4 важных (и новых!) книги этого лета

Автор:
Фото: Pixabay  

Морозов, уводящий у Гертруды Стайн картины, многострадальная мама Адама Смита, финские унитазы, бесконечность материального интереса, дом Черного Капитана, борьба с психологическими автопилотами – перед вами четыре новые книги этого недолета.

Александр Генис

«Картинки с выставки. Персоны. Вернисажи. Фантики»

(АСТ. Редакция Елены Шубиной, Москва, 2017)

Как всегда остроумные заметки Александра Гениса – в этот раз о художественных произведениях разных времен и народов. Хотя... будучи верным себе, автор нежно вплел сюда книги, личные истории, героев вроде Гертруды Стайн (именно у нее Щукин и Морозов впервые увидели работы авторов, картины которых вскоре стали скупать мелким оптом, взвинтив цены так, что Стайн не могла себе больше позволить картины друзей) и пронзительные философские конструкции.

В компании Гениса читатель рассматривает работы Климта, Риверы, Мунка, Уайета и Моранди, переосмысливает «Девятый вал», художественно вырезает герев из главного шедевра Иванова и гуляет по нью-йоркскому Хайлайну.

Читая, вы задумаетесь о том, что Шиле довел эротику до того последнего предела, за которым остается только рентген, а у Боттичелли женщина недоступна, как привидение. А еще наверняка о том, что в наше время художник вынужден был бы выбирать между подражанием и творчеством. Или о том, что ар-нуво – это рококо ХХ века, а ар-деко – его ампир (ага, испугались!).

Дочитав «Картинки с выставки» до конца, вы полюбите Шагала, по-новому увидите виноград импрессионистов – мохнатым от налипшего на него света – и запросто поверите, что в Гугенхайме к Репину очередь была длиннее, чем к туалету.

Цитата: «У Питера Класа, например, умело разделанная рыба лежит на тусклом оловянном блюде. В этом скудном, почти монохромном холсте трудно найти источник холодного, как от болотных огней, света. Но присмотревшись к кухонной драме, зритель с волнением открывает, что светится сама сельдь, чуть заметно паря над тарелкой в нимбе фотонов. Попав из воды в масло, люминесцирующая рыба преобразилась в родную сестру тех, которыми Иисус накормил голодных. Чудо изобилия. Манна Северного моря. Такой селедкой можно причащаться, клясться, завтракать».

И еще цитата: «Страсть к глубоко бессмысленному, бесполезному, даже опасному вранью составляет драгоценную художественную подробность русского духа. У меня был тесть-рыбак, который объявлял свой улов в центнерах. Соль – в масштабе. Гипербола превращает ложь в эпос: до забора, говорил Ноздрев, мое, и за забором – мое. Вдуматься только: такое ведь и Наполеону не снилось».

Катрин Марсал

«Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика»

(Альпина Паблишер, Москва, 2017)

Шведский экономист Катрин Марсал рассуждает об ошибках, погрешностях и весомых грехах экономической теории.

По ее мнению (кому мы врем? По нашему тоже) в экономической науке совершенно не учитывается работа, которую принято считать женской – по дому, при воспитании детей и т.д. Символом этой несправедливости Марсал делает маму Адама Смита, – кормившую, поившую и полностью обеспечивавшую его быт, пока сынок занимался сухой мужской экономикой.

Здесь есть рассуждения о связи стимула и реального результата (педагог учится повышать баллы за экзамен, а не знания), о том, что корень неравноправия – в социальной сфере, где задействованы в основном женщины и где так сложно отделить личное от рабочего, о бесконечности материального интереса и недостатке любви...

Марсал описывает Робинзона Крузо как идеального «человека экономического», вспоминает Джона фон Неймана и теорию игр, а также Аристотеля, считавшего деньги, рождающие другие деньги, сексуальным извращением, и Бреттон-Вудскую систему. Рассказывает о работе женщин-мигрантов, дающих экономике Филиппин 10% ВВП, и связи между деньгами и желанием совершать добрые дела (она обратная).

Цитата: «Потерпевший кораблекрушение герой Даниэля Дефо — образцовый человек экономический. Но маленький единоличный социум выстраивается, и не только благодаря находчивости Робинзона. В действительности он тринадцать раз наведывается на разбитый корабль за материалами и инструментами. Именно это помогает ему одержать власть над природой, а со времени и над людьми. Материалы и инструменты сделаны другими, пусть даже эти другие далеко. И Робинзон Крузо в высшей степени зависит от их работы».

Сана Валиулина

«Не боюсь синей бороды»

(АСТ, Москва, 2017)

Оглушительный роман о поколении, чье детство пришлось на брежневские времена застоя, а молодость – на бойкие 1990-е. Его ненавязчиво связанные между собой четыре части то напоминают плотную советскую прозу, то отдают «Мастером и Маргаритой», то пугают подробностями криминальных хроник раннего постсоветского периода, то манят метафизикой и эстонскими пейзажами.

История начинается в Руха – некогда курорте, а теперь эстонском рабочем поселке. Часть населения здесь рассуждает о свободе и истории, часть плотно строит жизнь вокруг американских джинсов, чешских стенок и финских унитазов. Вот, например, дом Черного капиатана, высасывающий из своих обитателей все человеческое. А это – белый «Мерседес», несущий бывшего философа Андрея сквозь времена и миры.

«Не боюсь синей бороды» – история о том, как изначально невинные, но в итоге становящиеся губительными слабости и страсти высасывают из главных героев счастье, любовь и смысл существования.

Цитата: «Мама мне сказала, чтобы я поменьше болталась на кухне и слушала всякие сплетни. Она вообще к москвичам скептически относится. Ну, во-первых, они слишком раскованные, а во-вторых, все время плиту занимают грибами. У них целый день кастрюльки кипят, а потом они эти грибы вареные сразу в банки с солью закатывают, чтобы в Москву везти, на зиму».

Сьюзан Дэвид

«Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»

(Манн, Иванов и Фербер, Москва, 2017)

Психолог Сьюзан Дэвид – автор концепции эмоциональной гибкости, признанной Harvard Business Review идеей 2016 года – делится крайне ценным ноу-хау. Она шаг за шагом учит читателя (вслед за своими клиентами) не циклиться на разрушающих мыслях и ощущениях, показывает как управлять чувствами, перестать сравнивать себя с окружающими и начать созидательный внутренний диалог.

Рассуждая об автопилотах (вы делаете язвительное замечание, подавляете или скрываете свои чувства, прокрастинируете, хлопаете дверью, замыкаетесь в себе, устраиваете истерику), крючках, накрутчиках, закупорщиках, правилах «эмоционального письма» Пеннбейкера и глупой погоне за Великим Смайликом (замучившее не одно поколение «я всегда должна быть счастливой!»), автор показывает узкую, но верную дорогу к спокойствию, здравой самооценке и внутреннему миру.

Цитата: «Во время одного из еженедельных сеансов речь зашла о матери Томаса – единственном человеке, с которым он еще сохранял контакт. Она поддерживала сына, когда все остальные уже махнули на него рукой, и Томас часто навещал ее в доме престарелых. Когда я спросила, как дела у его мамы, он сказал: «Не особенно. Она умерла». Убедившись на этом примере, что Томас неспособен различать собственные эмоции, я поняла, что он страдает алекситимией. Название этого расстройства буквально означает «нет слов для чувств». Люди с этим расстройством часто испытывают трудности в описании своих эмоций – они делят все на черное и белое и пользуются неконкретными выражениями, например: «У меня стресс». У них либо «все нормально», либо «не очень». Чем-то они похожи на Черного рыцаря из «Монти Пайтона и священного Грааля», который восклицает: «Это лишь царапина!» или «Кость не задета!», когда ему отрубают руку или ногу.

Живопись или готовка?

Какие джинсы мы будем носить осенью и зимой 2018/19
15 часов назад
Какие джинсы мы будем носить осенью и зимой 2018/19
Пусть в моду входят брюки в клетку, карго и спортивные модели, но любимые джинсы ничто и никогда не заменит. Но тогда они точно должны быть самыми модными. Рассказываем, какие джинсы будут в тренде в новом сезоне.
Просто выспалась: почему Аманда Сейфрид с годами выглядит только моложе
16 часов назад
Просто выспалась: почему Аманда Сейфрид с годами выглядит только моложе
Внешность Аманды Сейфрид всегда была образцово-показательной: огромные глаза, пухлые губы, аккуратный нос, идеальная кожа и естественный блонд. При этом сейчас актриса выглядит не только не хуже, но даже лучше, чем 10 лет назад. Разбираемся, как ей это удается и в чем подвох. 
Знаменитые «яжематери»: кто из звезд делает бизнес на младенцах, и зачем им это нужно
17 часов назад
Знаменитые «яжематери»: кто из звезд делает бизнес на младенцах, и зачем им это нужно
#яжемать — для многих светских девушек не просто тег. SNC погрузился в мир «материнства де-люкс» и узнал, с какой целью модницы приходят в форму через две недели после родов и как зарабатывают на младенцах.
5 фильмов, в которых самолет сыграл главную роль
20 часов назад
5 фильмов, в которых самолет сыграл главную роль
19 августа отмечается День авиации, и в честь праздника вместе с онлайн-кинотеатром ivi мы собрали для вас несколько фильмов о самолетах. Осторожно, есть парочка спойлеров!
В тренде: одежда со светоотражающим эффектом
18 августа 2018
В тренде: одежда со светоотражающим эффектом
В моду медленно, но уверенно входит одежда, напоминающая униформу строителей и дорожных работников. Здесь речь не только об использовании неоновых оттенков зеленого и оранжевого в коллекциях известных дизайнеров, но и светоотражающие детали на одежде и обуви. Давайте разбираться вместе.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 20-26 августа
Писать про приятную во всех отношениях неделю, которая нам предстоит, получается с удовольствием. Прямо в процессе прочтения прогноза настраивайтесь на то, что на этой недели можно порешать важные вопросы, провести переговоры, уладить споры – любые социальные контакты будут полезными и приятными.