Закрыть
Иммерсивный театр: что это такое и на что сходить в Москве
06.11.2016

Иммерсивный театр: что это такое и на что сходить в Москве

Автор: Аня Ковалева, SNCMedia
Фото: архивы пресс-служб  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

«Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами».

Обсудить статью
читайте также
Чем заняться в последние выходные осени (да-да, осени!) Вся правда о русском балете, часть 2 Как провести выходные культурно Календарь SNC: лучшие события декабря и января в Москве и мире Вся правда о русском балете Кабуки: почему в японском театре запрещены женщины? 5 спектаклей, на которые стоит сходить в Москве Я и бал: самые сексуальные танцовщики балета Мигель: «На шоу происходит какая-то магия – люди могут признаться в любви, захотеть целоваться, хоть в маске это невозможно, но они все равно пробуют» Самые многообещающие российские актрисы нового поколения – часть II Театр VS кино. Что круче? Словарь SNC: жаргон работников театра Как провести первые майские в Москве Самые многообещающие российские актрисы нового поколения – часть I Как провести выходные в русском стиле Юлия Гончарова и Оксана Скакун о театре, кино и вечере пятницы Один спектакль, два мнения: Kandid Как провести выходные изящно Анна Пескова и Наталия Лесниковская о любимых праздниках, приметах и критике Куда пойти в выходные в поисках второго дыхания Бьюти-дневник Ирины Рудоминской Бьюти-дневник оперной певицы Дарьи Давыдовой

Сегодня в мире все большей популярностью пользуется иммерсивный театр, он же театр-променад, или театр-бродилка. Чем иммерсивный театр отличается от традиционного, и почему он похож на квест или на ожившую компьютерную игру? 

Погружение в бродилку

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

Иммерсивный театр в мире

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча. 

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение

Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

А что иммерсивного есть в Москве?

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра»

Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре. 

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский»

В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048»

«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки»

«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.

Пойдете на иммерсивный спектакль?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

Все «ультрамодные» сочетания цветов в одном луке!  Спасибо, что еще прозрачные колготосы под юбкой не особо видно.
новые trashsetter’ы
Сделаем это по-быстрому: средства, которые мгновенно избавляют от следов усталости
12 часов назад
Сделаем это по-быстрому: средства, которые мгновенно избавляют от следов усталости
Спэшл фо ю не спали месяц, чтобы протестировать со всей честностью маски, кремы и патчи для лица, обещающие спасти от всевозможных следов усталости. А это и мешки под глазами, и потеря естественного румянца, общий уставший внешний вид.
Что слушали и смотрели в 2016 году?
13 часов назад
Что слушали и смотрели в 2016 году?
Apple и Youtube подвели итоги, проверив, что качали и на что смотрели в этом году. И честно, это немного снесло нам башню: ладно еще, что в России слушают Егорку Крида и Колю Баскова, но мы застукали народ за просмотром мультфильмов «Маша и медведь», лайфхаков с магнитами и видосиков с рэп-баттлов.
Где в Москве кормят нестандартными пельменями?
14 часов назад
Где в Москве кормят нестандартными пельменями?
Ресторанный обозреватель, главный редактор электронного журнала «Рецепты от шеф-поваров» и блога «Профессиональная кухня» Екатерина Маслова рассказывает, где в Москве пробовать кундюмы, шурубарки, чанг фены, гёдза и другие необычные версии пельменей и вареников.
Триумфальное возвращение: Рита Ора, Пэрис Хилтон и Анна Седокова в портупеях
15 часов назад
Триумфальное возвращение: Рита Ора, Пэрис Хилтон и Анна Седокова в портупеях
Моде, как и девушкам, свойственно возвращаться к своим бывшим. Мы наблюдаем это из сезона в сезон. На этот раз – вновь любуемся портупеями. Если летом все сходили с ума по цепочкам на тело, то сейчас (в силу суровости сезона) актуальны кожаные аксессуары.
Гонконг: виды, пальмы и вкусная еда
17 часов назад
Гонконг: виды, пальмы и вкусная еда
«Что у вас там в вашем Гонконге? Круто?» – спросила подруга в Telegram. «Очень круто, – ответила я, – Панды спят, дельфины играют, а мы живем по Довлатову – медленно ходим и ежедневно жрем. Вернее, ежечасно». «Понятно, зачем ты туда опять поехала!» – оценила подруга. А я не только за этим.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 5–11 декабря
Вас ждет очень продуктивная и удачная неделя. Все жесткие аспекты, которые подталкивали и даже принуждали вас к действиям, расходятся.