Закрыть
Как написать бестселлер, стать знаменитым и получить литературную премию?
31.10.2016

Как написать бестселлер, стать знаменитым и получить литературную премию?

Автор: Дарья Федорова, SNC
Фото: Kinopoisk, архивы пресс-служб  
читайте также
Шнобелевская премия - 2016: самые безумные открытия года 5 архитектурных проектов, которые скоро украсят Москву София Кофманн: «Челленджи – это крутейший опыт, но постоянно работать в состоянии стресса очень сложно, можно перегореть» Боже, храни стартап: как создать бизнес в 14 лет Обратная сторона профессии: ведущая прогноза погоды 8 причин, почему вам нужно отправиться в отпуск прямо сейчас Как донести до начальства, что меня пора повысить? Отвечает психолог Екатерина Куклачева: цветы, коты и ты Хештег недели: #FirstSevenJobs Рестораны, в которых можно смело проводить переговоры Ассистент: Мария Горелова Дресс-код в ювелирной компании: 3 селфи в рабочем туалете Словарь SNC: жаргон работников театра Ассистент Юлия Калинина и ее рояль в кустах Необычный дресс-код помощника руководителя: 5 селфи в рабочем туалете 7 способов говорить о своих достижениях без хвастовства и нарциссизма Как полюбить свою работу (если она вас достала) Как одеваются российские телеведущие: Андрей Малахов Далеко от дома: истории 3 девушек, которые уехали работать на другой конец света Белла Потемкина: «Когда тебя с кем-то сравнивают, это комплимент»
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ СПОЙЛЕР

«Не дай бог, конечно, но мощным бизнес-толчком может стать ваш недуг или скоропостижная смерть...» – и другие (более безопасные!) лайфхаки.

Обсудить статью

Про главные литературные премии мы вам уже рассказали. А теперь о том, как правильно действовать, чтобы (почти гарантированно) их получить!

Как сделать так, чтобы ваш роман получил премию?

Получите высшее

Пара-другая диссертаций придаст вашему имени приятный вес. К тому же знания и любого рода культурка в тренде: рок-звезда от современной литературы Донна Тартт написала целый роман «Тайная история» про жизнь филологов-классиков. Всё, за исключением оргий и ритуальных убийств во славу Диониса, – из личного опыта.

Соберите материал для нон-фикшена

Пометка «Основано на реальных событиях» – жаришка. Особенно популярны истории про преодоление. Пример – бестселлер «Жизнь без границ» Ника Вуйчича, писателя-инвалида, родившегося без рук и ног. Ник все смог – и вы сможете.

Нечего преодолевать? Идите в журналистику: резонансное расследование легко превращается в книгу, а книга – в источник прибыли. Колумнист New York Times Эндрю Росс Соркин, например, скреативил опус о финансовом кризисе 2008 года и успешно загнал права на экранизацию телеканалу HBO.

Вырастите генеалогическое древо

Это работает не только в случае распиаренной «Песни Льда и Огня»: разбираться, кто чей отец и потерянный брат, любят и искушенные читатели. Нобелевский лауреат Орхан Памук дает подробнейшее семейное древо героев романа «Мои странные мысли» на первой странице. А монстр итальянской литературы (и фигурантка списка самых влиятельных людей планеты по версии Time) Елена Ферранте обходится без схем: каждую книгу хитового цикла «Неаполитанские новеллы» она начинает с перечня всех достойных и не очень семейств, задействованных в сюжете.

Больше насилия!

Тренд одновременно и массовой, и высокой литературы. Кто кого зарубил у того же Джорджа Мартина, пересказывать не будем: за спойлеры в приличном обществе поколачивают. Скажем лишь, что у номинантки прошлого Букера и селебрити-романистки Ханьи Янагихары в романе «Маленькая жизнь» главного героя пытались переехать машиной. А уж сцен избиения и членовредительства там больше, чем выходов в астрал у Виктора Пелевина. И ведь зашло – что высоколобым критикам, что западным инстаграмщицам. Последние до сих пор пилят натюрморты с томиком Янагихары и утренним кофе.

Перебирайтесь за океан

Только там вы сможете заработать, не выходя из дома и не обивая пороги издательств. Следуйте примеру англичанки Аманды Хокинг – та выложила фэнтези-романчик на Kindle Direct Publishing (платформа Amazon), а в итоге напродавала копий на два с половиной миллиона долларов. Цену за книгу автор вправе установить сам. А в карман ему летит семьдесят процентов прибыли.

Заделайтесь оппозиционером

Быть угнетаемым меньшинством – мода пятилетки. Своеобразие взглядов стоит подкрепить опусами с политическим подтекстом, как Чайна Мьевиль. Британский фантаст с внешностью скинхеда – троцкист и бывший член британской Социалистической рабочей партии. Марксу, Энгельсу и Льву Давидовичу он респектует даже в детских романах. Можно и просто хулить кровавый режим, ни за что не агитируя, – как, например, Владимир Сорокин, регулярно поплевывающий в лицо российской власти.

Экранизируйте или продайте права на экранизацию

В случае если книга и без того превосходно покупается (как «Американские боги» англичанина Нила Геймана), фан-клуб вырастет. Неплохой пиар экранизация делает и непопулярным книгам. К примеру, о писателе Алексее Иванове все узнали после выхода драмы «Географ глобус пропил». Там, если не помните, пропивал глобус и гонял школьников кассовый Хабенский.

Напишите биографию модного персонажа

Классика жанра – разошедшееся миллионными тиражами жизнеописание Стива Джобса, собственно, «Стив Джобс», исполненное американским журналистом Уолтером Айзексоном. За три года Айзексон взял более сорока интервью у основателя Apple Inc и побеседовал с сотней его родственников и друзей. «Биллу Гейтсу – приготовиться», – мрачно шутит главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Набоков.

Ну и...

Не дай бог, конечно, но мощным бизнес-толчком может стать ваш недуг или скоропостижная смерть. Здесь литература недалеко ушла от совриска и любого хоть мало-мальски медийного творчества. «Смертельно болен известный прозаик? Как, уже скончался? Может, все-таки стоит читнуть?» Так в 2012 году ширнармассы вспомнили о Рэе Брэдбери, а этой зимой бросились цитировать Умберто Эко.

Что нравится читателям и как собрать фандом?

Хотите фанатских конвенций, холиваров вокруг каждой новой книги, миллиончик-другой с продажи коллекционных фигурок героев – мотайте на ус. Вот что необходимо добавить в книгу:

1. Байронический герой

Нужен для того, чтобы влюблять в себя читательниц от двенадцати до пятидесяти лет. Привлекательная внешность не обязательна – профессору Снейпу из поттерианы сальные волосы владеть умами фанаток не мешали. Главное – чувствительная натура, скрытая под маской циника, скептика и гада. А еще туманное прошлое и сумрачный внутренний мир. Примеров – тьма: от Печорина, Шерлока Холмса и Джея Гэтсби до вампира Эдварда Каллена из «Сумерек».

2. Экранизация

Повторимся: важная штука. Образованию фандомов вокруг «Голодных игр» и «50 оттенков серого» способствовало кино. Сериал в пяти сезонах? Еще круче. Люди – визуалы. Им подавай красивую картинку под героическое музыкальное сопровождение с актерами, годными для эротических фантазий.

3. Персонажи на любой вкус

Одним нравятся герои, другим – злодеи. Так что постарайтесь уместить как можно больше разнообразных типажей. Яркий пример – «Дом, в котором...» Мариам Петросян: масштабные ролевые игры по нему собираются вот уже несколько лет. 

4. Несостоявшийся роман

 Бурного секса между Гермионой и Гарри ждала, кажется, половина поклонников Роулинг, хотя бы легкого петтинга между Бриенной Тарт и Джейме Ланнистером – миллионы поклонников «Песни Льда и Огня». Ан нет! В литературе такой прием называется UST – Unresolved Sexual Tension (неразрешенное сексуальное напряжение). Используется для поддержания интриги.

5. Открытый финал

Не договаривайте до конца: фанаты сами допишут пятьдесят четыре альтернативные концовки – это и называется фан-фикшен. Джоан Роулинг так и поступила, отказавшись писать восьмой роман о школе чародейства и волшебства. Правда, передумала – так что ждите аж три новые книги. И вы наверняка в курсе самого известного и легализованного фанфика в истории – «Скарлетт» Александры Рипли по «Унесенным ветром» Маргарет Митчелл.

И, наконец, как продать?

Две дороги к полке с бестселлерами. Представляем проверенные способы протолкнуть шедевр на самые козырные стеллажи.

1. Способ «классический»

Работает не всегда – но таки работает. Схема проста: пишем роман, издаем в нишевом издательстве скромным (пара тысяч экземпляров) тиражом, радуемся (но недолго), а дальше пиарим сами. И дожидаемся внимания издательств-монстров.

«Мы с соавтором подписали контракт и пребывали в эйфории месяца полтора. Пока не узнали, что книгу не покупают!» – жалуется Артем Сенаторов, автор труда «Бизнес в Instagram. От регистрации до первых денег». – Маленькие издательства принципиально не вкладывают в рекламу тех, на кого не делают большую ставку. Им это невыгодно: а вдруг автора перехватят?»

Потому в дело вступает самопиар. «Кустарная офлайн-реклама – бесполезная трата денег, серьезно. Никакие промоутеры и объявления не работают! – делится литературный пиарщик. – Единственное подходящее место – Сеть». Рецензии, мемчики и видеообзоры книг на специализированных ресурсах – то, благодаря чему за произведением придут в книжный. Самый эффективный способ пиара – типовой список «Десяти книг, которые надо взять в отпуск» от сайтов типа Аdme.

И только если автор обрел аудиторию, в игру вступит крупное издательство уровня АСТ и «ЭКСМО». Титаны рынка перекупают всех, кто хоть мало-мальски продается.

2. Способ для продвинутых

Широко известный в узких кругах автор (например, скандальный блогер) публикует писанину в Интернете. Даже и не книгу, а заметки о коррупции, рассказы о любви и лихие расследования, которые расходятся кучей шеров и репостов.

«Если приходит какой-нибудь выпускник МГУ и говорит, что написал роман, ему ответят: «Молодец, а дальше что?» А если хоть немного известный популяризатор науки, то кивнут: «Давай попробуем!» – объясняет сотрудник издательства. – На авторов нон-фикшена мы так и выходим: интересны те, у кого есть аудитория. Если у тебя больше 10 000 репостов, есть вероятность, что тебя напечатают».

При этом роль играет примитивный человеческий фактор (куда без него?). Судьбу русской художественной литературы определяет Елена Шубина (издательство АСТ), зарубежка – на Варваре Горностаевой (издательство Corpus). Последняя, кстати, рекомендует книги на «Фейсбуке, тем самым делая им неплохую рекламу. Так что если покорить сердце одной из этих особ, то и топ продаж – гарантирован.

Опубликовано в SNC №92, ноябрь, 2016.

Вы уже на пути к изданию своего шедевра?
Гордость марки: Caudalie
16 часов назад
Гордость марки: Caudalie
Caudalie – косметическая марка радости и счастья. Еще бы – ведь ее авторы, прямо как мы в SNC, уважают каберне-совиньон. Как связаны вино и омоложение?
Словарь SNC: сленг магов и экстрасенсов
18 часов назад
Словарь SNC: сленг магов и экстрасенсов
У всяческих волшебников, оказывается, имеется свой сленг. SNC обратился к потомственным ведуньям, верхним магам и мастерам-экстрасенсам, чтобы его разузнать.
Модная съемка: «Одержимая модой»
18 часов назад
Модная съемка: «Одержимая модой»
Это рассказ о том, что происходит, когда увлечение модой выходит за все виданные и невиданные рамки, тренды становятся важнее подруг, а на вопрос «Кем вы видите себя через 5 лет?» вы можете ответить только: «Обладательницей новой сумки Louis Vuitton». Страшно и красиво одновременно.
6 мемов с Умой Турман
22 часа назад
6 мемов с Умой Турман
Сегодня Уме Турман исполняется 47 лет. Мы решили собрать смешные интернет-мемы и пародии на одну из самых любимых актрис всея Голливуда.
Как носить бралетт напоказ и не чувствовать себя стриптизершей
28 апреля 2017
Как носить бралетт напоказ и не чувствовать себя стриптизершей
Шаг вперед, два назад – такой незамысловатый танец сейчас исполняет весна (или уже лето). Следующим ее ходом будет +21 градус в первые майские праздники. Чтобы вас подготовить к экстренному раздеванию, рассказываем, как носить бралетты. Готовы поспорить, что пригодится.
Гороскоп Овен
(21.03 - 20.04)
Общий прогноз на 24–30 апреля
Эта неделя принесет вам новолуние в Тельце, которое произойдет в среду 26 апреля в 15:16 по московскому времени. Не только эту неделю, но и весь следующий лунный месяц вы будете находиться под влиянием Тельца.