Как вы вдруг оказались в Рио, на карнавале?

Несколько лет назад, а точнее много – в 2011 году – я посмотрела голливудский мультик «Рио» знаменитого бразильского режиссера Карлоса Салданьи – и просто заболела самбой, карнавалом. Салданья – дикий кариока, то есть человек, который горячо любит родной Рио-де-Жанейро, и главная задача снятого в США мультика –  показать красоту Рио, заразив любовью к городу зрителя. Рисовать кадры мультфильма предстояло бригаде голливудских художников-аниматоров, и Салданья возил эту команду по самым крутым местам города – показывал его самобытность и красоту. В конце фильма есть сцена на самбадроме: показана в масштабе хорошая, грамотная карнавальная самба. Я настолько впечатлилась, что  в тот же вечер, придя домой, начала гуглить информацию на тему базильского карнавала. А буквально на следующий день уже участвовала в своем первом  – московском – занятии по самбе.

Обратная сторона профессии: пассиста на Карнавале в Рио-де-Жанейро

Два года я ходила в танцевальную школу, а потом девчонки предложили сделать группу и вместе танцевать самбу. Мы обзавелись великолепными костюмами – сбылась моя мечта иметь свои перья. И начали работать с хореографией, создали свою программу. Назвались Rio Angels (сначала хотели по-португальски, но передумали: этот язык мало кто поймет). Стали выступать на праздниках,  фестивалях.

Вот тогда-то у меня и оформилась супермечта – попасть на карнавал в Рио. Именно только попасть – увидеть все своими глазами. И вот в прошлом году мне это удалось. Да, дорого, долго, сложно, опасно. Но, как выяснилось, преодолимо! Со мной, кстати, тогда поехала моя лучшая подруга, которая к самбе вообще-то не имеет никакого отношения: узнала, что я лечу, и через два дня сообщила, что будет меня, человека эмоционального, увлекающегося, сопровождать – в качестве телохранителя-успокоителя. Прилетев, мы поспешили на самбадром, который я раньше видела только онлайн. Это что-то потрясающее!

Туристов много на карнавал приезжает?

Больше миллиона. Но из России вряд ли много. За полтора месяца, что я там была в прошлом году, русскую речь услышала лишь дважды, и то на пляже.

Судя по всему, на «побывать на карнавале» вы не остановились?

В первый приезд мы здорово потусили, повеселились, познакомились с уймой народа и, конечно, посмотрели карнавальную программу. В общем, я получила что хотела. Но возвращаюсь домой и понимаю: все хорошо, но чего-то не хватает. С одной стороны, мечта сбылась. Класс! Но с другой – мечты-то уже нет. Что дальше?

Обратная сторона профессии: пассиста на Карнавале в Рио-де-Жанейро

Вот тогда я и поняла: следующий мой шаг – станцевать на карнавале. Примерно неделя ушла на «переговоры с собой», и окончательное решение было принято: хочу быть пассиста (так именуются танцовщицы). И буду! Причем хочу выступать конкретно за школу Портела. О ней я узнала за три года до этого, когда мы с девочками ездили на фестиваль самбы в Берлин, и там главной темой, главной фестивальной песней была песня Портела. Тогда я и увлеклась именно этой школой самбы.

Это, наверное, очень дорого?

Что такое самба? В ней два элемента – барабаны и танцоры: батерия и пассистас (это в основном девушки и немного парней). Право выступить в этих двух составах на карнавале невозможно купить ни за какие деньги. Его надо заслужить – доказать, что ты лучше других. Батерия и крыло пассистас и есть сердце школы самбы и предмет ее гордости. А все остальное, что вы видите на карнавале, – шоу.

Каждая из множества школ самбы находится в определенном районе Рио-де-Жанейро – как правило, в отдаленном, бедном, небезопасном. Сам город делится на южную и северную части.  Южная – преимущественно белая, богатая, туристическая. Северная – черная и бедная, туда не то что туристы – не всякий местный с «юга» решится поехать. Стремно! Но все школы самбы – именно там. На такси добираться из центра (где в основном все отели) – не меньше часа, и это если без пробок.  Я ездила туда практически каждый день.

Самба – это часть черной культуры. Белые девочки из Капакабаны никогда не станут ее танцевать.

Но в карнавале-то они, белые девочки, участвуют?

Они надевают красивые платья, покупают дорогие места на трибунах, сидят и пьют шампанское – смотрят карнавал.

И как вас приняли в этом маленьком закрытом кругу пасситас?

Огромное количество девочек, живущих в этих бедных районах (а рождаемость здесь очень высокая), начинает ходить в школы самбы лет с 5-10. Есть совсем малышки – по 2 года. И только самые лучшие из них попадают в карнавальный блок – крыло пассистас. Такая же история и с барабанщиками – батерия. И тут вдруг к ним приезжает некая русская и говорит: «Хочу!»

Есть Мангейра и Солгейру: туда обычно и приходят иностранцы. Эти две школы очень часто побеждают на карнавале, и как раз там такой «проходной двор» для фанатов самбы со всего мира. А вот Портела, куда я заявилась, за последние 33 года на карнавале ни разу не выигрывала. К тому же это отнюдь не самая богатая школа, поэтому мое появление именно там всех удивило.

Обратная сторона профессии: пассиста на Карнавале в Рио-де-Жанейро

Кстати, учеба во всех подобных школах – бесплатная. Даже мое желание попасть именно в Портелу озадачивало: далеко и очень опасно. Портела – одна из старых и традиционных школ Рио-де-Жанейро, в 2023 году ей исполнится 100 лет! Принимать иностранцев в ряды батерии и пассистас – это не их практика в отличие от Мангейры и Солгейру, к примеру. Но друзья в Рио пообещали: ладно, присылай видео – попробуем передать в дирекцию. В апреле я отправила им свой ролик. И только в июле получила ответ. Руководитель местной группы пассистас сказала: да, возможно, у этой русской есть потенциал, мы готовы ее выслушать и посмотреть, но для этого она должна явиться на репетицию в школу. Просто вот так сесть в Москве на самолет – и явиться в Рио на одну из репетиций, после которой вообще-то могут и не взять. Но если ты хочешь быть одной из пассистас, то прилетишь. Короче, через неделю я была в Рио. Прошла  три этапа отбора: смотрели в основном на мой базовый шаг. Это в самбе – главное. Ты можешь как угодно вертеться-крутиться, но народ начинает визжать от восторга только при базовом шаге.

Я прошла три этапа отбора, после этого мне сказали: «Ок, ты официально пассиста – давай, приезжай, но хотя бы за месяц до карнавала». Понятно, если бы я покупала платное место на карнавале, то могла прибыть прямо накануне – вообще без репетиций: пришел, встал в колонну, отпрыгал, отбесился. А тут я – одна из девушек, которые представляют секцию пассистас целой школы, я обязана знать все: как мы строимся, как идем, понимать перестроения, пройти все репетиции, выучить полностью хореографию, знать наизусть песню. И меня должны признать все местные участники – принять в свой круг. Надо, чтобы все убедились: эта девочка танцует круто, ее можно поставить в центр школьной колонны – и она покажет класс. В общем, полное погружение.

Вернулась в Москву в августе прошлого года, и вся моя жизнь до января 2017-го была поминутно посвящена подготовке к карнавалу: ходила на четыре урока самбы в неделю, качалась в фитнес-центре и учила португальский. И это – при 9-12-часовом рабочем дне. Я открывала глаза с мыслями о карнавале и закрывала их с мыслями о нем. Было тяжело физически, но ведь это – как в любви, в эйфории. Ничто не могло меня остановить. 

23 января нынешнего года я вновь была в Рио. 

Что-то ошарашило, шокировало? Чего вы не ожидали?

Не могу сказать, что меня что-то конкретное поразило. Меня поразило все! Карнавал – это три разных события. Первое – вы его смотрите по телевизору: вам покажут детали, а что-то и в замедленной съемке, короче, это как трансляция футбольного матча. Второе – вы его видите с трибуны. И  третье – идете по авеню самбадрома. Идеально – испытать ощущения в трех составляющих. Мне, человеку увлеченному, было очень интересно, как они все делают: как устроены школы самбы, как происходят занятия, как готовятся к карнавалам, как репетируют, как концентрируются перед выходом. И я увидела эту кухню. 

Собираетесь полученные знания как-то применить в России? Создать нечто подобное у нас?

Тут?! Применить?! Понимаете, в чем дело: это их культура, они ей живут. Все жители зоны норчи (северной) в Рио-де-Жанейро любят самбу. Они существуют даже не в музыке, не в танце, а в образе жизни под названием «самба», причем с самого рождения. Нет, в зоне сул (южной) тоже немало людей, любящих самбу. Но, как правило, они пишут стихи, музыку для нее, играют на барабанах, но не танцуют. А танцуют те, что из зоны норчи. 

Обратная сторона профессии: пассиста на Карнавале в Рио-де-Жанейро

В городе даже есть поговорка: «Кто не любит самбу, не может быть хорошим человеком».

У вас нашлось время побродить по Рио? Как проходили репетиции?

Нет, погулять не удалось – я работала по 6-8 часов в день (в Москве же тем временем бизнес!), ездила на репетиции и встречалась с журналистами местных СМИ – мое появление в Портеле вызвало большой интерес, и за полтора месяца у меня взяли примерно 20 интервью  для ТВ, радио, печатных и онлайн-изданий. Я успела стать знаменитостью! (Смеется.) Жила у друзей, прямо напротив дома которых – пляж, но к морю попадала максимум раз в неделю. Конечно, классно тусанула, подзарядилась потрясающими эмоциями, но не отдохнула вообще. Хотя в Рио была уже не впервые и город мне хорошо знаком. 

Но вернусь к структуре мира самбы в Рио. Здесь есть группа эспесиау (специальная) – это самые именитые, богатые школы. Их всего 12. Пониже уровнем – группа A: школ примерно столько же. Есть группы B, C, D. И, наконец, так называемые блогос – низшая ступень.

Сам карнавал делится на две части: одна, основная, происходит на самбадроме, а другая – на улицах. Длится он 13 дней, и в это время весь Рио стоит на ушах. Перекрывается движение. В городе больше ничего не происходит: всюду самба и только самба. По самбадрому проходят все 12 школ из высшей лиги и 6 из группы A. Есть расписание, которое строжайшим образом соблюдается.

По улицам же идут в основном блокус. Их маршруты тоже расписаны. Проходят круглосуточно: есть ночные, утренние, дневные, вечерние группы. Обычно это происходит так: встать в 7 утра, прийти на первый блок, там быстренько подзарядиться до часу дня. Вернуться домой – вздремнуть до 5 вечера. И опять на «дистанцию». Веселятся, поют, танцуют, радуются. Потом узнаешь про этих людей: юристы, экономисты, журналисты государственных телеканалов, владельцы собственного бизнеса. Но в такие дни они просто уходят в астрал. Обсыпаются блестками, надевают розовые пачки, напяливают на себя какие-то лошадиные головы, мальчики наряжаются в девочек, девочки – в мальчиков. Отрываются! Пристают к полицейским, залезают на машины, на деревья. Это – уличный карнавал.

Обратная сторона профессии: пассиста на Карнавале в Рио-де-Жанейро

На самбадроме же все по-другому. Сложнейшая организация, соревнование и огромный бюджет, который школы тратят на парад. Каждая школа специальной лиги тратит от 7 до 8 миллионов долларов в год на создание машин и костюмов. Поучаствовать в параде на самбадроме тоже можно. Можно совершенно официально купить себе костюм за (если я не ошибаюсь) долларов 800 – и попрыгать на самбадроме. Но, естественно, не в крыле пассистас.

Попасть в школу самбы и посмотреть репетиции тоже реально. Достаточно приехать в пятницу на репетицию шоу, заплатив 20 реалов (400 рублей) за вход. Каждый год, готовясь к карнавалу, выбирают главную песню школы и весь год ее отрабатывают, репетируют – играют и танцуют. По пятницам в бедных районах севера это любимое и, мне кажется, единственное развлечение. Там же продаются выпивка, еда, звучит музыка, завязываются отношения – там эпицентр жизни.

Как в городе, особенно в районах норчи с занятостью? Работа у местных жителей есть? Или народ слоняется без дела?

Нет, никто там без дела не слоняется, все работают и чаще всего тяжело. Многие ездят на работу в центр на электричках – как у нас из Подмосковья. А культурная жизнь, свободное время – вокруг карнавала. 

Что самое главное в выступлении?

Песня, вокруг нее строится выступление каждой школы на карнавале. В моей школе Портела тема песни в этом году «Вода как источник жизни». Плюс к тому (у них ведь католицизм тесно переплетен с африканскими верованиями) есть в Бразилии всеми обожаемая богиня Ашум. Она тоже олицетворяет собой источник жизни и живет в воде. Изображают ее обычно в драгоценностях и золоте, а часто еще и беременной (ведь источник жизни!), на ней роскошный головной убор, с которого свисают цепочки, закрывающие глаза. Вообще-то богиня эта не из культуры Рио, а из штата Баиа, где больше народа африканского происхождения. Но при этом самбу они там не танцуют. Но в школе Портела на последнем карнавале все сошлось: живительная вода и богиня Ашум.

Происходит ли предварительный просмотр карнавальных программ каждой школы – собирается комиссия и решает: подходит или не подходит?

Ничего такого нет. Если бы школы делали что-то недостаточно грандиозное и красивое, их попросту не было бы в специальной лиге. Что сочинили, то и показывайте. У нас был замечательный карнавалеску Пауло Баррос (карнавалеску – это что-то вроде продюсера и режиссера одновременно: он придумывает на базе выбранной песни сценарий, все начинается с его эскизов, он придумывает каждую платформу и каждый костюм, все до единой пуговицы, камня и пера и потом с целой армией дизайнеров и рабочих создает весь парад). Пауло известен оригинальностью своих идей. Говорят, он на один из карнавалов в 90-е годы привез из Италии или Швейцарии несколько десятков тысяч тонн снега с лыжниками и сноубордистами. Построил платформу с охлаждением снизу в виде горнолыжного склона, а лыжники и сноубордисты в ходе карнавала катались по этому «склону», к которому еще и вел почти настоящий подъемник.

Обратная сторона профессии: пассиста на Карнавале в Рио-де-Жанейро

Ну а мы на сей раз под эту песню изображали, по задумке Пауло, водные ресурсы мира, включая, кстати, и российскую Неву. Одна из платформ была в виде огромного человека, стоящего на коленях, из рук которого текла грязная вода, а перед ним шли люди в грязных одеждах. Все это олицетворяло экологическую катастрофу на юге Бразилии, когда несколько лет назад прорвало две дамбы, и отходы химических предприятий разлились по местным рекам, нанеся огромный урон природе: пострадала вся экосистема, заболело много людей, были смертельные исходы. Карнавал – это не бездумное праздное веселье, очень часто на нем поднимаются экологические, социальные и политические проблемы. Актеры, из рук которых сочились капельки загрязненной воды, совершенно профессионально доносили до зрителей страдания, боль. Впечатление, особенно когда видишь действо в замедленном показе, потрясающее.

Да и вообще, карнавал – это очень сложный спектакль. Во-первых, его танцуют не вразнобой, а с сюжетом, с серьезной хореографической и драматургической проработкой. Во-вторых, это всегда какой-то сюжет, история, которую надо донести до зрителя. И в-третьих, выступление каждой школы на самбадроме имеет социальную нагрузку, поднимает актуальные проблемы.

В этом году произошло событие, которое, скорее всего, войдет в историю самбы: Портела, школа, за которую я выступала, выиграла карнавал – впервые за последние 33 года. Что интересно, за всю историю существования карнавала эта школа – абсолютный чемпион по количеству выигрышей (до этого года – 21 победа, но не в последние десятилетия). И то, что творилось в школе во время объявления результатов, конечно, сложно передать словами. Система ведь очень сложная: выступление оценивается по 9 параметрам, каждый из которых – в компетенции 4 судей, и все это затем сводится, как на «Евровидении», в онлайн-режиме на главном телеканале страны Global. Порой все решают десятые доли балла. Голосование идет примерно час с четвертью, и когда объявили, что Портела выиграла (я в этот момент находилась в школе), был взрыв ликования, который непрерывно продолжался, наверное, восемь часов. Родился даже своего рода слоган праздника: «Победительница вернулась».

Это был чудесный, очень эмоциональный финал моей поездки: и слезы радости, и истеричный смех радости. Накануне моего отъезда, в субботу, мы участвовали в параде чемпионов. 

Обратная сторона профессии: пассиста на Карнавале в Рио-де-Жанейро

Словом, карнавал в Рио – это как жизнь, во всех ее проявлениях.

Собираетесь ли на карнавал в следующем году?

Да, конечно. И школа меня ждет. Подтягиваю свой португальский. Учусь играть на тамбурине – это один из видов барабанов в батерии. Вместе с танцами это было бы «высшим пилотажем». Продолжаю активно репетировать, готовлюсь к Moscow Samba Fest в конце мая, к которому мы с моей московской группой сделали композицию под официальную песню Портела и карнавала этого года. И хочу попытаться включиться в соревнование за титул «Муза карнавала». Оно проводится в шоу известного телеведущего того же канала Global. И каждая школа отправляет на него свою лучшую представительницу. Среди претенденток совершенно точно никогда не было иностранок, и мне очень хочется нарушить эту традицию.

Как вам история?

Коктейльные итоги лета: 4 повода выпить на этих выходных
0 часов назад
Коктейльные итоги лета: 4 повода выпить на этих выходных
Неоновая обезьяна, роторный испаритель в усадьбе Голицыных, подвал с джазом и карибские сказки – это не набор слов, это отличные поводы выпить. SNCMedia собрал самые интересные барные открытия этого лета.
8 идей для минималистичного (но смелого) маникюра
12 часов назад
8 идей для минималистичного (но смелого) маникюра
Не опять, а снова: в очередной раз подкидываем вам свежие идеи для маникюра на случай, если на этих выходных у вас запланирован визит в салон, а фантазии хватает только на тотал-блэк.
4 крутых НЕтканевых маски для идеального цвета лица
13 часов назад
4 крутых НЕтканевых маски для идеального цвета лица
Впереди выходные и целых 2 дня, чтобы посвятить их только себе любимой. Предлагаем начать с масок и взять на вооружение 4 лучших экземпляра, которые легко и быстро вернут вашему лицу свежесть и сияние. И на этот раз никаких тканевых масок – даешь старую школу.
Осень близко: 5 стильных аутфитов с ботильонами
13 часов назад
Осень близко: 5 стильных аутфитов с ботильонами
Осталось подождать совсем чуть-чуть, и мы снова будем носить свою любимую обувь. А пока мы подобрали 5 разных и классных луков с ботильонами, которые надо точно повторить в новом сезоне.
Украшения рэперов, на которые нам не накопить и за всю жизнь (наверное)
14 часов назад
Украшения рэперов, на которые нам не накопить и за всю жизнь (наверное)
Многие рэперы любят обвешивать себя цепями и прочими украшениями, только вот стоит все это зачастую столько, что многим и не снилось. Представляем пять хип-хоп исполнителей, которые готовы носить на себе вещи, которые стоят огромных денег.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 13-19 августа
Приятная во многих отношениях неделя нас ожидает. Новолуние случилось, Луна обновилась и начала расти, а наша энергия вместе с ней – это раз, на небе формируется очень приятный тригон Солнце-Уран-Сатурн – это два и, наконец, я нас поздравляю: в воскресенье Меркурий вновь начнет двигаться вперед.