Закрыть
Невидимая Москва: открытия тревел-журналиста
22.03.2016

Невидимая Москва: открытия тревел-журналиста

Автор: Оля Чередниченко , контрибьютор SNCMedia
Фото: архив автора, iStock  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

Не только Франция, Прибалтика, Португалия: родная Москва тоже хранит множество секретов для тех, кто любопытен и не боится искать и задавать вопросы.

Обсудить статью
читайте также
Где поесть вкусные бургеры в Москве? 5 сумок для путешествий и города, в которые с ними можно отправиться 8 вещей, которые нужно попробовать в Хорватии Поворчим: 5 вещей, которые могли бы поместиться на обновленном Новом Арбате Выходные в Риге: вкусно поесть, сходить на рынок и взорвать «Инстаграм» Жены рестораторов и шеф-поваров о своих мужьях и их талантах Где встретить Валентина: лучше праздничные спецпредложения от отелей Любовь и секс по-гречески Зачем вы путешествуете? 5 необычных целей для поездки Вся правда столичных диджеях Чем заняться в первые выходные февраля? 5 дней на Владивосток: куда бежать, если вы на берегу Японского моря 5 бургеров, которые стоит попробовать в Дубае Олимпиада закончилась, а стадионы остались: что стало с олимпийскими объектами Крым vs Прованс: куда поехать? Благотворительный мастер-класс, шеф-консультант и необычные блюда в ресторанах Москвы 5 любимых ресторанов Роберто Хакомино Переса 5 антикризисных маршрутов SNC: Россия вместо заграницы Ускользающая красота: еще 6 зданий Москвы, которым грозит разрушение 5 мест для бюджетного путешествия. Again! Выходные в Мальмё: куда пойти и что поесть Вам там самое место: куда поехать, пока июль не закончился? 5 преимуществ самостоятельного путешествия в Чехию Как провести в Москве последние выходные года Сообразили на двоих: ужин в винном баре Wino 6 новых мест в Москве, куда вам непременно стоит заглянуть 5 мест в Сингапуре, где можно вкусно и полезно поесть ТЕСТ: В каком районе столицы вам самое место? Выходные в Копенгагене: куда пойти, что съесть и где выпить Куда поехать в январе? (Если все праздники вы провалялись на диване)

Автор путеводителей Оля Чередниченко рассказывает почти детективную историю об актрисе Светлане Светличной, раскрывает секреты Москвы и делится опытом, как тревел-журналисту попасть в глянцевые журналы и на ТВ.

О моих приключениях во Франции, Португалии и Прибалтике, испытаниях, связанных с написанием путеводителей, а также тревел-журналистских лайфхаках можно почитать в первых четырех частях колонки на SNCmedia.ru. А теперь я расскажу о неожиданных открытиях в городе, который всегда был у меня под носом.

Полжизни назад я увидела в газете «Аргументы и факты» крохотное объявление о наборе в школу юного журналиста. Приехав на Мясницкую улицу, я застыла в оцепенении. Участвовать в конкурсе наряду со мной прибыла целая толпа – 20 человек на место.

Я стояла в очереди на творческое собеседование и размышляла о том, что даже, если я не пройду, мне все равно очень повезло. Редакция располагалась в старинной усадьбе архитектора Матвея Казакова, так что мне удалось побывать в историческом месте, которое когда-то посещали Антон Чехов, Клод Дебюсси, Петр Чайковский, Ференц Лист, Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Константин Станиславский.

Могла ли я представить в том далеком 2000 году, что не только пройду с высшим баллом, но еще и 15 лет спустя сама буду преподавать в Mediaшколе АиФ. Более того, напишу три разных путеводителя по родной Москве («Красный гид», «Оранжевый гид» и «Для романтиков»), а канал Москва-24 снимет сюжет о них и о моем курсе по тревел-журналистике. И, конечно, этот долгий путь не обошелся без приключений!

Тайная Москва

Моей первой работой для Эксмо про Москву стал тоненький «Красный гид» (это серия коротких путеводителей без маршрутов). Когда я над ним трудилась, выяснилось, что в Англии создали целую серию ксенофобских путеводителей. И о русских там написано, что они, хотя и отчаялись, все же твердо верят: как нация они призваны спасти мир. «Душу» русские ставят выше всего остального. Люди с душой склонны слишком много пить, плакать, влюбляться, падать в реки с мостов по пути домой после ночи, проведенной с «ребятами». В глазах россиян это положительное свойство. Для русских идеальная работа выражена глаголом «сидеть». «Ты вчера закончил чертеж?» – «Ну да, я всю ночь сидел». Я рассказала об этом в своем «Красном гиде». Читатели мне потом писали в отзывах, что их особенно забавляет эта информация. 

Следующим шагом стал большой путеводитель по московскому метро. Мы с подругой специально поехали на станцию «Маяковская», чтобы попробовать разные фокусы. Мы встали друг напротив друга у разных краев платформы. Эмма говорила в желоб арки, а я слушала. Все слова можно было разобрать на расстоянии в несколько метров, даже когда мимо с шумом проезжал поезд. Еще мы запускали пятирублевую монетку: она перелетала по желобу, проходила под потолком и приземлялась у подножья противоположной арки.

Еще один проект для Эксмо – о диггерской Москве – открыл мне родной город с незнакомой стороны. Я познакомилась с любителями подземелий и заброшенных объектов и попросила их отвести меня в подвалы собственной альма-матер – МГУ. Знаменитое место, правда, находится не у журфака, а около главного здания.

Сначала мы долго ждали, когда соберется отряд – все его члены жутко опаздывали. Потом коротали время, пока около нужного нам канализационного люка крутились менты. Наконец полезли вниз по металлической лестнице – все по очереди. Прошли по узкому и низкому бетонному коридору, пиная мусор. В результате подобрались к узкому проходу в основной, самый интересный зал подвалов МГУ. Мне было ужасно интересно туда проникнуть. В интернете я читала, что там секретные архивы и золотая статуя Сталина.

Около входа долго продолжалась какая-то возня. Я никак не могла понять, почему же мы не лезем внутрь. Лишь спустя полчаса брожений и гула все встало на свои места: одна полная девчонка не может просочиться в щель, а другого входа поблизости нет. Это значит, что в подвал не пойдет никто – московские отряды диггеров своих не бросают. Меня постигло огромное разочарование: мы действительно вернулись назад и выбрались наружу. Несмотря на все мои уговоры, в подвалы МГУ в тот день мне попасть так и не удалось. Впрочем, командир отряда меня уверила: никаких тайных архивов и статуи Сталина там нет, только огромные горы мусора.

Во время работы над «Оранжевым гидом» (в отличие от «Красных гидов» эта серия – подробная, с маршрутами) по Москве я с особенным удовольствием писала маршрут по Бульварному кольцу – оказывается, там столько зданий, мимо которых я сто раз ходила, но не обращала никакого внимания, потому что не знала всех этих невероятных историй и тайн, которые они скрывают. Например, обычный с виду дом 8 по Гоголевскому бульвару – это на самом деле дом-коммуна и программное произведение архитектуры авангарда. Там не просто жилье, а «ячейки типа F»: общий коридор и отходящие от него «верхняя» и «нижняя» квартиры. На крыше тусовалась и загорала молодежь, дети рассекали на трехколесных велосипедах, а хозяйки сушили белье из прачечной. Здесь познакомилась и начала строить отношения не одна пара.


Москва для романтиков

Но самая невероятная, почти детективная, история приключилась со мной, когда я писала свой 20-й по счету путеводитель – «Москва для романтиков». РБК, кстати, включил его в свою подборку семи самых незаурядных гидов на русском языке.

Я пересматривала фильмы, в которых можно увидеть старую Москву. Сцена из «Бриллиантовой руки», где героиня Светланы Светличной кричит «Не виноватая я!», вызвала во мне когнитивный диссонанс. Но не как в случае с некоторыми советскими гражданами, в чьих эротических фантазиях зеленые трусики актрисы совершили революцию. Дело в том, что этой актрисе я кое-что была должна уже 15 лет.

Когда я отучилась в школе журналистики АиФ, преподаватели Игорь и Лада решили наградить меня, как одну из лучших выпускниц. И отправили в пресс-отряд пионерского лагеря «Орленок». Там проходил фестиваль визуальных искусств, собралось много российских знаменитостей, у которых мы с другими юными медийщиками брали интервью.

Вернувшись в Москву, я занялась подготовкой публикаций, которые необходимы были для поступления на журфак. Позвонила Светлане Светличной и договорилась с ней о беседе для нового издания, которое запустили мои преподаватели Игорь и Лада. Актриса согласилась, а я густо накрасила веки тенями и отправилась к ней домой.

Уже выключив диктофон, я вспомнила об иллюстрации и взглянула на фотографию на стене. На ней уже не юная, но сочная Светличная кокетливо улыбалась, сидя в осенних листьях. Актриса сказала, что это ее любимый снимок, и я дала слово его вернуть.

После столь торжественного обещания фотография просто не могла не потеряться. Я аккуратно убрала ее в папочку и отвезла в редакцию вместе с дискетой, на которую записала утвержденное со Светличной по городскому телефону интервью. Снимок отсканировали и даже потом показали мне верстку моего материала.

Но вдруг что-то пошло не так, журнал резко закрылся, тот номер так и не вышел, а коллектив стремительно выехал из офиса. Я пыталась спасти фото Светличной, но мне было сказано, что архив остался в редакции и получить к нему доступ больше нет никакой возможности.

С тех пор много всякого произошло. Треск компьютера, считывающего дискету, вошел в коллекцию ретро-звуков. Вряд ли кто-то может вспомнить, в каком дремучем году он последний раз лично отвозил материал в редакцию. Даже свой домашний телефон я уже давно отключила за ненадобностью.

В моей квартире есть специальный ящик с барахлом, которым и не пользуешься и выбросить жалко. Там старые документы, какие-то странные фигурки, карты таро, редкие монеты, любовные письма подросткового периода и, думаю, найдутся даже пресловутые дискеты. Наверное, у каждого из нас есть такой ящик или даже шкаф. А уж у моей совести – целые антресоли. Все эти годы тот случай с фотографией Светличной был надежно на них похоронен. И вот во время написания «Москвы для романтиков» он оттуда внезапно вывалился. Попыталась сунуть обратно – не только ничего не вышло, но еще и дверцы перестали закрываться.

Несмотря на то, что задача казалась немыслимой, неосуществимой и почти бессмысленной, я все-таки решила провести расследование. Едва пустилась в этот путь, как начались сюрпризы.

Отправной точкой в поисках стал Игорь, который был тогда моим преподавателем в школе журналистики АиФ и главным редактором того журнала. Гугл мне насплетничал, что он по-прежнему работает в Мediaшколе. Я написала на общий адрес, мое письмо ему передали, и через пару дней пришел ответ.

Игорь, конечно, счел затею безумной, но обещал хорошенько поискать. Заодно пригласил меня провести мастер-класс по тревел-журналистике в своей Мediaшколе. Как же мы рады были встретиться спустя 15 лет! Это был первый и далеко не последний подарок, который я обнаружила на дорожке, ведущей к фотографии Светличной.

Дальше на мою лекцию записалось целых 90 человек. Она так хорошо прошла, что мне предложили запустить курс по тревел-журналистике!

Тем временем Игорь разыскал контакты верстальщицы, которая делала тогда номер с материалом про Светличную. Я написала этой женщине, но она ответила, что все давно потеряно, включая название того журнала в недрах ее собственной памяти.

Однако не успела я расстроиться, как Игорь обнаружил в своих закромах распечатки верстки с фотографией актрисы! Он написал письмо Ладе – своей главной профессиональной подруге и второй моей преподавательнице тех времен, чтобы посоветоваться, чем лучше отсканировать снимок.

Тут и произошло невероятное. Мы уже собрались распечатывать фото со старой верстки, как вдруг Лада случайно отыскала снимок Светличной в золотых листьях у себя дома! Я поехала его забирать к ней домой, и это стало поводом для еще одной приятной встречи. Кроме того, Лада познакомила меня со своим 80-летним тестем – известным при советской власти архитектором и коллекционером… путеводителей! Я пишу Оранжевые и другие гиды уже 8 лет, но еще ни разу до того дня мне не доводилось держать в руках путеводитель по Парижу 1955 года.

Последним и самым сложным этапом во всей этой истории оказался поиск самой Светличной. У меня сохранился с тех времен только ее домашний телефон, но трубку никто не брал. Я стала разыскивать актуальные контакты во всяких журналистских сообществах, но успехом это не увенчалось.

Уже почти отчаявшись, я сообразила, что можно прогуглить всех журналистов и продюсеров, которые общались с актрисой в последние пару лет, найти их на фейсбуке и разослать всем сообщения. Мне ответил всего один продюсер, но этого оказалось достаточно. Она дала мне мобильный Светличной, и телефонный разговор, наконец, состоялся!

Не верится, но спустя 15 лет я вновь приехала домой к Светлане Светличной. Привезла цветы, фотографию и отличную историю о том, как она потерялась и нашлась. 74-летняя актриса, которая с тех пор, как был сделан снимок, вообще не изменилась, вышла ко мне в мини-юбке, расцеловала меня и подарила коробку конфет.

Поедая их я размышляла: кто ищет, тот неизбежно найдет. Возможно, не то, что изначально потерял, а что-то другое, еще более ценное. Например, я благодаря поиску фотографии Светличной не только повидалась с важными для меня людьми, но и сделала новый шаг в своей карьере.

Когда запустились мои курсы по тревел-журналистике в Мediaшколе АиФ, меня стали приглашать выступать на разных больших фестивалях: «Библионочь», «Книги России» на Красной площади, ММКВЯ, Visit Russia. Я провела мастер-класс в парке Горького и была спикером круглого стола Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы. У меня стали брать интервью глянцевые журналы, радио и телевидение. Записала свой собственный видеокурс для проекта Courson. И главное, мои лучшие выпускники уже сотрудничают с издательством Эксмо, изданиями «Вокруг света», «Моя планета», «Russia Beyond The Headlines», «Л’Этуаль», «National Geografic Russia» и другими.

Но даже если бы фотография или сама Светлана Светличная так и не обнаружились и ничего этого не случилось бы, я все равно здорово повеселилась в пути!

Кстати, мой новый курс в Мediaшколе АиФ, которая теперь располагается в культурном центре ЗИЛ, начинается 29 марта и продлится до 28 апреля 2016 года. На него все еще можно записаться. Читайте подробное описание программы здесь.

А вы бы стали читать путеводитель по Москве?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

Пэрис Хилтон в очередной раз демонстрирует миру свои трусы, попутно мимикрируя под пушистую змею.
новые trashsetter’ы
8 бьюти-желаний на март
8 часов назад
8 бьюти-желаний на март
Натереться чертополохом, сбрызнуться соляным раствором, примерить грибной лак — март, что ты делаешь, прекрати!
Как изменить свое поведение в приложениях для знакомств, чтобы наконец уже кого-нибудь найти
8 часов назад
Как изменить свое поведение в приложениях для знакомств, чтобы наконец уже кого-нибудь найти
Большинство пользователей сервисов знакомств обычно следуют какой-то одной привычной схеме – а потом удивляются, что не получают никакого удовольствия от процесса, да и кандидаты попадаются сплошь однотипные и скучные. Меняйте свою привычную дейтинг-рутину – и все будет по-другому!
6 уловок блогеров, которые хотят выглядеть стройнее на фото
9 часов назад
6 уловок блогеров, которые хотят выглядеть стройнее на фото
Пока одни фитнес-блогеры божатся, что абсолютно честны перед своими фолловерами, другие откровенно рассказывают о втягивании живота, правильном цвете белья и позах. И это нам только на руку! Пусть еще больше правду-матку рубят, а мы будем щелкаться перед зеркалом.  
Как ногти с логотипом снова стали трендом?
11 часов назад
Как ногти с логотипом снова стали трендом?
В 00-х все любили выставлять брендовые шмотки напоказ, причем было не важно, они были куплены на последние деньги в миланском бутике или на сдачу в московском переходе, но доказать свою лояльность к мировым компаниям (пусть и написанным с ошибкой) желал и богач, и нищеброд. Поскольку теперь ностальгировать – это модно, то и любимые ярлычки вновь оказались в центре внимания. 
Вирджил Абло: «Ваша Анита Цой чем-то на Джанет Джексон похожа, пусть носит нашу модную одежду»
12 часов назад
Вирджил Абло: «Ваша Анита Цой чем-то на Джанет Джексон похожа, пусть носит нашу модную одежду»
В этом году питерская Aurora Fashion Week умыла всех, выписав в Петербург дизайнера и креативного консультанта Канье Уэста Вирджила Абло. SNС незамедлительно вспрыгнул на «Сапсан».
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 20–26 февраля
Начало недели откроет напряженной аспект между Марсом и Плутоном. Скорее всего, не получится начать рабочий понедельник с плавного утра, спокойной чашечки кофе и размеренных планов. Вам предстоит много работы.