Обратная сторона профессии: кастинг-директор и актерский коуч в одном лице

Автор:
Фото: Unsplash, Архив пресс-службы  

Мало кто знает, что официально профессии кастинг-директора не существует. Мы побеседовали с мастером своего дела, пионером, стоящим у истоков российской киношколы, Кариной Романовой и выяснили, что не так с киноиндустрией в России и почему пробки от шампанского никогда не будут лишними в дамской сумочке.

Как проходит кастинг на роль (можно ли попасть через постель)?

Кастинг, как правило длится с утра и до вечера. Я подбираю и обзваниваю актеров, после чего им предстоит пройти отбор. В среднем кастинг длится 3-4 дня, затем я показываю результат режиссеру. Мы спорим, приходим к согласию и снова спорим – в этом суть творческого процесса. Работа кипит 24 часа в сутки. Я буквально сплю с мобильным телефоном (так что миновать постель невозможно), не отключая звук: бывают случаи, когда «слетает» актер или после полуночи режиссер звонит и говорит о том, что его терзают сомнения насчет кандидата на роль, – до 10 утра мне необходимо подобрать альтернативу. Работа очень интересная, но на износ: еще до кастинга над проектом – в частности, над продумыванием образов героев – работает вся съемочная группа. Если подготовительная работа сделана хорошо, то, когда к нам приходит актер, в большинстве случаев сразу понятно, подходит он или нет. Бывает, что отдельный режиссер или продюсер не видит в актере того, что вижу я. Тогда прошу актера немного изменить имидж, сменить прическу. А перед командой выступаю фактически как адвокат того человека, который, на мой взгляд, идеально подходит. И нередко во время съемок ко мне подходит режиссер или художник по костюму и говорит: «Спасибо тебе, молодец, что нас убедила». Я ищу актеров не только в России, но и за границей. И это бесконечный процесс. Для меня кастинг не средство зарабатывать деньги, а средство самовыражения.

Карина Романова.

Карина Романова.

А конфликты с командой бывают?

Был такой случай, когда мы просмотрели очень много актрис, в результате продюсер предложил свою жену, которая, по моему мнению, вообще не подходила. Но это был «указ сверху». Я потратила на проект полтора месяца своей жизни и жизни других актрис, агентов. Конечно, такие проекты мне не интересны. Естественно, я ушла из него, ведь это не мой проект, нельзя написать в титрах «Кастинг-директор Карина Романова» — это будет неправда. Для меня главный критерий — мое имя в титрах. Оно гарантирует качество.

Насколько трудно молодому актеру получить роль?

Я неоднократно была в актерской шкуре и скажу, что сегодня действительно тяжело пробиться, получить хоть какую роль. И это несмотря на то, что фильмы выходят один за другим. Проблема в том, что одним из основных критериев отбора на большинство ролей в российском кинематографе является медийность актера. Потому новичкам так сложно обратить на себя внимание. В 2008 году мы поспорили с мужем, и я решилась на эксперимент: «переквалифицироваться» в актрису. Меня утвердили на роль, но этого было крайне непросто добиться. Поэтому я всегда выступаю за то, чтоб у актера был агент.

Обратная сторона профессии: кастинг-директор и актерский коуч в одном лице

А что насчет медийности на Западе, она там нужна, или нашим молодым актерам стоит попробовать свои силы там?

На Западе все по-другому, хотя и там есть исключения. Как правило, актеров и так ищут по всему миру, актерские базы очень большие. Потенциальных кандидатов просят записать self tape (наши актеры прозвали это самопробой): дома на фоне ковра или в ванной на фоне пеленок актер записывает визитку и отправляет это кастинг-директору. Последние для каждого эпизода отсматривают порядка тысячи актеров. Кроме того, на Западе обучают актеров тому, как работать с камерой. У нас это не входит в программу академического образования, разве что инициативные люди из профессии делают мастер-классы. Это все крупицы по сравнению с тем, что должно быть. И российский кинематограф очень многое теряет. Так, у актеров в дипломе написано «Актер театра и кино». Но на самом деле они — актеры театра. Потому что как только они становятся перед камерой, начинается малый театр с посылом на 125-й ряд. Актер не понимает специфики работы на камеру. У наших актеров зачастую нет вообще понятия о том, как быть киногероем или киногероиней. У них театральное мышление.

Получается, наша актерская школа мешает актерам?

Я скажу больше: у нас нет киношколы. В моей студии Acting Lab учатся ребята, которые оканчивают киноакадемию Михалкова, но, видимо, этих знаний не хватает для практики, иначе они бы ко мне не приходили. Выпускались бы оттуда и начинали сниматься. Свой метод я разрабатывала годами. В какой-то момент ученики говорят мне: «Я не могу прийти, у меня съемка». Это лучшая причина для прогула. Задумка открыть лабораторию пришла в ходе практики. Я работала с иностранным режиссером, который имел смутные представления о российском кинорынке. Мы записывали кинопорбы с нашими в меру известными актерами и отправляли ему, а он, в свою очередь, спрашивал, понимает ли актер, что он делает, да еще и удивлялся тому, что этот актер в России очень востребован, хотя и совершенно не умеет проходить пробы. После нескольких таких случаев родилась идея учить актеров работе на камеру. И я горжусь тем, что я пионер в этой области. 

Обратная сторона профессии: кастинг-директор и актерский коуч в одном лице

Мне очень интересно работать с молодыми режиссерами, я люблю помогать им при съемке короткометражек и дипломных работ. Эти таланты независимы, они смотрят то же самое кино, что смотрю и я, они так же мыслят и понимают, что такое референсы — мы на одной волне. Больше всего ценю креативный подход и неприятие формализма.  

А как вы сами попали в профессию?  

Все началось с того, что меня пригласили на маленькую роль в фильме Лапшина. Я пришла, меня нарядили, загримировали. Все просто боготворили Ярополка Леонидовича — это был мэтр. Его ассистент, второй режиссер, говорила мне: «Ты только ничего не скажи, у тебя функциональная роль секретарши. Будь счастлива, что попала в эпизод». И вот мой выход. Он начал задавать вопросы, и все было хорошо до того момента, как меня попросили высказать свое мнение о героине, которую мне предстояло сыграть. Неожиданно для себя выпалила: «У меня есть однокурсница, которая однозначно подойдет на эту роль». Он удивился: «Так, это что такое? Вы что, не актриса? Почему свою однокурсницу продаете?» Так и началась моя карьера в должности ассистента режиссера — тогда еще не было профессии кастинг-директора, но мэтры всегда работали со вторым режиссером. Знаете, даже сегодня в России официально нет такой профессии, как кастинг-директор: у нас не обучают этому в институтах — ассистенты по актерам под влиянием Запада стали называть себя кастинг-директорами. На самом деле это большая профессия, и я постоянно стремлюсь совершенствовать свое мастерство: езжу на воркшопы в Европе, встречи кастинг-директоров, то есть сама учусь и других учу.

Обратная сторона профессии: кастинг-директор и актерский коуч в одном лице

Почему же вы отказались от профессии актрисы? Как же слава и поклонение?   

На днях мой друг из театрального института прислал фотографии студенческих лет. Я подумала: «Какая же я была красивая!» Прислал отрывки видео, думаю: «Какая же я была талантливая!» Но мне никто об этом не говорил. Я очень сомневалась в себе, была все время в поиске, мне казалось, что я хуже всех. Рассуждала так: моя подруга точно эту роль сыграет, она талантливее, она красивее. Видимо, у меня не было того самолюбия, которое есть у актеров, тщеславия (в хорошем смысле), стремления к конкурентной борьбе. То есть я изначально была тем человеком, которому предназначалось быть по ту сторону камеры. А сейчас смотрю фото и видео и думаю: не потерял ли кинематограф актрису в моем лице?

Обратная сторона профессии: кастинг-директор и актерский коуч в одном лице

Мы тут заметили, что у вас в сумочке всегда лежит несколько пробок от шампанского – что это значит?

Очень часто даже профессиональные актеры зажимаются перед камерой, застывают. Для меня анфас – самый скучный ракурс. Интересны линии, тени. Когда актер немного поворачивается в профиль, тени начинают играть. И я придумала такой лайфхак. Когда актер застывает, я во время съемки кидаю в его направлении пробку от шампанского, и он, в свою очередь, переключает на нее внимание. А я в это время наблюдаю за тем, насколько он интересен в полупрофиль. Такой метод экономит время и многочасовые объяснения. Все знают, что Карина Романова – это кастинг-директор с пробкой от шампанского.

Такая профессия по душе?

В тренде: как и с чем носить шлепанцы этим летом
10 часов назад
В тренде: как и с чем носить шлепанцы этим летом
Вместе с мюлями и бабушами среди самой популярной летней обуви оказались и пляжные шлепанцы, которые теперь совсем не выглядят такими. Их украшает мех, стразы и различная вышивка. Рассказываем, с чем сочетать этот горячий летний тренд.
Знаменитые мужчины, которые не стесняются своих слез
11 часов назад
Знаменитые мужчины, которые не стесняются своих слез
Фраза о том, что мужчины не плачут уже давно превратилась в красивый миф. На самом же деле даже знаменитые красавчики иногда перестают «держать лицо» и дают волю эмоциям. Свежий пример – Канье Уэст и Вирджил Абло на первом показе дизайнера в качестве креативного директора мужской линии Louis Vuitton. Мы вспомнили еще несколько случаев, когда мужчины проливали слезы.
Нарисовались: Марта Хант и Эмбер Херд со стразами на глазах
12 часов назад
Нарисовались: Марта Хант и Эмбер Херд со стразами на глазах

Стразы в макияже снова вернулись в моду, визажисты все активнее применяют их при создании вечерних и даже повседневных образов. При правильном подходе (когда есть понимание, сколько и куда клеить) стразы идут абсолютно всем. Неудивительно, что Марта Хант и Эмбер Херд последовали этому красивому бьюти-тренду. Разбираемся, кому из девушек удалось создать роскошный образ, а кому сияние в итоге вышло боком


Почему мужчины разрывают отношения без объяснения причин
14 часов назад
Почему мужчины разрывают отношения без объяснения причин
Психолог Виктория Кейлин уверена: если ваш партнер внезапно разрывает отношения, ничего не объясняя, и даже не ставя вас в известность о своем решении – это плохой поступок. Точка.
Как влезть в купальник и не испортить себе здоровье на всю жизнь
22 июня 2018
Как влезть в купальник и не испортить себе здоровье на всю жизнь
Мы часто ищем в интернете советы, как похудеть в максимально короткие сроки, но ведь не всегда это так безопасно, как пишут на форумах. Мы решили напомнить вам, как привести себя в порядок в короткие сроки без регистрации и смс, а главное – без вреда для организма. Делимся лайфхаками от Руслана Панова, эксперт-методиста и координатора направления групповых программ X-Fit.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз 18-24 июня
Начну с хорошей новости – на этой неделе на небе опять формируется очень красивый треугольник, в составе которого снова Юпитер, Нептун и замыкает Меркурий. Он снова водный – Юпитер в Скорпионе, Нептун в Рыбах и Меркурий в Раке, но на этот раз акцентируют интеллектуальную деятельность, торговлю и все, что связано с работой. А еще для обсуждений и поиска компромиссов в сложных ситуациях. Для тех, кто работает в науке, искусстве, торговле, биологии – это очень хорошее время. Оно также подойдет для начинаний в сферах образования, информации, путешествий, публичный выступлений и так далее. При этом наша интуиция будет надежнее логии, предлагаю полагаться на нее.