Закрыть
Как сделать так, чтобы работа не надоедала со временем
18.10.2016

Как сделать так, чтобы работа не надоедала со временем

Автор: Анна Паршина, SNCMedia
Фото: Getty  
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

«Мечта каждого начальника – сознательные и проактивные подчиненные, которые, если работа перестала вдохновлять, берут тайм-аут, анализируют ситуацию, а затем сами выходят с предложениями по улучшению положения» – хо-хо...

Обсудить статью
читайте также
Ассистент: Анна Исмаилова 8 советов, как совмещать работу и здоровые привычки Добро пожаловать в ад: правила выживания в офисе Чего никогда не надо делать во второй половине рабочего дня? На одну зарплату: 40 тысяч рублей Работа и бизнес с китайцами: как не облажаться? 5 причин, почему вы все еще не говорите по-английски (и на других языках) 7 глупых убеждений, которые мешают вашему счастью Почему для женщин забота шефа важнее карьерного роста? Сколько стоит: открыть свой автосервис 10 правил тайм-менеджмента, необходимых на работе Как правильно вести переговоры – 6 лаконичных правил Профориентация: как я из редактора превратилась в экскурсовода (на один день) Как работают в Швеции (не как у нас явно) Как одеться на собеседование, если вам не впервой Соль, текила, мотор: русская актриса покоряет Мексику Поколение равных возможностей: боятся ли современные девушки точных наук? Как купить обувь на размер меньше и не лишиться пальцев 6 лайфхаков из Интернета, про которые лучше забыть Дресс-код с широкой улыбкой: 4 селфи в рабочем туалете Дресс-код в строительной компании: 3 селфи в офисном туалете Сколько стоит: собрать букет цветов Как перестать себя винить, если вы и женщина, и босс Дневник безработного главреда. Часть 4 Дневник безработного главреда. Часть 1 8 лайфхаков для успеха в карьере и вообще везде На одну зарплату: 135 тысяч рублей Послы доброй воли: зачем волонтеры работают на Mercedes-Benz Fashion Week Russia Где в Москве еще можно встретить приличного мужчину, потратив меньше 1000 рублей Лайфхак: как жить от командировки до командировки и не запутаться в часовых поясах

Порой офисные сотрудники умирают не от зашкаливающего напряжения, а от скуки. Анна Паршина, HR-директор компании «Связной», рассказывает, как, изо всех сил зажигая на рабочем месте, не сгореть – и что делать, если паленым все же запахло.

В 80-х годах в Японии появился новый медицинский термин – «кароси». Он обозначает внезапную смерть из-за переутомления на работе. Число жертв кароси исчислялось десятками, и врачи заговорили о новом медицинском феномене.

Существует и другая, пока малоизученная причина профессиональной смерти. Офисные сотрудники «умирают» не от зашкаливающего напряжения, а от скуки. Число жертв этого «заболевания», характерного для больших городов и корпораций, исчисляется сотнями, а то и тысячами. Отсутствие амбициозных задач, карьерных перспектив, баланса между работой и личной жизнью приводят к эмоциональному истощению. 

Как определить, что вы теряете сотрудника?

«Работа надоела» – этот диагноз ставят себе работники, входя утром в кабинет с опущенными плечами и с ужасом размышляя о предстоящих 8 часах перед компьютером. Они подтверждают свое состояние в общении с коллегами во время затяжных перекуров и окончательно убеждаются в правильности своих предположений, торопясь домой.

Отмечу три главных признака, по которым можно определить, что ваш сотрудник попадает в группу риска профессионального выгорания.

В первую очередь, стоит обратить внимание на время работы. Если специалист стабильно, даже в случае форс-мажора, приходит в офис к 9:00, а в 17:59 вы встречаете его у лифта, то, вероятно, он не вовлечен в рабочий процесс и стремится сбежать от обязанностей поскорее.

Второй признак – едва войдя в тот самый лифт, человек словно исчезает для коллег. Он не реагирует на звонки, sms, не просматривает электронную почту, если, например, нужно решить какую-то неотложную задачу или помочь с консультацией по срочному вопросу. Люди, которым интересны профессиональные задачи, остаются на связи и готовы коммуницировать, отвечать на вопросы, а не уходят во внутреннюю эмиграцию.

Третий признак – «потухшие» глаза. Этот критерий сложно оцифровать, но руководитель, который пребывает в контакте со своей командой, безошибочно отметит перемену. Бывает, сотрудники временно «приуныли», и это явление, как легкая осенняя простуда, пройдет само собой. Но порой для исправления ситуации требуется и «хирургическое» вмешательство.

Что делать, если потухли глаза ваших сотрудников?

В случае если вы руководите коллективом, «потухший» сотрудник становится в первую очередь вашей проблемой.

Мечта каждого начальника – сознательные и проактивные подчиненные, которые, если работа перестала вдохновлять, берут тайм-аут, анализируют ситуацию, а затем сами выходят с предложениями по улучшению положения. В моей практике были такие примеры, и я с уважением отношусь к людям, которые нашли в себе силы и инициировали подобный разговор. С ними хочется общаться, искать «win-win»-решения и работать дальше.

Но, признаю, это скорее исключение. Если руководитель хочет оставить специалиста в команде и удержать от поспешных решений, то стоит уделить проблеме должное внимание, обсудить с ним цели и задачи, дать обратную связь и спросить о ней подчиненного. Откровенный дружеский разговор придает импульс рабочему процессу и порой открывает второе дыхание. 

Какие принять меры, если работа больше не радует именно вас?

Если выгорание коснулось вас, первое что нужно сделать, – остановиться и осознать ситуацию. Услышать и признать фоновое раздражение и всерьез отнестись к лейтмотиву «всё задолбало», звучащему в голове. Спросите себя: «Что не так? В работе ли дело? Что происходит в других сферах жизни? Какие направления в колесе баланса проседают? Может быть, пора сделать передышку?»

В первую очередь, оцените баланс «работа/остальное». Если вы понимаете, что работа занимает в ваших мыслях слишком много места, то ищите возможности уменьшить нагрузку, переключитесь, уделите больше внимания хобби и делам, которые доставляют радость, проведите время с семьей и друзьями.

Кроме того, детально оцените степень своей удовлетворенности в профессиональной сфере. Над какими задачами вам было бы интересно работать? Может быть, вы выросли из сегодняшней должности? Интересно уйти в смежную сферу? Или, наоборот, углубить специализацию?

Отпуск в этой ситуации не всегда оказывается решением проблемы. Он может как потушить огонь профессионального выгорания (человек восстанавливается, переключается и с новыми силами готов ринуться в бой), так и выступить катализатором перемен. Разобравшись в себе, своих мотивах и желаниях, вы можете прийти к пониманию, что с коллегами больше не по пути.

Нельзя не учитывать, что на работу мы ходим, не только чтобы поддерживать друг друга. В первую очередь мы выполняем профессиональные задачи на благо компании, бизнеса, а значит, меланхолия не может длиться бесконечно. Важно определить период времени, после которого вы должны будете встряхнуться и сказать: «Да, я продолжаю» или «Нет, мне нужно уходить».

Определите временные рамки и четко их придерживайтесь – этот совет можно дать и сотруднику, попавшему в ситуацию выгорания, и руководителю, который решает, что делать дальше, чтобы не наносить ущерба рабочему процессу. В конечном счете четкое соблюдение договоренностей пойдет на пользу всем участникам.

Внутреннее решение «Пора уходить» принимайте осознанно и взвешенно, не на волне депрессии или истерики. Обсудите ситуацию с теми, кому доверяете, попробуйте реализовать доступные варианты решения, сделайте то, что зависит от вас. И только если усилия оказались бессмысленными и точка невозврата пройдена – двигайтесь вперед, к новой жизни.

Все мы хотим быть счастливыми. И если на текущей работе шансы исчерпались и достичь баланса не удается, каждый может решить для себя: зажигать на новом месте, принимая возможные риски, или тлеть на старом, предпочитая избегать перемен.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

И хит нашей программы: брутальный мужчина в образе наивной школьницы! Без брюк было бы лучше, Серёжа.
новые trashsetter’ы
10 островов, куда вы точно мечтаете поехать в отпуск
3 часа назад
10 островов, куда вы точно мечтаете поехать в отпуск
На этих островах можно провести романтический уикенд или целый медовый месяц – было бы, как говорится, сами_знаете_что.
Тренд: и сбоку бантик
5 часов назад
Тренд: и сбоку бантик
Оберег, школьный атрибут из СССР или театральный шик от Джона Гальяно – в истории бантов все оказалось гораздо проще (и функциональнее).
В чем пойти на вечеринку инаугурации Трампа, если вас пригласили
6 часов назад
В чем пойти на вечеринку инаугурации Трампа, если вас пригласили
Итак, у вас два варианта: надеть классический black tie (выдохнули, что не white!) или под стать эпатажному 45-му президенту США придумать что-то поинтереснее, в рамках приличия и официоза, конечно.
6 сериалов, которые покажут до конца зимы (по телевизору)
6 часов назад
6 сериалов, которые покажут до конца зимы (по телевизору)
«Шерлок» закончился, пора залипать на что-нибудь другое. И вот вам несколько вариантов. Никаких лишних усилий не понадобится: просто включайте телевизор в указанное время.
Бьюти-запрещенка: какие ингредиенты не любят в Европе, но разрешают в России
7 часов назад
Бьюти-запрещенка: какие ингредиенты не любят в Европе, но разрешают в России
Запрещение ингредиентов, входящих в состав косметики и уходовых продуктов, – это сложный вопрос. Особенно в России, где пока нет как такового черного списка для бьюти-компаний. Так что глядите в оба, когда встретитесь с этими товарищами на этикетке: пока их официально не депортировали из нашей страны, придется проводить зачистку ванной комнаты самостоятельно. 
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 16–20 января
Основное событие этой недели – переход Солнца из Козерога в Водолей 20 января. Любая работа и планы в этот период должны носить широкий, масштабный характер. Это работа на благо всего человечества, ничуть не меньше! Главное – развитие идеи, полезной для всех, а дивиденды с нее второстепенны.