Закрыть
Талант переоценен, важнее усердие? Мнение карьерного коуча
14.10.2016

Талант переоценен, важнее усердие? Мнение карьерного коуча

Автор: Мария Никонова, SNCMedia
Фото: Getty  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Разочарованный профессор Терман написал: «Мы убедились в том, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны».

Обсудить статью
читайте также
Работа и бизнес с китайцами: как не облажаться? Секрет идеального совещания: 10-30-50-90 На одну зарплату: 100 тысяч рублей Work-life balance: как правильно отключаться от работы и находить время на себя Добро пожаловать в ад: правила выживания в офисе 7 открытий тревел-журналиста в Прибалтике Как справиться со стрессом и выгоранием на работе? Отвечает эксперт Жених предъявил мне ультиматум. Как быть? Как работают в Швеции (не как у нас явно) 3 способа купить счастье за деньги Соль, текила, мотор: русская актриса покоряет Мексику Мой босс меня не любит. Что делать? Как избавиться от мешков (не денег, а под глазами) 8 причин, почему вам нужно отправиться в отпуск прямо сейчас Словарь SNC: профессиональный сленг фотографов 6 вещей, которые нужно знать, чтобы выжить в женском коллективе 8 признаков, что ваша работа похожа на плохой брак Обратная сторона профессии: горничная «Фешен из май профэшн»: как работают в индустрии моды у нас и на Западе 8 Instagram-аккаунтов, которые взбодрят вашу карьеру Как разрешить себе стать блогером Поколение равных возможностей: боятся ли современные девушки точных наук? 5 ловушек дружбы на работе Дресс-код с широкой улыбкой: 4 селфи в рабочем туалете Как я женился на работе: в защиту служебных романов Словарь SNC: язык пиарщиков 15 профессий, в которых женщины зарабатывают больше мужчин Что такое эмоциональный интеллект, и зачем он нужен Как уехать учиться в Европу: 7 советов из личного опыта 9 простых карьерных (и жизненных!) правил, о которых мы все время забываем (не благодарите!)

Нужно ли для успешной карьеры делать ставку на свои таланты и сильные стороны, или все решает усердие и упорный труд? Мария Никонова, карьерный коуч и специалист по планированию карьеры, сооснователь проекта SelfMama, исследовала этот спорный вопрос.

Один из самых популярных советов, которые вам даст карьерный коуч: «Делайте ставку на свои таланты и сильные стороны». В то же время вы наверняка не раз слышали о подходе «10 000 часов», ставшем популярным благодаря Малкольму Гладуэллу и его бестселлеру «Гении и аутсайдеры».

Согласно этому подходу, не так важен талант, как время, потраченное на отработку навыка. Истинного профессионала, по Гладуэллу, определяет не талант, а 10 000 часов практики. Джеоф Колвин – один из сторонников этого подхода – так и назвал свою книгу «Талант переоценен» и рассказал в ней о необходимости осознанной практики для успеха.

Так ли важно для успешной карьеры знать свои таланты или важнее быть просто усердным? Нужно ли делать ставку на свои сильные стороны, если вы стоите перед выбором профессии? Или всего можно добиться упорным трудом? Какой из двух подходов верен? Этим дискуссионным вопросам и посвящено мое исследование.

1. Мы разные

Эта такая аксиома, которую не нужно доказывать. Но я немного ее раскрою.

Мозг каждого человека состоит из миллиардов клеток. Человек рождается с гиппокампом, гипофизом и корой головного мозга. Эти участки выполняют одинаковые функции в любом мозге.

Однако нейронные связи каждого мозга отличаются друг от друга так же, как мы отличаемся друг от друга внешне. Каждый человек живет с уникальной нейронной «проводкой» в голове. Маркус Бакингем и Курт Коффман, авторы книги «Сначала нарушьте все правила. Что лучшие в мире менеджеры делают по-другому» называют все эти уникальные нейронные связи «ментальными путями». Система таких путей образует ментальный фильтр, формирует закономерности поведения, делающие каждого человека уникальным.

Ментальный фильтр – это наш особый способ реагировать на мир вокруг. Он указывает, на какие стимулы обращать внимание, а какие проигнорировать, что любить, а что ненавидеть. Как пишут Бакингем и Коффман, «Он создает жизненную мотивацию: стремитесь ли вы к превосходству, являетесь ли бескорыстным человеком или эгоистичны. Он определяет, каким образом вы мыслите: дисциплинированы или пускаете все на самотек, отличаетесь практическим или стратегическим мышлением. Он формирует ваши жизненные установки: оптимистичны вы или циничны, спокойны или подвержены тревоге, умеете сопереживать или равнодушны. Он формирует закономерности вашего восприятия, мышления или поведения. В сущности ваш фильтр является источником ваших талантов».

2. Что такое талант?

Талант – это тот самый уникальный ментальный фильтр, через который мы смотрим на мир вокруг себя.

Я позаимствую определение таланта из другой книги исследователя сильных сторон Маркуса Бакингема  «Добейся максимума. Сильные стороны сотрудников на службе бизнеса». Вот оно: «Таланты – это естественным образом повторяющиеся модели мышления, поведения и чувствования». 

«Способность запоминать имена, а не только лица – талант. Умение создать уют, расставить баночки со специями в алфавитном порядке – талант. Вкус – тоже он. Талантом можно назвать любовь к разгадыванию кроссвордов, жажду риска, желание ускорить ход событий», – пишут авторы книги «Сначала нарушьте все правила».

Таланты не равны навыкам, знаниям и сильным сторонам. Знания представляют собой факты и усвоенные уроки. Навыки – это умения, доведенные до автоматизма в результате многократных повторений. И все вместе эти три понятия складываются в наши сильные стороны.

Если талант – это возобновляемая модель мышления, чувств и действий, является ли эта модель неизменной на протяжении всей жизни человека или может быть изменена?

3. Пластичен ли наш мозг?

В 1890 году Уильям Джеймс предположил, что мозг человека обладает таким свойством, как пластичность. На протяжении почти целого столетия этой идее не придавали значения. В конце ХХ века теория нейропластичности мозга получила широкое распространение.

Нейропластичность – это способность человеческого мозга изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия.

Нейробиолог и биохимик Эрек Кандел в 2006 году был удостоен Нобелевской премии за открытия в области нейропластичности мозга. Кандел доказал, что в процессе обучения «проводка» человеческого мозга меняется. Он продемонстрировал, что даже простая информация вызывает изменение структуры нейронов, задействованных в этом процессе.

«Мозг работает как мышца: чем больше активности вы проявляете, тем крупнее и сложнее он становится… Вы можете создавать и изменять «проводку» простой сменой музыкального инструмента или вида спорта», – пишет Джон Медина в книге «Правила мозга».

Можно сказать, что человек ежедневно под воздействием опыта и обучения прокладывает в своем мозге новые тропинки. Практикуя осознанно новые модели мышления, действия и чувствования, он превращает тропинки в вполне заметные и протоптанные дороги.

В книге «Майндсайт» клинический профессор психиатрии в Калифорнийском университете Даниел Сигел рассказывает о своем опыте работы с 92-летним мужчиной, который благодаря нейропластичности мозга смог развить такой мало проявленный у него талант, как эмпатию.

Полученные нейробиологами данные о нейропластичности мозга служат достаточным основанием для того, чтобы утверждать: таланты изменяемы и развиваемы.

Кстати, понимание таланта как стабильного качества в большей мере характерно для западной системы ценностей. В древности талантом называли определенную меру денег,  в словарях XIII века этим термином стали обозначать капитал, а начиная с XV века – врожденные способности.

В словаре Ожегова даются два определения таланта:

1) выдающиеся врожденные качества, особые природные способности; 

2) человек, обладающий такими качествами, способностями.

Схожие определения можно встретить в словарях английского и немецкого языков. Исследование представлений о таланте, проведенное в Чехии, показало, что чешские HR-менеджеры воспринимают талант именно как врожденное качество.

Такому представлению о таланте противостоит его понимание как изменчивой переменной, характерное для восточного мировоззрения. Кросскультурное исследование показало, что, к примеру, в японском языке талант – это развиваемое качество.

Несмотря на то, что таланты изменяемы, самый простой способ развития талантов и сильных сторон человека – это приращение к таланту навыков. Очевидно, что намного проще развить и эффективно использовать модели мышления, поведения и чувствования, которые естественным образом проявлены в человеке, чем попытаться привить человеку те модели, которые изначально в нем не заложены.

Однако если таланты развиваются, так ли важно делать на них ставку? Что больше влияет на успех – естественно проявленные таланты или то, как усердно человек готов работать, развиваясь и изменяясь?

4. Определяет ли талант успех?

В книге «Гении и аутсайдеры» Малькольм Гладуэлл рассказывает об эксперименте, проведенном молодым профессором психологии Стэнфордского университета Льюисом Терманом.

Терман специализировался на оценке интеллекта; ему принадлежит разработка стандартного IQ-теста, теста Стэнфорд-Бине, который за полвека прошли миллионы людей по всему миру. По сути именно благодаря этому тесту мы можем количественно измерить интеллект человека.

Еще мы можем утверждать, что человек, набравший высокие баллы в результате прохождения IQ-теста, обладает особым талантом: у него хорошо развиты мышление и интеллект. Таких людей принято называть интеллектуально одаренными.

В 1921 году Терман решил превратить изучение одаренных людей в дело своей жизни. Получив солидный грант, он собрал команду специалистов и разослал их по начальным школам Калифорнии. По общим результатам Терман отбирал самых талантливых и умных. К моменту окончания исследования он протестировал около 250  000 учеников начальных и средних школ и выделил около 1470 детей, чей коэффициент интеллекта равнялся 140–200. Эта группа юных гениев получила название «Термиты» и стала объектом одного из самых известных психологических исследований в истории.

Терман до конца жизни не спускал глаз со своих подопечных. Некоторые из его вундеркиндов писали книги, научные статьи или добились успеха в бизнесе. Несколько человек занимали государственные должности. Среди них были двое судей Высшего суда, один судья муниципального суда, два члена Калифорнийского законодательного собрания и один крупный чиновник. Но мало кто стал фигурой национального масштаба. Многие получали приличный доход – но не баснословные прибыли. Карьеру большинства из них можно назвать вполне заурядной. Среди столь тщательно отбиравшихся гениев ни один не стал лауреатом Нобелевской премии. Кстати сказать, коллеги Термана в свое время тестировали двоих будущих Нобелевских лауреатов, тогда еще учеников начальной школы – Уильяма Шокли и Луиса Альвареса, и забраковали обоих. У них был недостаточно высокий IQ.

Более чем разочарованный Терман написал: «Мы убедились в том, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны».

Естественно проявленные модели мышления, не получив развития и усиления, совсем не гарантировали успех. 

5. Значит ли это, что талант не важен?

Кажется, что вывод напрашивается сам собой. Если даже люди, обладающие достаточно высоким IQ, не смогли продемонстрировать особых достижений, то какой смысл знать свои таланты? Вполне достаточно иметь высокую способность к труду и развивать ее, тогда успех возможен в любой сфере.

Однако давайте посмотрим повнимательнее.

Недавнее исследование психологи из Принстона посвятили тому, чтобы выяснить, насколько осознанная практика способна увеличить качество исполнения. И вот к каким любопытным выводам они пришли.

Выяснилось, что тот, кто больше практикуется, успешнее в играх на 26%, в музыке – на 21%, в спорте – на 18%, всего на 4% – в образовании и менее чем на 1% – в профессиональных сферах деятельности.

Психологи приходят к следующим выводам: практика действительно важна, но решающее значение она имеет только в тех областях жизни, где правила остаются неизменными и трудно придумать какое-то новое тактическое или техническое решение.

Получается, что, осознанно практикуя, вы лишь на один процент повысите качество мастерства в профессиональной сфере. Остальная разница в исполнении объясняется совсем другими факторами, в том числе и разными ментальными моделями.

Еще одно исследование психологи посвятили вопросу о том, как осознанная практика влияет на результаты в спорте. Выяснилось, что практика объясняет лишь около 18% разницы в результатах спортсменов, и это не самый большой и не самый важный фактор. При этом, когда речь шла о спортсменах элитного уровня, практика создала различия лишь на 1%. 

Отличный пример того, как наши фильтры влияют на успех конкретного дела, описан Маркусом Бакингемом и Куртом Коффманом в книге «Сначала нарушьте все правила».

Это история о покорении космоса и о том, как ментальные фильтры астронавтов повлияли на исполнение поставленных перед ними задач.

Для программы MISS – Man in Space Soonest («Человек в космосе») были тщательно отобраны после серьезных испытаний семь астронавтов: Алан Шепард, Гас Гриссом, Джон Гленн, Скотт Карпентер, Уолли Ширра, Гордон Купер и Дик Слейтон.

Начались тренировки, будущих астронавтов обучили всему. У них были лучшие инструкторы, самое современное оборудование и два года сроку. Один из астронавтов, Дик Слейтон, был отстранен от задания, а остальные выполнили шесть успешных миссий.

Однако присмотревшись к этим миссиям, можно увидеть, что астронавты справились с ними совершенно по-разному.

Алан Шепард и Уолли Ширра исполнили свою роль в совершенстве, в ходе полета не случилсь никаких сюрпризов, никаких серьезных отклонений, все прошло гладко.

Джон Гленн и Гордон Купер оказались в некотором роде уникальными. Гленн был чуть ли не суперменом, а флегматичный Купер мог уснуть за обеденным столом. Тем не менее каждый из них хладнокровно и технически безупречно отреагировал на серьезные неисправности в работе оборудования. Купер, к примеру, смог приводниться, несмотря на полный отказ автоматической системы наведения.

Гасу Гриссому и Скотту Карпентеру не удалось столь блестяще справится с задачей. Полет Гриссома прошел нормально, но он впал в панику после приводнения капсулы. Капсула заполнилась водой и затонула, найти ее так и не удалось.

А Карпентер пребывал в такой эйфории, что израсходовал почти все топливо, совершая излишние маневры на орбите. Когда пришло время возвращаться на Землю, он не смог откорректировать курс и поэтому приводнился в 250 милях от расчетного места.

NASA должно было сопоставить уровни реализации задачи и удивиться: откуда такие различия? Отбор был жесточайший. Тренировки и оборудование одинаковые. Почему Купер с блеском исполнил свою миссию, а Карпентер едва уцелел?

Да потому, что каждый из шестерых имел свои уникальные ментальные особенности!

6. Как найти свои таланты?

Итак таланты изменяются и развиваются под воздействием практики, но это не отменяет главного – мы очень разные, мы обладаем разными ментальными особенностями, мы имеем уникальный набор талантов.

Таланты можно развивать. Но с учетом того незначительного разрыва, который дает осознанная практика, самым рациональным подходом к своей карьере будет ставка на свои таланты. 

Именно свои таланты стоит принимать в расчет при выборе сферы деятельности и стратегии развития карьеры.

Тогда как определить свои таланты?

Поиск талантов – непростой путь. Как говорит гуру менеджмента Питер Друкер: «Даже сегодня лишь немногие американцы способны сами определить, какая работа им больше подходит. Спросите их, знают ли они свои достоинства и недостатки, и ответом вам будет непонимающий взгляд. Либо вы услышите перечень профессиональных знаний, относящихся к предмету их деятельности, что является неверным ответом».

И для этого есть как минимум три причины.

У талантов нет универсального языка. Сравните: когда мы говорим о том, что этот человек слишком распыляется, и о том, что этот человек является разносторонним, мы говорим об одном и том же человеке.

Второе: таланты почти всегда относительны. Когда мы говорим о способности человека к системному мышлению, мы понимаем, что эта способность может быть сильно и слабо проявлена относительно другого человека.

Наконец, третье: мы склонны себя недооценивать или переоценивать, то есть в большинстве случаев нам сложно адекватно оценить и измерить себя.

Выявлению талантов способствует любая типология. Но именно из-за перечисленных сложностей типология достаточно часто выдает нам слишком примерные, относительные и универсальные данные. Например, оценка вас в качестве интроверта еще не означает, что вы всегда демонстрируете замкнутое и уединенное поведение. Скорее всего в течение дня вы в зависимости от настроения и состояния энергии периодически демонстрируете открытость, дружелюбие и разговорчивость, то есть экстраверсивные качества.

Есть разные упражнения, с помощью которых вы можете более точно прояснить ваши таланты. Но вместо упражнений я дам вам карту. 

Я перечислю три основных принципа поиска талантов, с помощью которых вы сможете сами создать или придумать подходящие вам упражнения. Вот эти принципы:

1) Исследуйте свой успех

Как вы уже поняли, именно благодаря нашим мыслительным фильтрам мы успешнее других справляемся с определенными задачами. Вспомните несколько своих успешных проектов и попробуйте понять, благодаря чему вы превосходно справились с задачей.

Например, получили диплом о высшем образовании, сдали экзамены благодаря способности анализировать и систематизировать большие объемы информации.

2) Анализируйте то, что доставляет вам удовольствие

Ваш ментальный фильтр позволяет вам легче справляться с определенными задачами. А значит, вы чаще других испытываете удовлетворение в процессе решения этих задач.

Какие дела доставляют вам наибольшее удовольствие? В каких процессах вы чувствуете, что способны погрузиться в глубину, забыть о времени и наслаждаться работой?

Например, когда вы осознаете прочитанную информацию и раскладываете ее для себя по полочкам.

3) Используйте зеркало

Поскольку мы склонны переоценивать и недооценивать себя, используйте зеркало или смотрите на свои таланты со стороны. Для этого спрашивайте и собирайте положительную обратную связь о ваших талантах от работодателя, друзей, семьи, знакомых.

Если вам говорят, что вы отлично справились с задачей благодаря своей дисциплине и системному складу ума, подумайте об этом. Когда обратная связь озвучивается неоднократно, это может говорить о ваших талантах.

Резюме

Наши ментальные фильтры или модели поведения, мышления и чувствования помогают нам совершенно по-разному справляться с одними и теми же задачами. Модели каждого человека уникальны, что позволяет ему быть обладателем совершенно непохожего на других комплекта талантов.

Таланты, как особенности мыслить, действовать и чувствовать, есть у каждого человека. Принятие и осознание своих талантов помогает в выборе сферы деятельности, в планировании карьеры и в достижении успеха.

Таланты можно развивать. Самый эффективный способ развития – добавление навыков и знаний к своим талантам. 

Однако сами по себе таланты не гарантируют успеха. Осознанная практика помогает развить таланты до уровня мастерства и получить отличные от других и высокие результаты. Ведь даже один процент иногда имеет значение, правда?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

А вот и наш главный претендент на роль лампы в новой экранизации «Красавицы и чудовища»! Нет, серьезно: что мама Дженнер хотела выразить при помощи этого принта? Похвасталась ремонтом в доме?
новые trashsetter’ы
От выездной джелатерии до передвижного бара: самые необычные варианты кейтеринга
2 часа назад
От выездной джелатерии до передвижного бара: самые необычные варианты кейтеринга
Для многих первая ассоциация со словом «кейтеринг» – это пышные фуршеты, официанты, изысканные закуски и закрытые приемы. Но все уже давно не совсем так.
Так все-таки, что там со сквиртом? Мифы и правда о струйном оргазме
4 часа назад
Так все-таки, что там со сквиртом? Мифы и правда о струйном оргазме
Новая напасть: теперь женщины приходят к секс-коучу с запросом «Научите меня сквирту». Потому что их мужчины насмотрелись порно и уверены, что все нормальные женщины должны фонтанировать до потолка. Екатерина Любимова рассказывает, существует ли сквирт и как ему научиться.
В сетях любви: 5 звездных пар, которые познакомились онлайн
4 часа назад
В сетях любви: 5 звездных пар, которые познакомились онлайн
А вы думали, что только простые смертные ищут себе пару в Tinder? Эти влюбленные могут дать мастер-класс на тему «сетевых» знакомств.
Под градусом: что надеть в мужской праздник (в болезни и здравии)
5 часов назад
Под градусом: что надеть в мужской праздник (в болезни и здравии)
Ура, началась короткая праздничная неделя, значит, на работу ходить почти не нужно (особенно если заболеть), главное – определиться с подарком. Эта неделя будет относительно теплой, можно бегать по магазинам без шапки.
Просто выспался: Брэд Питт
5 часов назад
Просто выспался: Брэд Питт
Мы бы, конечно, могли разобрать по косточкам очередную старлетку, но вовремя вспомнили, что на носу День защитника, поэтому взяли да и рассмотрели под лупой красавчика Брэда Питта. Кто еще так, как он, с обезоруживающей улыбочкой, готов защищать право на мужскую пластику и косметологию? Или нам опять померещилось? 
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 20–26 февраля
Начало недели откроет напряженной аспект между Марсом и Плутоном. Скорее всего, не получится начать рабочий понедельник с плавного утра, спокойной чашечки кофе и размеренных планов. Вам предстоит много работы.