Закрыть
Работа и бизнес с китайцами: как не облажаться?
03.11.2016

Работа и бизнес с китайцами: как не облажаться?

Автор: Аня Ковалева, SNCMedia
Фото: Getty  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Большая часть выгодных сделок с китайскими партнерами не состоялась из-за того, что иностранцы не знали китайских правил делового общения. А вы теперь – знаете!

Обсудить статью
читайте также
Бьюти-ошибки, которые лучше бы не делать в офисе Бернадетт Андриетти: «Мужских и женских профессий не существует» Как совмещать работу и любимое дело? Не самая популярная версия Лайфхак: как жить от командировки до командировки и не запутаться в часовых поясах Ассистент: Дарья Павлюк Чем китайцы похожи на русских? Дресс-код в студии красоты: 6 селфи в рабочем туалете Эмилия Вишневская: «Белье – это главная одежда» Вкусная еда на борту: миссия выполнима! Профориентация: редакция SNCmedia меняет сферу деятельности Сколько стоит: открыть свой автосервис Три года каникул: как я работала в хостеле Названо лучшее время для перерывов на работе Что такое сетевой маркетинг: секта, финансовая пирамида или лохотрон? Дресс-код в московском кафе: 5 селфи в рабочем туалете 12 приложений, которые сделают ваше утро продуктивнее Люксовые вещи по карману? Выбираем в Gottlieb Schwarz Как главная китайская супермодель Лю Вэнь покоряла мир 8 фраз, которые лучше не говорить коллегам и начальству На одну зарплату: 100 тысяч 7 советов, как поработить Вселенную (или просто всем понравиться) Лайфхак: как превратить хобби в бизнес и не растерять энтузиазм на определенной ступени 5 советов, как начать карьеру в beauty- или fashion-индустрии 6 необычных причесок, чтобы волосы не лезли в глаза Женщины и технологии: три успешных стартапа Хештег недели: #StartYourWeekRight Дресс-код в магазине одежды: 8 селфи в рабочем туалете Не все потеряно: 9 миллиардеров, которые росли в нищете Шесть «мишленовских» направлений для настоящих гурманов Жених предъявил мне ультиматум. Как быть?

Пока во всем мире кризис, экономика Поднебесной вовсю цветет, все больше китайских компаний выходит на российский рынок. Количество китайских туристов в России тоже растет с каждым месяцем – вы знаете, что ЦУМ и лучшие отели в центре столицы уже нанимают сотрудников со знанием китайского? Так что сейчас – самое время изучать особенности общения с китайскими партнерами.

В последнее время я все чаще общаюсь по работе с китайскими коллегами. Китай – одно из главных направлений зарубежного развития нашей компании, поэтому передо мной встала задача номер один – изучить «особенности национальной охоты» и научиться правильно коммуницировать с китайцами.

Побывав в Китае в командировках, установив в придачу к привычным мессенджерам WeChat и вдоволь пообщавшись с коллегами из Поднебесной, я на своем опыте убедилась, что Китай – это ни на что непохожий удивительный мир, где всё и правда по-другому. Ни лучше, ни хуже, но по-другому. 

Знакомство и личный контакт

В Китае личное общение – определяющий фактор для выстраивания рабочих связей. Если хотите, чтобы с вами подписали контракт, вы должны очень понравиться своим китайским партнерам с человеческой точки зрения. В противном случае никаких рабочих отношений с вами строить просто не будут.

В начале любых переговоров к вам будут присматриваться как к личности – не удастся избежать неудобных разговоров о личной жизни, семье, о планах на жизнь, о том, как велик Китай и как прекрасна Россия.

Хорошие новости для экстравертов и любителей потусоваться: в начале знакомства с китайскими партнерами никто не будет сразу беседовать с вами о бизнесе. Китайцы хотят получше узнать того, с кем будут работать: сначала вас позовут поужинать, вместе выпить, потанцевать или спеть в местном караоке. О да, последнее особенно важно: китайцы просто обожают снимать стресс от работы в караоке, для иностранцев же это отличный способ социализироваться и познакомиться с китайской музыкальной традицией.

И не ждите быстрых результатов – на выстраивание хороших рабочих отношений могут уйти годы. А еще будьте готовы к частым командировкам в Поднебесную: личный контакт – неотъемлемая часть успеха работы с китайцами.

Гуанси

Китайцы больше всего ценят мнение своих друзей, родственников, близких знакомых. Гуанси (кит. 关系 – guanxi) переводится как «социальные отношения»/«социальные связи». Сейчас, когда люди становятся все мобильнее, а влияние Запада (в том числе на бизнес и корпоративную культуру) все сильнее, роль гуанси в Китае немного уменьшилась, но все-таки социальные связи продолжают играть важную роль. Китайцы предпочитают иметь дело с людьми, которых они хорошо знают и которым доверяют. В большинстве жизненных ситуаций человек с лучшими связями выигрывает, и именно его мнение окажется определяющим.

Китайский язык

Далеко не все китайцы свободно говорят по-английски, так что тем, кто хочет успешно сотрудничать с китайскими партнерами, очень пригодится знание китайского языка.

Недавно я впервые побывала в Китае. Перед командировкой меня обучили паре фраз на китайском, которые я с гордостью продемонстрировала во время своего благодарственного тоста на торжественном ужине с китайскими партнерами. По уровню сложности мой тост был похож на слова 4-летнего ребенка, но должна признать, что давно не видела таких восторженных, одобрительных взглядов в свой адрес.

Китайцы очень благосклонны к тем, кто проявляет уважение к их культуре и языку. Попытка любого лаовая (иностранца и носителя ценностей другой культуры) заговорить на китайском воспринимается как важный шаг на пути к налаживанию отношений и личного контакта.

WeChat

В Китае не работает большинство привычных нам интернет-сервисов. В первую очередь речь идет о сервисах Google: от поиска до Gmail и Google Maps. Также в Китае блокируются дорогие западному сердцу Facebook, Instagram и мессенджер Теlegram. Так что если собираетесь в Поднебесную без явной цели digital-детокса, заблаговременно установите себе VPN.

Зато в Китае все просто обожают WeChat – китайский аналог мессенджера WhatsApp. В нем можно отправить друг другу не только смайлики, стикеры, гифки, но и деньги. WeChat используется для общения с друзьями, но вообще-то это целая экосистема, где можно купить билеты, зарезервировать столик в ресторане, проверить счет, вызвать такси. Часто в Китае новые компании начинают бизнес не с создания собственного сайта, а с разработки бота для WeChat.

QR-коды

Еще одна интересная особенность – распространенность QR-кодов. Согласитесь: для нас QR-коды не интуитивны и не всегда понятны. На Востоке же, а в частности, в Японии и Китае, это один из основных способов коммуникации. QR-коды в Китае применяются буквально для всего: реклама, поиск  информации, поздравления с праздниками. В Китае можно даже увидеть QR-коды на надгробиях и посетить онлайн-кладбища, где можно «навещать» покойных близких через Интернет, выкладывать их фото, оставлять соболезнования, писать свои воспоминания, класть цветы на виртуальную могилу.

Одно из отличий WeChat от остальных мессенджеров – наличие уникального QR-кода для каждого пользовательского профиля и встроенного сканера QR-кодов. В WeChat есть возможность персонифицировать свой QR-код и сделать из него, например, мордочку животного. Если вам нужно с кем-то обменяться контактами, то в Китае гораздо проще попросить отсканировать QR-код из WeChat, чем просить телефон или e-mail. На встречах все традиционно обмениваются визитками, которые обязательно нужно передавать друг другу двумя руками. Если часто общаетесь с китайцами, неплохая идея – напечатать себе визитку с вашим QR-кодом из WeChat! 

В грязь лицом

Мяньцзы или концепция «лица» – довольно сложное понятие, не всегда очевидное для западного человека, но крайне важное для китайских бизнесменов. Мяньцзы – это своего рода репутация или социальный статус человека в сочетании с его имиджем в глазах общества и окружающих. «Приобретение», «сохранение» и «потеря» лица имеют в этой стране огромное культурное значение. Самое страшное для китайца – «потерять» лицо. В китайском языке есть около 100 разных выражений для всего, что может произойти с «лицом» человека, в то время как, например, в английском – всего около пяти, причем в китайском гораздо больше глаголов, описывающих процесс возможной «потери» лица.

В связи с этим иностранцам важно помнить о том, чего ни в коем случае нельзя делать в общении с китайскими партнерами. К примеру, никогда не критикуйте никого из китайских партнеров публично, тем более если речь идет о критике начальника при подчиненных. Не перебивайте китайских коллег, не торопите их, не опаздывайте на встречи и не отказывайте никому прямым текстом на публике.

Категоричный отказ считается в Китае оскорбительным. Китайцы всегда дают друг другу возможность «сохранить лицо», отказывая в завуалированной форме, не используя слово «нет». И когда вам ответили: «Мы обязательно подумаем над этим», – возможно, вам просто отказали. Если вдруг вы «потеряли лицо», попытались «отобрать лицо» у вашего партнера или «не сохранили» свое – никаких выгодных соглашений заключить уже не удастся.

Культура бизнес-ужина

Никогда не отказывайтесь от приглашения на обед или ужин, особенно после деловой встречи. Прием пищи во время ведения переговоров – дань традициям и очень важная часть делового процесса. Но готовьтесь к small talk, а не обсуждению важных рабочих процессов. Личное общение и тут превыше всего! Во время официального ужина садитесь, куда вам укажут. Когда вынесут все блюда, ни от чего не отказывайтесь и попробуйте хотя бы чуть-чуть. Отказ от угощений может быть воспринят как обида или даже оскорбление. Обязательно поддержите тосты принимающей стороны (их будет много!) и скажите благодарственный тост сами. Китайцы – очень гостеприимная нация, но им нравится, когда это ценят.

Предупрежден – значит вооружен

Помните, что большая часть выгодных сделок с китайскими партнерами не состоялась из-за того, что иностранцы не знали правил делового общения. Знание тонкостей китайского этикета, особенностей мировоззрения, поведения и культуры поможет вам успешно вести бизнес на Востоке и покорить новые горизонты. Готовьтесь, будет интересно!

А вы пошли бы в караоке с китайскими бизнес-партнерами?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

Кажется, Яра надела на себя шахматную доску – бесформенную и беспощадную. У нас в глазах рябит, а у вас?
новые trashsetter’ы
Пушистики: 7 фильмов с милыми животными
13 часов назад
Пушистики: 7 фильмов с милыми животными
Эти фильмы понравятся всем любителям животных. Некоторые герои – белые и пушистые, некоторые – неугомонные и хитроумные, но каждый из них вам наверняка запомнится.
Конструктор: как носить водолазку, рубашку и костюм одновременно
15 часов назад
Конструктор: как носить водолазку, рубашку и костюм одновременно
Бегаем и смеемся: в тренде веселое безумие – водолазка под рубашку, манжеты а-ля Петр Первый и брюки-подстрелыши. Не стоит забывать и про туфли: мы же играем в девчонку-сорванца, а не в ботана-ловеласа.
Куда девать и как хранить косметику дома (отвечают бьюти-блогеры)?
16 часов назад
Куда девать и как хранить косметику дома (отвечают бьюти-блогеры)?
Самые раскрученные бьюти-блогеры гребут зелень лопатами, но и те, кто мельче, не унывают: им на хранение достается такое количество косметики, что впору открывать собственный интернет-магазин. Вместо того, чтобы завидовать, узнаем, как они справляются с такими объемами, где хранят и куда выбрасывают кому раздают.
3 сырных рецепта
17 часов назад
3 сырных рецепта
Сегодня отмечается – вы не поверите – День любителей сыра. Мы подготовили 3  рецепта вкусных блюд для тех, кто в сырном клубе.
Лайфхак: 9 способов выглядеть выше, чем на самом деле
17 часов назад
Лайфхак: 9 способов выглядеть выше, чем на самом деле
Если к животу и ушкам на бедрах можно относиться как к атрибуту плюс-сайз няшки, ну и в конце концов эти излишества можно убрать с помощью диеты, то с ростом уже ничего нельзя поделать (не берем в расчет сложные пластические операции). Мы нашли несколько способов обмануть природу и глазомер окружающих.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 16–20 января
Основное событие этой недели – переход Солнца из Козерога в Водолей 20 января. Любая работа и планы в этот период должны носить широкий, масштабный характер. Это работа на благо всего человечества, ничуть не меньше! Главное – развитие идеи, полезной для всех, а дивиденды с нее второстепенны.