Закрыть
Как сделать так, чтобы работа не надоедала со временем
18.10.2016

Как сделать так, чтобы работа не надоедала со временем

Автор: Анна Паршина, SNCMedia
Фото: Getty  
читайте также
Сколько стоит: открыть свой автосервис Хештег недели: #FirstSevenJobs Обратная сторона профессии: игрок в покер Как не впадать в осеннюю хандру и оставаться эффективной Шнобелевская премия - 2016: самые безумные открытия года Хештег недели: #inboxzero Звездный энерджи-коуч Эдвард Браулт: «Деньги – это устаревшая валюта» Праздничный дресс-код в офисном туалете SNCmedia 10 топовых стран, куда отправляют моделей (и все счастливы!) МВА за границей: куда ехать учиться, как выбрать вуз и сколько это стоит 5 вопросов, на которые нужно ответить, если вы стоите на карьерном распутье Невидимая Москва: открытия тревел-журналиста Названо лучшее время для перерывов на работе Выбор НЕредактора: любимая косметика телеведущей Светланы Абрамовой Кто одевает героев российского кино? Часть 1 Боже, храни стартап: как создать бизнес в 14 лет Как справиться со стрессом и выгоранием на работе? Отвечает эксперт Итоги 2016 года: СМИ 7 бьюти-средств, которые спасут от кондиционера в офисе Недели моды в Москве: тайны и законы бэкстейджа
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

«Мечта каждого начальника – сознательные и проактивные подчиненные, которые, если работа перестала вдохновлять, берут тайм-аут, анализируют ситуацию, а затем сами выходят с предложениями по улучшению положения» – хо-хо...

Обсудить статью

Порой офисные сотрудники умирают не от зашкаливающего напряжения, а от скуки. Анна Паршина, HR-директор компании «Связной», рассказывает, как, изо всех сил зажигая на рабочем месте, не сгореть – и что делать, если паленым все же запахло.

В 80-х годах в Японии появился новый медицинский термин – «кароси». Он обозначает внезапную смерть из-за переутомления на работе. Число жертв кароси исчислялось десятками, и врачи заговорили о новом медицинском феномене.

Существует и другая, пока малоизученная причина профессиональной смерти. Офисные сотрудники «умирают» не от зашкаливающего напряжения, а от скуки. Число жертв этого «заболевания», характерного для больших городов и корпораций, исчисляется сотнями, а то и тысячами. Отсутствие амбициозных задач, карьерных перспектив, баланса между работой и личной жизнью приводят к эмоциональному истощению. 

Как определить, что вы теряете сотрудника?

«Работа надоела» – этот диагноз ставят себе работники, входя утром в кабинет с опущенными плечами и с ужасом размышляя о предстоящих 8 часах перед компьютером. Они подтверждают свое состояние в общении с коллегами во время затяжных перекуров и окончательно убеждаются в правильности своих предположений, торопясь домой.

Отмечу три главных признака, по которым можно определить, что ваш сотрудник попадает в группу риска профессионального выгорания.

В первую очередь, стоит обратить внимание на время работы. Если специалист стабильно, даже в случае форс-мажора, приходит в офис к 9:00, а в 17:59 вы встречаете его у лифта, то, вероятно, он не вовлечен в рабочий процесс и стремится сбежать от обязанностей поскорее.

Второй признак – едва войдя в тот самый лифт, человек словно исчезает для коллег. Он не реагирует на звонки, sms, не просматривает электронную почту, если, например, нужно решить какую-то неотложную задачу или помочь с консультацией по срочному вопросу. Люди, которым интересны профессиональные задачи, остаются на связи и готовы коммуницировать, отвечать на вопросы, а не уходят во внутреннюю эмиграцию.

Третий признак – «потухшие» глаза. Этот критерий сложно оцифровать, но руководитель, который пребывает в контакте со своей командой, безошибочно отметит перемену. Бывает, сотрудники временно «приуныли», и это явление, как легкая осенняя простуда, пройдет само собой. Но порой для исправления ситуации требуется и «хирургическое» вмешательство.

Что делать, если потухли глаза ваших сотрудников?

В случае если вы руководите коллективом, «потухший» сотрудник становится в первую очередь вашей проблемой.

Мечта каждого начальника – сознательные и проактивные подчиненные, которые, если работа перестала вдохновлять, берут тайм-аут, анализируют ситуацию, а затем сами выходят с предложениями по улучшению положения. В моей практике были такие примеры, и я с уважением отношусь к людям, которые нашли в себе силы и инициировали подобный разговор. С ними хочется общаться, искать «win-win»-решения и работать дальше.

Но, признаю, это скорее исключение. Если руководитель хочет оставить специалиста в команде и удержать от поспешных решений, то стоит уделить проблеме должное внимание, обсудить с ним цели и задачи, дать обратную связь и спросить о ней подчиненного. Откровенный дружеский разговор придает импульс рабочему процессу и порой открывает второе дыхание. 

Какие принять меры, если работа больше не радует именно вас?

Если выгорание коснулось вас, первое что нужно сделать, – остановиться и осознать ситуацию. Услышать и признать фоновое раздражение и всерьез отнестись к лейтмотиву «всё задолбало», звучащему в голове. Спросите себя: «Что не так? В работе ли дело? Что происходит в других сферах жизни? Какие направления в колесе баланса проседают? Может быть, пора сделать передышку?»

В первую очередь, оцените баланс «работа/остальное». Если вы понимаете, что работа занимает в ваших мыслях слишком много места, то ищите возможности уменьшить нагрузку, переключитесь, уделите больше внимания хобби и делам, которые доставляют радость, проведите время с семьей и друзьями.

Кроме того, детально оцените степень своей удовлетворенности в профессиональной сфере. Над какими задачами вам было бы интересно работать? Может быть, вы выросли из сегодняшней должности? Интересно уйти в смежную сферу? Или, наоборот, углубить специализацию?

Отпуск в этой ситуации не всегда оказывается решением проблемы. Он может как потушить огонь профессионального выгорания (человек восстанавливается, переключается и с новыми силами готов ринуться в бой), так и выступить катализатором перемен. Разобравшись в себе, своих мотивах и желаниях, вы можете прийти к пониманию, что с коллегами больше не по пути.

Нельзя не учитывать, что на работу мы ходим, не только чтобы поддерживать друг друга. В первую очередь мы выполняем профессиональные задачи на благо компании, бизнеса, а значит, меланхолия не может длиться бесконечно. Важно определить период времени, после которого вы должны будете встряхнуться и сказать: «Да, я продолжаю» или «Нет, мне нужно уходить».

Определите временные рамки и четко их придерживайтесь – этот совет можно дать и сотруднику, попавшему в ситуацию выгорания, и руководителю, который решает, что делать дальше, чтобы не наносить ущерба рабочему процессу. В конечном счете четкое соблюдение договоренностей пойдет на пользу всем участникам.

Внутреннее решение «Пора уходить» принимайте осознанно и взвешенно, не на волне депрессии или истерики. Обсудите ситуацию с теми, кому доверяете, попробуйте реализовать доступные варианты решения, сделайте то, что зависит от вас. И только если усилия оказались бессмысленными и точка невозврата пройдена – двигайтесь вперед, к новой жизни.

Все мы хотим быть счастливыми. И если на текущей работе шансы исчерпались и достичь баланса не удается, каждый может решить для себя: зажигать на новом месте, принимая возможные риски, или тлеть на старом, предпочитая избегать перемен.

А вам скучно на работе?
Главные по тусовке: перечень самых желанных гостей любого петербургского мероприятия
7 часов назад
Главные по тусовке: перечень самых желанных гостей любого петербургского мероприятия
Этим людям будут рады на любом мероприятии, которое проходит в культурной столице.
Модная съемка: «Гоп-стоп по-московски»
7 часов назад
Модная съемка: «Гоп-стоп по-московски»
Долой девчонок! Хотим смотреть на харизматичные мужские лица в съемках. Ну а раз мы хвалим Гошу Рубчинского, то почему бы не дать шанс этой съемке, вдохновленной эстетикой 90-х и «пацанской модой».
Как удалить татуировку без боли и разочарования?
7 часов назад
Как удалить татуировку без боли и разочарования?
Вы наделали кучу татуировок по нашим советам, а теперь хотите от всего этого избавиться раз и навсегда? Нет проблем, лазер вам в помощь! 
Кто рано встает: 6 причин приходить на работу пораньше
23 июня 2017
Кто рано встает: 6 причин приходить на работу пораньше
Летом проще всего научиться вставать рано, даже если когда-то вы были замечены в любви поспать до обеда. Солнце встает рано, светит бодро и придает вам сил. Стоит только недельку это попрактиковать, как привыкнете, а мы подскажем, зачем.
3 новые палетки с тенями, которые раскрасят ваше лето
23 июня 2017
3 новые палетки с тенями, которые раскрасят ваше лето
Опять нечего носить? Ничего, мы поможем: у трех именитых брендов вышли палетки для век всех ценовых категорий и оттенков, так что ваш мейк точно не будет скучным
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 19-25 июня
Эта неделя щедра на астрологические события. Солнце и Меркурий перейдут в знак Рака 21 июня. Они-то и изменят ваше восприятие окружающего мира.